Начисление и погашение исполнительных листов

259

Вопрос

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве", со статьями 242.1, 242.2, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, со статьей 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", подпункта 3.19 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях", на финансовый орган возложено ведение учет и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета города, муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением, поступающих в администрацию города. На основании Журнала учета и регистрации исполнительных документов и хранения, заполняются карточки учета расчетных документов, ожидающих исполнения, и учитываются на забалансовом счете 14. Кто должен отражать в бухгалтерском учете начисление и погашение исполнительных листов? И как отразить в учете?

Ответ

сообщаем следующее: Отражать в учете начисление сумм подлежащих перечислению в исполнение исполнительных документов должно бюджетное (автономное) учреждение, так как в соответствии с подпунктом 7 пункта 20 статьи 30 ФЗ №83-ФЗ, бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа, учтенных на его лицевом счете должника. То есть кассовый расход по исполнению исполнительного документа совершает именно бюджетное учреждение со своего лицевого счета. А в соответствии с пунктом 3.19 статьи 2 ФЗ №174-ФЗ, обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 ФЗ № 83-ФЗ для бюджетных учреждений. Поэтому в учете бюджетное (автономное) учреждение исполнение исполнительного документа учреждение должно отразить проводками: Дебет 0.401.20.290 Кредит 0.303.05.730 субсчет «Исполнительные документы» – начислена задолженность по исполнительному документу подлежащий исполнению; Дебет 0.303.05.730 субсчет «Исполнительные документы» Кредит 0.201.11.610 – погашена задолженность по исполнительному документу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изменениями на 31 декабря 2014 года)

«Статья 30*

1. Лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации), открываются и ведутся соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.

2. Лицевые счета, открываемые федеральным бюджетным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством.

3. Лицевые счета, открываемые бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным учреждениям) в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

4. В соответствии с заключенным с высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования) соглашением территориальные органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета для учета операций бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных учреждений) в порядке, установленном Федеральным казначейством.

20. Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в следующем порядке:

1) обращение взыскания на средства бюджетных учреждений (далее в настоящей части - бюджетное учреждение - должник) осуществляется на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов (далее - решение налогового органа) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов;*

2) к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности, удостоверяющей полномочия представителя;

7) бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа или уведомления о поступлении решения налогового органа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.

Бюджетное учреждение - должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе или решении налогового органа.*

При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов или решения налогового органа бюджетное учреждение - должник обязано предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа или решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет должника.

При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов или решения налогового органа, установленных абзацем первым настоящего пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Операции по лицевым счетам бюджетного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным учреждением - должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа или решения налогового органа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов, документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа об отсрочке или о рассрочке исполнения решения налогового органа;»

2. Ситуация:Как отразить в бухучете и при налогообложении пени и штраф за неуплаченный (несвоевременно уплаченный) налог

Налоговое законодательство разделяет понятия «пени» и «штраф». Пеней признается денежная сумма, которую учреждение должно перечислить в бюджет при несвоевременном исполнении обязательства по уплате налога (п. 1 ст. 75 НК РФ). Штрафом является налоговая санкция, которая взыскивается с учреждения за допущенное налоговое правонарушение (ст. 114 НК РФ).

При расчете налога на прибыль суммы начисленных пеней и штрафов учреждение учесть не вправе (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Расходы на уплату налоговых санкций отражайте по статье КОСГУ 290* «Прочие расходы» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с начислением пеней (штрафа), зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Порядок отражения в бухучете сумм налоговых санкций (пеней, штрафов) Инструкцией № 174н не установлен. В частных разъяснениях сотрудники Минфина России (департамента бюджетной политики и методологии) указывают, что налоговые санкции (пени, штрафы) следует отражать на счете 0.303.05.000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Это связано с тем, что они не являются налогами (сборами), а относятся к прочим платежам, зачисляемым в бюджет.

Для обеспечения раздельного учета налоговых санкций (в разрезе налогов, сборов) и других платежей в бюджет к счету 0.303.05.000 целесообразно открыть субсчета (например, «Пени (штрафы) по налогу на прибыль»).

В учете начисление налоговых санкций отразите проводкой:

Дебет 0.401.20.290 Кредит 0.303.05.730 субсчет «Пени (штрафы)»*
– начислены пени (штраф) за несвоевременную уплату налога (за налоговое правонарушение).

Такой порядок установлен пунктами 131153 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 401.20303.00).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении налоговых санкций (пеней, штрафов)*

В бюджетном учреждении «Альфа» в сентябре была проведена налоговая проверка. По ее результатам учреждению были начислены пени в сумме 2000 руб. и штраф в размере 2500 руб. по налогу на прибыль.

Начисление налоговых санкций бухгалтер «Альфы» отразил проводкой:

Дебет 2.401.20.290 Кредит 2.303.05.730 субсчет «Пени (штрафы) по налогу на прибыль»
– 4500 руб. – начислены пени и штраф по налогу на прибыль.

При расчете налога на прибыль за девять месяцев сумма налоговых санкций не учитывалась.

В учете автономных учреждений:

С отражением платежей в бухучете есть неоднозначность. В пункте 152 Инструкции № 183н сказано, что суммы штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов подлежат отражению на счете 0.302.91.000«Расчеты по прочим расходам». При этом в учете делается запись:

Дебет 0.401.20.290 Кредит 0.302.91.000*
– начислены пени (штраф) за несвоевременную уплату налога (за налоговое правонарушение).

Однако положения пункта 152 Инструкции № 183н противоречат требованиям, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н. Объясняется это тем, что на счете 0.302.00.000 «Расчеты по принятым обязательствам» отражаются только расчеты с физическими и юридическими лицами за материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги). А расчеты с бюджетом по всем видам платежей должны отражаться на счете 0.303.00.000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Об этом сказано в пунктах 254259Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Поэтому наиболее правильно отражать начисление пеней (штрафов) следующим образом:

Дебет 0.401.20.290 Кредит 0.303.05.000*
– начислены пени (штраф) за несвоевременную уплату налога (за налоговое правонарушение).

В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности.

Для обеспечения раздельного учета налоговых санкций (в разрезе налогов, сборов) и других платежей в бюджет к счету 0.303.05.000 целесообразно открыть субсчета (например, «Пени (штрафы) по налогу на прибыль»).

Вместе с тем, поскольку положения вышеназванных инструкций вступают в противоречие, согласуйте порядок отражения в учете сумм налоговых санкций с финансовым органом (органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя) (п. 3 Инструкции № 183н).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении налоговых санкций (пеней, штрафов)*

В автономном учреждении «Альфа» в сентябре была проведена налоговая проверка. По ее результатам учреждению были начислены пени в сумме 2000 руб. и штраф в размере 2500 руб. по налогу на прибыль.

Начисление налоговых санкций бухгалтер «Альфы» отразил проводкой:

Дебет 2.401.20.290 Кредит 2.303.05.000 субсчет «Пени (штрафы) по налогу на прибыль»
– 4500 руб. – начислены пени и штраф по налогу на прибыль.

При расчете налога на прибыль за девять месяцев сумма налоговых санкций не учитывалась.

Из рекомендации «Как перечислить налог в бюджет»

Сергей Разгулин

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Наталия Гусева

директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

24.02.2015г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// budget.1gl.ru/#/hotline/rules/



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль