Отражение в учете неустойки

650

Вопрос

По договору о возмещении расходов организация обязана возмещать Администрации расходы, связанные с эксплуатационным и коммунальным содержанием нежилого помещения (площади предоставлены по договору аренды нежилого помещения). Организация периодически нарушала исполнение обязательств по договору, что привело к образованию большой задолженности перед Администрацией. Готовится пакет документов для подачи в Арбитражный суд, где указывается сумма неустойки за каждый день просрочки по условиям договора. Когда (до подачи документов в суд или по решению суда) и как надо отразить начисление неустойки в казенном учреждении.Спасибо.

Ответ

Здравствуйте, Инна Леонидовна!

В ответ на Ваш вопрос от 18.02.2015 «

м следующее: В бухучете сумму неустойки начисляйте на основании документа, предусмотренного обычаями делового оборота (акта, иного документа, содержащего сведения об исполнении обязательства контрагентом, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащего обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов).

Для учета суммы неустойки примените аналитический счет 0.209.40.000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" счета 0.209.00.000 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Применение счета 209.40 по неустойке связано с планируемыми изменениями. Но использовать этот счет нужно уже сейчас. Такой вывод следует из пункта 4.1 Методических рекомендаций Минфина России о переходе на новые правила учета.

Причиненный ущерб может быть возмещен виновником добровольно или по решению суда. Если виновное лицо не возместило ущерб добровольно, начинается процедура судебного производства.

При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно российскому законодательству (п. 220 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Начисление суммы неустойки отразите в бюджетном учете следующей проводкой:

Дебет КДБ.1.209.40.560 КредитКДБ.1.401.10.140 - начислен доход бюджета в сумме задолженности по уплате неустойки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ

Бухучет неустойки, полученной от поставщика

Ситуация: как отразить в бухучете государственного учреждения-заказчика сумму неустойки (штрафа, пеней), полученную от поставщика (подрядчика, исполнителя). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил обязательства, предусмотренные контрактом

По общему правилу условие контракта об ответственности поставщика, исполнителя или подрядчика является обязательным (не включать его в контракт можно только в некоторых случаях).

При нарушении (неисполнения) контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан потребовать уплату неустойки (ч. 4 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Размер пени не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день ее уплаты. Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств устанавливается в виде фиксированной суммы. Такие правила установлены частями 6–8 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. О том, как правильно прописать в контракте условия об ответственности и рассчитать штрафные санкции, см. здесь.

В бухучете сумму неустойки (штрафа, пеней) начисляйте на основании акта о приемке товаров (работ, услуг) или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота.* При этом такой документ должен содержать:

обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством;

сведения об исполнении обязательства исполнителем и о принятых результатах исполнения контракта (включая сумму неустойки (пеней, штрафов)).

Об этом сказано в письме Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525.

Порядок отражения в бухучете сумм полученных неустоек (штрафов, пеней) зависит от типа учреждения.*

В учете казенных учреждений:

Сумма неустойки (штрафа, пеней) при нарушении условий государственного контракта относится к неналоговым доходам бюджета и зачисляется в размере 100 процентов в доход соответствующего бюджета (абз. 5 п. 3 ст. 41подп. 6 п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому поставщик (исполнитель, подрядчик) должен перечислить санкции сразу в доход бюджета без отражения на лицевом счете заказчика – получателя бюджетных средств.

В учете при этом сделайте проводки:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
В учете получателя бюджетных средств:
1. Отражена задолженность поставщика (исполнителя, подрядчика) бюджету по уплате неустойки<7> КДБ.1.209.40.560<6> КДБ.1.303.05.730
2. Зачислена сумма неустойки (штрафа, пеней) на счет Казначейства России КДБ.1.303.05.830 КДБ.1.209.40.660<6>
В учете администратора доходов бюджета:*
1. Начислен доход бюджета в сумме задолженности поставщика (исполнителя, подрядчика) по уплате неустойки КДБ.1.209.40.560<6> КДБ.1.401.10.140
2. Поступила сумма неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджета КДБ.1.210.02.140 КДБ.1.209.40.660<6>

<6> Применение счета 209.40 по неустойке связано с планируемыми изменениями. Но использовать этот счет нужно уже сейчас. Такой вывод следует из пункта 4.1 Методических рекомендаций Минфина России о переходе на новые правила учета.

<7> В приложении 1 к Инструкции № 162н корреспонденция счетов Дебет КДБ.1.209.40.560 Кредит КДБ.1.303.05.730 не приведена. Поэтому согласуйте ее:
– с финансовым органом;
– с главным распорядителем бюджетных средств;
– с Казначейством России.*

Такой порядок следует из положений пунктов 278 Инструкции № 162н, пункта 74 приложения 1 к Инструкции № 162н, подпункта «ж» пункта 3.45, абзаца 8 подпункта «в» пункта 3.55 проекта приказа Минфина России от 25 сентября 2014 г.

О том, как отразить в бухучете неустойку по контракту, исполненную контрагентом путем зачета встречных требований, см. Вправе ли ПБС произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 04.09.2012 № 02-06-10/3525

О порядке принятия первичных учетных документов к бюджетному учету в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по заключенным контрактам поставки материальных ценностей

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в части своей компетенции письмо о порядке принятия первичных учетных документов к бюджетному учету в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по заключенным контрактам поставки материальных ценностей и сообщает.
Согласно постановлению Госкомстата Российской Федерации от 25.12.98 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" товарная накладная (форма N ТОРГ-12)применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности (у исполнителя государственного контракта (поставщика)), и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации (учреждению) и является основанием для оприходования этих ценностей.
Вместе с тем согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации установленная договором поставки неустойка за просрочку поставки товаров, предусмотренной государственным контрактом (договором), предъявляется поставщику по факту его недобросовестного исполнения обязательства.
Возникновение обязательств по уплате санкций (неустойки), в связи с нарушением сроков поставки по заключенному государственному контракту (договору), оформляется первичным учетным документом, содержащим все необходимые реквизиты (статья 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").*
Обращаем внимание, что обязанность составления акта о приемке товара, иного документа может быть предусмотрена сторонами при заключении государственного контракта.
Таким образом, по мнению Департамента, начисление требований по уплате неустойки, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту производятся на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), содержащего обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов.*

Заместитель директора
Департамента бюджетной
политики и методологии
С.В.Сивец

3. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.12.2010 № 157Н

Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (с изменениями на 29 августа 2014 года)

Счет 20900 "Расчеты по ущербу и иным доходам"

(Заголовок в редакции, введенной в действие с 16 ноября 2014 года приказом Минфина России от 29 августа 2014 года № 89н. - См. предыдущую редакцию)

220. Счет предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей, по суммам потерь от порчи материальных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством Российской Федерацией порядке, по суммам предварительных оплат не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенных (не удержанных из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации, при возникновении страховых случаев, а также по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации. При определении размера ущерба, причиненного недостачами, хищениями, следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.

На суммы недостач, хищений, потерь от порчи, иных ущербов, не признанных виновными лицами к возмещению, оформленные в установленном порядке материалы передаются для предъявления гражданского иска либо возбуждения в установленном порядке уголовного дела. При получении решения суда суммы предъявленного к возмещению ущерба уточняются в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно законодательству Российской Федерации.*

18.02.2015г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль