Является ли Почта России монополистом

2164

Вопрос

Является ли Почта России монополистом в части услуги на предоставление в пользование абонентских почтовых шкафов согласно п.1 ч.1 ст.93 44 Федерального закона?

Ответ

сообщаем следующее: Нет, не является. Почта России является монополистом только по услуге «Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей)».

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в пункте 1 статьи 4 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Предметом контракта в этом случае может быть только та деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Услуги, связанные с предоставлением в пользование абонентских почтовых ящиков, (как и услуги по эксплуатации франкировальной машины или реализации почтовых марок), не перечислены в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи». Поэтому их нельзя закупать как у субъекта естественной монополии (письмо Минэкономразвития России от 29.01.2010 № Д22-86 «О размещении заказа на оказание услуг, связанных с эксплуатацией франкировальной машины»).

Следует отметить, что данное письмо поясняет порядок закупки в рамках Закона 94-ФЗ, который в настоящее время утратил силу. Однако считаем, что разъяснения, данные в письме, актуальны и в настоящее время в рамках закупок по нормам Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как проводить закупки у единственного поставщика

Естественные монополии и центральный депозитарий

Закупка услуг, которые оказывает центральный депозитарий, а также товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В свою очередь к деятельности субъектов естественных монополий относятся:*

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;*
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в пункте 1 статьи 4 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Обратите внимание, что предметом контракта в этом случае может быть только та деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Это важно, поскольку субъекты естественных монополий могут осуществлять и другие виды предпринимательской деятельности, на которые действие данного пункта не распространяется. Например, ФГУП «Почта России» является монополистом в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. Наряду с этой деятельностью занимается реализацией почтовых марок, по которой не является монополистом.

Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ неправомерно. Такой вывод подтверждают разъяснения ФАС России, которые приведены в письме от 12 июля 2013 г. № ЦА/27149/13. Данные разъяснения относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Несмотря на это, их можно использовать и сейчас: нормы законов № 44-ФЗ и № 94-ФЗ в части заключения контрактов с единственным поставщиком-монополистом аналогичны.*

Для определения статуса потенциального поставщика заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий, который ведет ФСТ России.* В этот реестр включаются сведения об организациях-монополистах, в отношении которых проводится государственное регулирование и контроль (п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте http://www.fstrf.ru. Например, по данным реестра, в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП «Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», ЗАО «Энергосбыт», ЗАО «Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) – в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП «Почта России» – по услугам общедоступной почтовой связи;*
  • ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» – по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» – по услугам железнодорожных перевозок.

Следует отметить, что наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием для подтверждения его статуса. Объясняется это тем, что основной признак – ведение деятельности в условиях естественной монополии, а не наличие данных об организации в реестре. Кроме того, подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3 статьи 3, статье 8 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55-15711/2010Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67-6886/2009).

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Статья 4 Закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»

«Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах* (абзац в редакции, введенной в действие с 18 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 16-ФЗ, - см. предыдущую редакцию):

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи* (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);»

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 24.10.2005 № 637

«О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи»

2. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги* общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий* (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2статьи 19_2 Федерального закона "О связи"

ПЕРЕЧЕНЬ
услуг общедоступной электросвязи и общедоступной
почтовой связи, государственное регулирование тарифов
на которые на внутреннем рынке Российской Федерации
осуществляет Федеральная служба по тарифам

1. Пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).*

2. Передача внутренней телеграммы.

3. Предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.»

4.ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 29.01.2010 № Д22-86

«О размещении заказа на оказание услуг, связанных с эксплуатацией франкировальной машины»

«Департамент развития конкуренции Минэкономразвития России рассмотрел обращение Росимущества по вопросу разъяснений применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и сообщает свое мнение.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Согласно ст.4 указанного Федерального закона к сферам действия естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи. При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, согласно которому услуги по эксплуатации франкировальной машины не относятся к услугам общедоступной почтовой связи.

Учитывая изложенное, размещение заказа на оказание услуг, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, необходимо осуществлять согласно процедурам, установленным Законом.»*

Дополнительно по данному вопросу:

Письмо ФАС России от 12.07.2013 N ЦА/27149/13 «О разъяснении законодательства»

выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

17.02.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль