Ликвидация учреждения

505

Вопрос

Я возглавляю ликвидационную комиссию. И в связи с этим у меня возник вопрос:Кто должен принять на себя обязательства по выплате компенсаций в течение 6 месяцев работникам этого учреждения и отчетности за 2014 г.? Организация официально ликвидирована 31 декабря 2014 года. Если это будет делать ликвидированное учреждение (лицевой счет в органе ОФК еще не закрыт), то директор учреждения уволен и бухгалтер тоже. Или же это может делать администрация поселения??? Если да то какой НПА должен быть разработан. И если это будет делать администрация поселения, то соответственно будет увеличение расходов по нормативу, который устанавливает для всех администраций департамент финансов Приморского края. А этого не очень бы хотелось.

Ответ

сообщаем следующее: Учредитель, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским Кодексом, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 Гражданского кодекса РФ).

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, в соответствии со статьями 63, 64 Гражданского кодекса РФ при ликвидации юридического лица выходное пособие выплачивается после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а после удовлетворения требований кредитора (в данном случае - выплаты компенсаций) составляется ликвидационный баланс, после чего и регистрируется в налоговом органе ликвидация юридического лица.

Если ликвидируемое учреждение не может полностью уплатить компенсацию, то оставшаяся задолженность погашается вышестоящим учреждением (учредителем, главным распорядителем бюджетных средств). Однако это касается только тех вышестоящих учреждений (учредителей, главных распорядителей бюджетных средств), которые несут субсидарную ответственность по долгам учреждения. То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ). Ответ на вопрос, несет вышестоящее учреждение (учредитель, главный распорядитель бюджетных средств) субсидиарную ответственность или нет, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Так, при недостаточности денежных средств у казенных учреждений субсидиарную ответственность по их обязательствам несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, подп. 12.1 п. 1 ст. 158, п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 4 ст. 52 Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, п. 3 ст. 26.11 Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ). Учредители бюджетных и автономных учреждений по обязательствам подведомственных учреждений не отвечают (п. 5, 6 ст. 123.22 ГК РФ). Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения (его учредитель). Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу (п. 1 ст. 64.1 Гражданского кодекса РФ).

Порядок ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539. На местном уровне должны быть разработаны свои нормативно-правовые акты. Ниже приведены для примера фрагменты постановления Правительства Ставропольского края от 25.05.2011 № 195-П и постановления

Администрации Елецкого муниципального района Липецкой области от 30.11.2010 № 531.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Гражданский кодекс Российской Федерации
Часть первая

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.*

Статья 62. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица


3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

6. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.*

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.*

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.*

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.*

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.*

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица

1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;*

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;


4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Статья 64.1. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

1. В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.*

2. Рекомендация:Нужно ли вышестоящему учреждению (учредителю, главному распорядителю бюджетных средств) погашать задолженность по налогам (пеням, штрафам) за подведомственное учреждение. Учреждение ликвидируется и не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно

Если ликвидируемое учреждение не может полностью уплатить налоги (пени, штрафы), то оставшаяся задолженность погашается вышестоящим учреждением (учредителем, главным распорядителем бюджетных средств) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только тех вышестоящих учреждений (учредителей, главных распорядителей бюджетных средств), которые несут субсидиарную ответственность по долгам учреждения (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). То есть тех, которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если само учреждение как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ).

Ответ на вопрос, несет вышестоящее учреждение (учредитель, главный распорядитель бюджетных средств) субсидиарную ответственность или нет, зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Так, при недостаточности денежных средств у казенных учреждений субсидиарную ответственность по их обязательствам несет главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение (п. 4 ст. 123.22 ГК РФподп. 12.1 п. 1 ст. 158,п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ч. 4 ст. 51 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗп. 3 ст. 26.11 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Учредители бюджетных и автономных учреждений по обязательствам подведомственных учреждений не отвечают (п. 56ст. 123.22 ГК РФ). Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения (его учредитель). Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.*

Из рекомендации «Как платить налоги при ликвидации учреждения»

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 26.07.2010 № 539

Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений

V. Ликвидация федеральных учреждений

29. Ликвидационная комиссия:
а) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;
б) в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 30 настоящего Порядка), представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;
в) в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс;
г) осуществляет иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации мероприятия по ликвидации федерального учреждения.

30. При ликвидации федерального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

31. Требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного учреждения) удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Недвижимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по управлению федеральным имуществом.
Движимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое имущество, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.*

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 25.05.2011 № 195-П

О создании, реорганизации и ликвидации бюджетного учреждения Ставропольского края или казенного учреждения Ставропольского края

III. Порядок проведения процедуры ликвидации бюджетного учреждения или казенного учреждения

9. Учредитель:

1) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации бюджетного учреждения или казенного учреждения доводит его до сведения бюджетного учреждения или казенного учреждения и органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что бюджетное учреждение или казенное учреждение находится в процессе ликвидации;

2) в течение 14 календарных дней со дня уведомления регистрирующего органа о ликвидации бюджетного учреждения или казенного учреждения утверждает:

состав ликвидационной комиссии бюджетного учреждения или казенного учреждения;

порядок и сроки ликвидации бюджетного учреждения или казенного учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

10. Ликвидационная комиссия бюджетного учреждения или казенного учреждения:

1) обеспечивает реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого бюджетного учреждения или казенного учреждения в течение процесса его ликвидации;

2) в течение 10 календарных дней со дня истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами (с учетом положений пункта 11 настоящего Порядка), представляет промежуточный ликвидационный баланс бюджетного учреждения или казенного учреждения для согласования в министерство и в течение 3 календарных дней после согласования министерством промежуточного ликвидационного баланса бюджетного учреждения или казенного учреждения направляет его для утверждения учредителю;

3) в течение 3 календарных дней со дня утверждения учредителем промежуточного ликвидационного баланса бюджетного учреждения или казенного учреждения направляет учредителю обращение об изъятии из оперативного управления ликвидируемого бюджетного учреждения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, а также имущества бюджетного учреждения или казенного учреждения, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам бюджетного учреждения или казенного учреждения (далее – обращение ликвидационной комиссии бюджетного учреждения или казенного учреждения);

4) в течение 10 календарных дней после завершения расчетов с кредиторами представляет ликвидационный баланс бюджетного учреждения или казенного учреждения для согласования в министерство и в течение 3 календарных дней после согласования министерством ликвидационного баланса бюджетного учреждения или казенного учреждения направляет его для утверждения учредителю;*

5) осуществляет иные предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами мероприятия по ликвидации бюджетного учреждения или казенного учреждения.

11. При ликвидации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

12. Срок согласования министерством и утверждения учредителем промежуточного ликвидационного баланса бюджетного учреждения или казенного учреждения ликвидационного баланса бюджетного учреждения или казенного учреждения не должен превышать 5 календарных дней со дня его получения.

При выявлении недостоверных или неполных сведений, нарушений законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края министерство и учредитель в сроки, установленные настоящим пунктом, возвращают промежуточный ликвидационный баланс бюджетного учреждения или казенного учреждения или ликвидационный баланс бюджетного учреждения или казенного учреждения ликвидационной комиссии бюджетного учреждения или казенного учреждения с указанием выявленных замечаний.

Срок устранения ликвидационной комиссией бюджетного учреждения или казенного учреждения замечаний министерства и учредителя и повторного направления промежуточного ликвидационного баланса бюджетного учреждения или казенного учреждения или ликвидационного баланса бюджетного учреждения или казенного учреждения не должен пр



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 26.83%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.76%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65.85%
  • Над налоговой отчетностью 24.39%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль