Расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль.

680

Вопрос

Мы являемся бюджетным учреждением. Находимся на традиционной системе налогообложения.Заполняем декларацию по налогу на прибыль. Доходы учитываем по методу начислений по счету 401 10 по внебюджетной деятельности. Расходы нам необходимо тоже учитывать по методу начислений и в частности по счету 401.20 по внебюджетной деятельности. В связи с тем, что принцип пропорционального деления расходов был отменен. Мы берем расходы с точки зрения обоснованности расходов по ст. 252 НК РФ по внебюджетной деятельности. Финансирование, а в частности статьи расходов с КОСГУ от ст. 211,212,213,224,225,226, 290 у нас есть в государственном задании и такие статьи расходов по внебюджетной деятельности, но направленность другая.Мы можем сформировать затратную часть и обоснованность расходов на основании ст. 252 НК РФ или в состав расходов мы не имеем право включить никакие затраты? Как правильно построить методологии расходной части по налогу на прибыль? С уважением, Елена <...>.

Ответ

сообщаем следующее: В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ при расчете налога на прибыль учреждение вправе учитывать только те расходы, которые одновременно: экономически обоснованны; документально подтверждены; связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте. общехозяйственные (общепроизводственные) расходы, оплаченые за счет средств от платной деятельности, но связаны с ведением как приносящей доход деятельности, так и с деятельностью на госзадании в 2014 году и в 2015 году учитывайте в соответствии с приведенным материалом. Решение о том, какие расходы при расчете налога признаются экономически обоснованными, принимайте в соответствии с приведенным материалом.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль

Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль сумму полученных доходов могут уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).*

Условия признания расходов

Все расходы учреждения, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.*

Способы признания расходов

В расчет налоговой базы расходы включайте одним из способов: методом начисления или кассовым методом (ст. 272 или273 НК РФ).*

Группировка расходов

Все расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, делятся на две группы:

Это предусмотрено пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ.*

Расходы, связанные с производством и реализацией

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

  • расходы на производство, хранение и доставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;
  • расходы, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров;
  • расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техобслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном состоянии;
  • расходы на освоение природных ресурсов;
  • расходы на НИОКР;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование;
  • расходы, связанные с приобретением прав на государственные (муниципальные) земельные участки, на которых находятся строения или будет осуществляться капитальное строительство (ст. 264.1 НК РФ);
  • прочие расходы.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

Статьи затрат

По своему экономическому содержанию все расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются по следующим статьям:

Такая классификация предусмотрена пунктом 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

Помимо этой группировки, учреждения, применяющие метод начисления, подразделяют расходы, связанные с производством и реализацией, на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). Об их учете см. Как в налоговом учете учитывать прямые и косвенные расходы.

Нормируемые расходы

Некоторые расходы учитываются при расчете налога на прибыль только в пределах норм. К нормируемым расходам относятся, например, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на страхование сотрудников (п. 4 и 2ст. 264, п. 16 ст. 255 НК РФ).

Расходы, не уменьшающие налоговую базу

При расчете налога на прибыль не учитываются расходы, перечисленные в статье 270 Налогового кодекса РФ. Они не уменьшают налоговую базу ни при каких условиях.

Особенности признания при расчете налога на прибыль отдельных видов расходов приведены в таблице.*

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны с ведением как приносящей доход деятельности, так и с деятельностью на госзадании (Редакция утратила силу 1 янв 2015)

Нет, нельзя. При этом Минфин России допускает некоторые исключения.

По общему правилу при расчете налога на прибыль расходы учитываются при условии, что они экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, приносящей доход (п. 1 ст. 252 НК РФ). В рассматриваемой ситуации общехозяйственные (общепроизводственные) расходы относятся одновременно как к деятельности, направленной на получение дохода, так и к деятельности на госзадании. Следовательно, такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (связанными непосредственно с предпринимательской деятельностью).

Кроме того, учреждения при расчете налога на прибыль не вправе учесть даже часть таких затрат. Это связано с тем, чтоглава 25 Налогового кодекса РФ не предусматривает распределение доходов (расходов) между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального распределения затрат, установленный статьей 272Налогового кодекса РФ, применяется только для распределения доходов (расходов), которые формируют налоговую базу. То есть применяется исключительно в отношении расходов, связанных с деятельностью, приносящей доход (в случае ведения видов деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03-03-06/4/31096от 1 октября 2012 г. № 03-05-05-01/57от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47от 29 ноября 2011 г. № 03-03-05/118от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/38от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4.

Вместе с тем, в последних разъяснениях Минфин России в двух случаях допускает возможность включения в расходы некоторых затрат, оплаченных за счет средств от приносящей доход деятельности, но связанных с деятельностью на госзадании.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно учесть расходы на оплату коммунальных услуг и ремонт имущества, которые оплачены частично за счет субсидий и частично за счет платной деятельности. Однако уменьшать доходы на указанные расходы можно только в сумме превышения фактических расходов над суммой полученной на эти цели субсидии. Для признания расходов необходимо обосновать данные действия расчетом затрат, которые не были профинансированы из бюджета (включены в субсидию). Об этом сказано в письме Минфина России от 28 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/124.

Во-вторых, в письме от 28 января 2013 г. № 03-03-06/4/8 Минфин России высказал мнение о том, что учреждение может учесть в составе налоговых расходов стимулирующие доплаты и надбавки вне зависимости от того, задействованы сотрудники в предпринимательской деятельности или нет. При этом должны быть выполнены следующие условия:

  • надбавки и доплаты стимулирующего характера предусмотрены трудовым договором, другим локальным нормативным актом (положением о порядке оплаты труда) (абз. 1п. 2п. 25 ст. 255, п. 21 ст. 270 НК РФ);
  • выплаты экономически обоснованны (т. е. связаны с трудовыми показателями), документально подтверждены и оплачены за счет средств от приносящей доход деятельности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Обратите внимание, что согласно устным комментариям сотрудников финансового ведомства применять такой подход к другим доплатам (например, компенсационным), а также к другим расходам, учреждения не вправе.

Следует отметить, что ранее Минфин России в отношении некоммерческих организаций придерживался другой позиции. В частности, в письме от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/4/17 финансовое ведомство указывало, что расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ). Такой вывод поддерживали и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 апреля 2009 г. № КА-А40/2761-09Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008).

Какой из вышеизложенных позиций отдать предпочтение, учреждение должно решить самостоятельно. Однако в связи с выходом более поздних разъяснений Минфина России налоговые инспекции при проверках, скорее всего, будут руководствоваться именно ими.*

Из рекомендации «Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3. Ситуация:Можно ли учесть при расчете налога на прибыль общехозяйственные (общепроизводственные) расходы. Расходы оплачены за счет средств от платной деятельности, но связаны как с ней, так и с деятельностью на госзадании (Редакция действует с 1 янв 2015)

Да, можно, но не в полном объеме, а только ту часть затрат, которая относится к платной деятельности.

Объяснения такие.

По общему правилу все расходы, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, должны быть одновременно:

Об этом сказано в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации общехозяйственные и общепроизводственные расходы относятся одновременно к нескольким видам деятельности (в т. ч. к деятельности, приносящей доход). То есть последнее условие о том, что расходы должны быть связаны только с приносящей доход деятельностью, полностью не выполняется. А значит, учесть всю сумму таких затрат нельзя.

А в каком же размере можно учесть расходы? Специалисты Минфина России рекомендуют такой подход. Расходы, которые нельзя непосредственно отнести к конкретному виду деятельности (коммерческой или некоммерческой), нужно распределить с учетом положений статьи 272 Налогового кодекса РФ. То есть пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

Долю расходов, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, удобно рассчитать с помощью приведенных ниже формул.

Сначала определите долю доходов от платной деятельности:*

Доля доходов, которые получены от платной деятельности = Доходы от платной деятельности : Доходы от всех видов деятельности учреждения


А после этого сумму расходов, которую можно учесть при налогообложении:*

Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы, которые относятся к платной деятельности = Общехозяйственные (общепроизводственные) расходы × Доля доходов, которые получены от платной деятельности

Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051.

Внимание: позиция, которую высказал Минфин России в своем письме от 23 января 2015 г. № 03-03-06/4/2051, носит только информационно-разъяснительный характер. А налоговые органы могут трактовать положения законодательства по-другому. На это прямо указано в последнем абзаце данного письма. Поэтому, прежде чем принять решение о распределении расходов, взвесьте все за и против, возможно, такую позицию придется отстаивать в суде.

Стоит также отметить, что ранее представители финансового ведомства неоднократно высказывали противоположное мнение: учреждения не вправе учесть при расчете налога на прибыль даже часть общехозяйственных затрат. А объясняли свою позицию тем, что глава 25 Налогового кодекса РФ не предусматривает распределение доходов (расходов) между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального распределения затрат, установленный статьей 272 Налогового кодекса РФ, применяется только для распределения доходов (расходов), которые формируют налоговую базу. То есть исключительно в отношении расходов, связанных с платной деятельностью (в случае ведения видов деятельности, для которых установлены разные режимы налогообложения).

Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 2 августа 2013 г. № 03-03-06/4/31096от 1 октября 2012 г. № 03-05-05-01/57от 18 мая 2011 г. № 03-03-06/4/47от 29 ноября 2011 г. № 03-03-05/118от 2 апреля 2010 г. № 03-03-06/4/38от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25от 20 января 2010 г. № 03-03-06/4/4.*

Из рекомендации «Как вести раздельный учет по налогу на прибыль, если учреждение получает целевое финансирование (целевые поступления)»

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

4. Рекомендация:Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.*

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные це



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 24.44%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.89%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.89%
  • Над налоговой отчетностью 22.22%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль