Отличия бюджетного и автономного учреждения

2561

Вопрос

Подскажите основные отличия бюджетного и автономного учреждения. Нам в этом году надо сделать выбор между казенным или автономным учреждением, т.к. мы школа нас волнует порядок предоставления субсидии на выполнения гос. задания автономным учреждениям. Какие есть подводные камни в автономии?

Ответ

сообщаем следующее: Сравнительная таблица с характеристиками казенных, бюджетных и автономных учреждений приведена в материале 2.

Автономное учреждение наделено большей самостоятельностью в сравнении с бюджетными учреждениями, например, может осуществлять вложения в ценные бумаги.
Порядок предоставления субсидии на выполнение государственного задания автономного учреждения устанавливается его учредителем в нормативном правовом акте. Подробнее о том, как доводится субсидия (в том числе как рассчитывается и в какой периодичности доводится до учреждения) см. в рекомендации 1.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: В каком порядке предоставляются субсидии на выполнение госзадания

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на выполнение госзадания устанавливаются нормативно-правовыми актами:

  • Правительства РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;
  • местной администрации – в отношении субсидий из местных бюджетов*.

Об этом сказано в абзаце 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Так, субсидии из федерального бюджета предоставляются федеральным бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с графиком к соглашению о предоставлении субсидии. По графику субсидию следует перечислять не реже одного раза в квартал в сумме, которая не превышает:

  • 25 процентов годового размера субсидии в течение I квартала;
  • 50 процентов годового размера субсидии в течение первого полугодия, а для образовательных учреждений – 65 процентов;
  • 75 процентов годового размера субсидии в течение девяти месяцев.*

Вышеприведенный порядок не распространяется на учреждения, оказание услуг или выполнение работ которых зависит от сезонных условий (если учредителем не установлено иное).

Такой порядок предусмотрен пунктом 26 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2014 г. № 1563.

Размер субсидии учреждению рассчитывайте на основании:*

Если учреждение оказывает госуслугу (выполняет работу) в рамках госзадания за плату, размер субсидии рассчитывайте с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

Об этом сказано в пунктах 10, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671, пунктах 8, 8(1), 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182, пункте 10.4 Комплексных рекомендаций по реализации Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ.

Внимание: начиная с субсидий на 2016 год (и последующие годы) их объем нужно рассчитывать на основании нормативных затрат, которые утверждаются с соблюдением общих требований, установленных федеральными органами власти. Однако соответствующие органы власти могут принять решение о более ранних сроках определения нормативных затрат по новым правилам. Об этом сказано в пунктах 6–7 статьи 5 Закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ.

Порядок определения нормативных затрат устанавливает учредитель (ГРБС). При этом рекомендации по расчету нормативных затрат установлены:

Дополнительно Минфин России письмом от 1 октября 2014 г. № 02-01-09/49180 довел Методические рекомендации с общими требованиями к порядку расчета объема финобеспечения государственного (муниципального) задания. В этом письме предлагается общий подход к определению нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг.*

Главбух советует: Помимо этого, при определении нормативных затрат вы можете воспользоваться примерами их расчета в различных сферах (спорт, образование, культура, социальная защита).

Эти примеры размещены на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru: на странице во вкладке «АКТУАЛЬНОЕ» перейдите в раздел «Бюджет», далее «Нормативные затраты. Методологическая поддержка ФОИВ» и «Примеры расчета нормативных затрат». Из предложенных вариантов выберите тот, который подходит вам.

Как правило, в состав нормативных затрат входят следующие расходы (по группам):

Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием госуслуг (выполнением работ) Нормативные затраты на общехозяйственные нужды Нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного имущества (ОЦИ)
– на зарплату и страховые взносы на зарплату сотрудников, которые принимают непосредственное участие в оказании госуслуг (выполнении работ); – на зарплату и страховые взносы на зарплату вспомогательного, технического и административного персонала (который не принимает непосредственного участия в оказании госуслуг, работ); – на электроэнергию (обычно 10 процентов общего объема затрат на оплату данного вида коммунальных услуг);
– на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых при оказании услуг (выполнении работ); – на коммунальные услуги (кроме расходов, отнесенных к нормативным затратам на содержание ОЦИ); – на тепловую энергию (обычно 50 процентов общего объема затрат на оплату этого вида коммунальных услуг);
– другие расходы, которые также непосредственно связаны с оказанием госуслуг (выполнением работ) – на проведение текущего ремонта для поддержания помещений в надлежащем состоянии; – на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается ОЦИ, в т. ч. земельные участки
– на эксплуатацию систем охранной и противопожарной безопасности, техобслуживание и ремонт этих систем (в рамках содержания объектов особо ценного имущества);
– на ОСАГО автомобилей, относящихся к особо ценному имуществу;
– на услуги связи;
– на приобретение транспортных услуг и т. п.;
– на ремонт и техобслуживание бытовой и оргтехники, обслуживание информационных баз данных, повышение квалификации, приобретение мебели и канцелярии, других хозтоваров, периодической литературы и т. д.

Внимание: уменьшать размер субсидий на выполнение госзадания можно только в строго установленных случаях.

По общему правилу уменьшить объем субсидии, предоставленной на выполнение госзадания, можно в течение срока его исполнения только при изменении самого госзадания (п. 2.2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Для принятия решения об уточнении показателей госзадания и о сокращении объема субсидии нужно вовремя проводить контрольные мероприятия.

Так, в 2015 году уменьшить размер субсидии можно по следующей причине. Из-за сложившейся в стране экономической ситуации на 2015 год учредителям (ГРБС) не полностью доведены лимиты на финансовое обеспечение подведомственных учреждений. Поэтому в текущем году ГРБС вправе уменьшить размер выделяемой учреждениям субсидии. Но сделать это можно только после внесения изменений в утвержденное госзадание. В частности, путем корректировки показателей нормативных затрат, используемых для расчета.

Вносить изменение в госзадание на 2016 и 2017 годы возможно, только если ЛБО не будут доведены до 31 декабря 2015 года. Если это все-таки произойдет, для изменения госзадания нужно оформить дополнительное соглашение о предоставлении субсидии в части объемов в 2016 и 2017 годах.

Об этом сказано в письме Минфина России от 29 января 2015 г. № 02-01-09/3427.

Также стоит отметить, что уменьшать размер субсидии на объем неиспользованных остатков субсидии на начало очередного финансового года нельзя. Это противоречит законодательству.

При этом Минфин России рекомендует учредителям бюджетных и автономных учреждений проводить анализ причин образовавшихся остатков субсидий, которые не использованы в текущем финансовом году (в т. ч. своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и т. д.).

Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 11 января 2013 г. № 02-13-10/28.

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.Справочники: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения Бюджетный кодекс РФ Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ
Направление деятельности

Оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством1

(ст. 6 Бюджетного кодекса РФ)

К типу федеральных казенных учреждений обязательно должны относиться:
– управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части войск и воинских формирований;
– учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, учреждения, которые специально созданы для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
– специализированные учреждения для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации;
– учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны России, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;
– психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения

(ч. 1 ст. 31 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– в других сферах

(п. 1 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

В форме бюджетных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (п. 1 ст. 15.1 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Государственные академии наук (в частности, Российская академия наук, отраслевые академии наук) считаются созданными в форме государственных бюджетных учреждений (п. 1 ст. 6 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ)

Выполнение работ, оказание услуг для реализации полномочий госорганов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законодательством, в сферах:
– науки;
– образования;
– здравоохранения;
– культуры;
– СМИ;
– социальной защиты;
– занятости населения;
– физической культуры и спорта;
– многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
– в других сферах в случаях, установленных федеральными законами (в т. ч. при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью).

В настоящее время другие сферы деятельности установлены:

(ч. 1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 5 ст. 2 Закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ)

Автономные учреждения, которые созданы до 1 января 2011 г. в виде фондов содействия кредитованию (гарантийных фондов, фондов поручительств), бизнес-инкубаторов и микрофинансовых организаций могут продолжать свою деятельность в данной сфере (п. 4 ст. 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ)

В форме автономных учреждений могут быть созданы государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.35%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.82%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.71%
  • Над налоговой отчетностью 23.53%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль