Отнесение расходов к прямым, накладным, общехозяйственным

188

Вопрос

Бюджетное учреждение осуществляет медицинские услуги, что является основным видом экономической деятельности, в рамках предпринимательской деятельности осуществляет следующие услуги:1 медицинские услуги2.клинические исследования3 сдача помещений в арендуВопрос:Какие расходы относятся к прямым,к накладным,к общехозяйственным

Ответ

сообщаем следующее: Учреждение должно самостоятельно определять, какие расходы относятся к прямым, накладным или общехозяйственным. Для этого можно использовать приведенный материал и рекомендации, приведенные в письме ФФОМС от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Формируем себестоимость. Особенности учета затрат

Действующие инструкции по бухучету не содержат указаний на возможность учета затрат, которые произведены за счет субсидий, с отнесением их на финансовый результат учреждения для формирования себестоимости продукции. В статье даны практические рекомендации по их распределению и учету.

Правила распределения затрат

При выполнении учреждением каких-либо работ, оказании услуг их себестоимость формируется на счете 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с учетом как прямых, так и накладных (косвенных) общехозяйственных расходов. Использование указанного счета предусмотрено Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н ).*

Важно знать, что нет указаний на возможность учета затрат, произведенных за счет субсидий (КФО 4) или за счет предпринимательской деятельности (КФО 2) с целью формирования себестоимости готовой продукции, выполнения работ, оказания услуг, без применения счета 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Таким образом, независимо от того, в рамках какого вида деятельности произведены расходы, учреждение при формировании учетной политики должно определить порядок и периодичность отражения расходов на указанном счете.

Учреждению нужно организовать бухгалтерский учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции в зависимости от отраслевых особенностей по способу включения в себестоимость (прямые и косвенные (накладные)). Данная операция может совершаться по итогам календарного месяца.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде предоставленной ему из бюджета субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат. Они делятся на прямые затраты, которые непосредственно связаны с оказанием данного вида услуги, и затраты на общехозяйственные нужды.*

Прямые расходы

К прямым нормативным затратам относятся расходы на оплату труда специалистов по штатному расписанию и расходных материалов, потребляемых в процессе оказания услуг.*

Общехозяйственные расходы

В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие расходы:

  • на оказание коммунальных услуг (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги.
  • прочие расходы на общехозяйственные нужды.*
Накладные расходы

Накладные (косвенные) расходы учреждения подлежат распределению между видами деятельности (КФО), между видами оказываемых услуг, а также в налоговом учете.

Распределять такие расходы необходимо еще при их планировании (то есть на стадии составления плана финансовой деятельности учреждения), в частности, при расчете нормативных затрат на выполнение госзадания, на содержание имущества, при калькулировании себестоимости платных услуг.

В соответствии с типовой формой соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием по госзаданию услуг (выполнением работ), учреждение вправе расходовать субсидии самостоятельно в целях оказания услуг, выполнения работ согласно требованиям к их качеству и (или) объему, определенным в госзадании. При этом учреждение не вправе покрывать часть нормативных затрат за счет субсидий, если оно ведет деятельность, связанную с оказанием услуг (выполнением работ) за плату.

Таким образом, основаниям для отнесения кассовых расходов и принятых бюджетных обязательств к КФО должен соответствовать объем работ, услуг, установленный госзаданием, которое формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг и показателей качества этих услуг.

В пункте 134 Инструкции № 157н указано, что распределение накладных расходов осуществляется пропорционально показателям, характеризующим результаты деятельности учреждения (прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, объему выручки и т. п.). В состав затрат учреждения помимо прямых и накладных затрат также входят общехозяйственные расходы и издержки обращения ( п. 138 Инструкции № 157н ).

Какие из перечисленных выше расходов подлежат распределению, указано на схеме.*

Отнесение расходов  к прямым, накладным, общехозяйственным

В приведенной схеме прямые и косвенные (накладные) расходы объединены в группу, которая условно названа «производственные расходы». В свою очередь накладные расходы, включенные в эту группу, подлежат распределению на себестоимость продукции, работ, услуг (по видам).

В силу пункта 135 Инструкции № 157н общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике также распределяются на себестоимость продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года. К ним относятся расходы непроизводственного характера.

В соответствии с пунктом 136 Инструкции № 157н сумма затрат, произведенных учреждением в результате реализации товаров, работ, услуг, в том числе в процессе их продвижения, является издержками обращения, которые также относятся на увеличение расходов текущего финансового года.

Таким образом, распределению подлежат косвенные (накладные) расходы, связанные с производством продукции, оказанием услуг, выполнением работ, и общехозяйственные распределяемые расходы. Порядок распределения таких расходов разрабатывается в учреждении с учетом отраслевой специфики самостоятельно (по согласованию с учредителем) либо учредителем и является элементом учетной политики ( п. 134 Инструкции № 157н ).

При распределении накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности не стоит забывать, что основная деятельность учреждения ведется в рамках госзадания, которое доводится до учреждения его учредителем.

Пример распределения затрат

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Рассмотрим на примере распределение общих расходов между видами деятельности на стадии планирования.

ПРИМЕР*

Бюджетному учреждению при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год необходимо распределить планируемые общехозяйственные расходы по видам деятельности. Доходы по субсидиям на выполнение госзадания планируются на основании данных, полученных от учредителя, об объеме выделенных ему субсидий. Кроме того, планируются доходы от оказания платных услуг (по видам услуг), а также от предоставления имущества в аренду.

Обобщенные плановые показатели по поступлениям средств выглядят следующим образом:

1) субсидии на выполнение государственного задания, всего – 122 300 000 руб. (в том числе, на уплату налогов на имущество и землю, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением – 10 200 000 руб.).

2) приносящая доход деятельность, всего – 60 000 000 руб.

Общая сумма поступлений составляет 182 300 000 руб.

Далее приведем отдельные статьи расходов, подлежащие распределению при планировании финансово-хозяйственной деятельности:

1) услуги связи – 50 000 руб.;

2) расходы на коммунальные услуги, всего – 900 000 руб.

В том числе:

– на электроэнергию – 400 000 руб.

– на тепловую энергию – 300 000 руб.

– на водопотребление и водоотведение – 200 000 руб.

Транспортный налог – 200 000 руб.

Согласно установленной методике распределения общих расходов при планировании ФХД, общие расходы распределяются пропорционально доходам по видам деятельности следующим образом:

1) общая сумма поступлений субсидий на выполнение государственного задания (без учета средств на уплату налогов на имущество и землю) равна 112 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000);

2) общая сумма поступлений по всем видам деятельности (без учета средств на уплату указанных налогов) составляет 172 100 000 руб. (122 300 000 – 10 200 000 + 60 000 000);

3) доля доходов по субсидиям равна 65 процентам ((122 300 000 руб. – 10 200 000 руб.): 172 100 000 руб. × 100);

4) доля доходов от предпринимательской деятельности составляет 35 процентов ((60 000 000 руб.: 172 100 000 руб.) × 100).

Распределение расходов для наглядности представлено в таблице 1.

Отнесение расходов  к прямым, накладным, общехозяйственным

В дальнейшем фактически произведенные общие расходы распределяются между видами деятельности исходя из утвержденных показателей плана финансово-хозяйственной деятельности.

Для равномерного распределения данных расходов по видам деятельности можно разработать дополнительные (вспомогательные) таблицы к плану ФХД с разбивкой плановых показателей по доходам и расходам поквартально (помесячно).

Налоговый учет

Деление расходов на прямые и косвенные различается в бухгалтерском и налоговом учете, так как в учете бухгалтер следует отраслевым инструкциям, а при расчете налога на прибыль – нормам главы 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций»).

Бюджетные учреждения при исчислении налога на прибыль не учитывают в составе доходов суммы целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности.

В соответствии с пунктами 1749 статьи 270 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования, согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, а также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1статьи 252 Налогового кодекса РФ.

При ведении предпринимательской деятельности и формировании доходов и расходов для целей налогообложения необходимо руководствоваться общими нормами главы 25Налогового кодекса РФ, в том числе нормами пункта 1 статьи 272. Согласно ей, расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций, и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

В.Г. Неклокова, аудитор

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях» №3, март 2013

2. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС

Медицинские учреждения обязаны бесплатно оказывать медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках программ обязательного медицинского страхования (ОМС) (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Программы ОМС подразделяются на базовую, которая действует на всей территории России, и территориальные, действующие в пределах субъекта РФ, где выдан полис ОМС (п. 189 ст. 3 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Расчет стоимости медицинской помощи (услуги)

В расчет стоимости медицинской помощи (услуги) включайте нижеуказанные затраты.*

1. Затраты на зарплату персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда). Затраты определяйте исходя из суммы расходов на зарплату указанного персонала, включая стимулирующие выплаты за медпомощь, оказываемую амбулаторно, а также за скорую медпомощь вне медучреждения.

Кроме того, в затраты на зарплату включаются расходы на достижение целевых показателей уровня зарплаты медработников, установленных «дорожными картами» развития здравоохранения в субъектах РФ.

2. Затраты на оплату труда персонала, который непосредственно не связан с оказанием медпомощи (в т. ч. начисления на выплаты по оплате труда). Такие затраты определяйте исходя из количества штатных единиц с учетом действующей системы оплаты труда.

3. Затраты на приобретение материальных запасов, транспортных услуг и услуг связи, непосредственно используемых для оказания медицинской помощи (услуги). Эти затраты можно рассчитывать, исходя из следующих факторов:

  • нормативных объемов потребления;
  • фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

4. Суммы начисленной амортизации оборудования стоимостью до 100 000 руб. за единицу, используемого и не используемого при оказании медицинской помощи (услуги). Сумму определите исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания медицинской помощи (услуги).

Сумму начисленной амортизации оборудования стоимостью более 100 000 руб. за единицу учтите, если данные расходы включены в территориальную программу ОМС.

5. Затраты на коммунальные услуги. Порядок расчета затрат на коммунальные услуги приведен в пунктах 158.8–158.10 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

При этом затраты на коммунальные услуги учитывайте обособленно по видам энергетических ресурсов:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • теплоснабжение;
  • электроснабжение.

Рассчитывать затраты можно исходя из следующих факторов:

  • нормативов потребления с учетом требования энергоэффективности и энергоснабжения;
  • или фактических объемов потребления за прошлые годы с учетом изменения в составе движимого и недвижимого имущества, используемого при оказании медпомощи (услуги).

А в случае заключения энергосервисного контракта (договора) дополнительно определяйте нормативные затраты на оплату его исполнения, на величину которых снижаются затраты по видам энергетических ресурсов.

6. Затраты на содержание объектов недвижимого имущества включают в себя:

  • эксплуатацию систем охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
  • аренду недвижимого имущества;
  • уплату налогов, объектом которых является недвижимое имущество (в т. ч. земельные участки);
  • содержание прилегающих территорий в соответствии с санитарными правилами и нормами;
  • прочие затраты на содержание недвижимого имущества.

7. Затраты на содержание движимого имущества включают в себя:

  • техническое обслуживание и текущий ремонт;
  • материальные запасы, потребляемые в рамках содержания движимого имущества, не отнесенные напрямую к оказанию медицинской помощи (услуги);
  • уплату налогов, объектом которых является движимое имущество;
  • ОСАГО;
  • прочие затраты на содержание движимого имущества.

Затраты, необходимые для деятельности учреждения в целом, распределите по отдельным видам медицинской помощи (услуг) одним из следующих способов:

  • пропорционально фонду оплаты труда персонала, непосредственного участвующего в оказании медицинской помощи (услуги);
  • пропорционально объему оказываемых услуг, если они имеют одинаковые единицы измерения либо могут быть приведены в сопоставимый вид;
  • пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (услуги), при возможности распределения общей площади медицинского учреждения;
  • путем отнесения всего объема затрат на один вид медицинской помощи (услуги), который является основным;
  • пропорционально другому выбранному показателю.

Суммы затрат отражайте в таблице Расчет стоимости медицинской помощи (медицинской услуги).

Такой вывод следует из пунктов 158.4–158.16 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. № 158н.

Отнесение затрат на себестоимость медпомощи в рамках ОМС

Порядок отнесения затрат на формирование себестоимости медицинской помощи законодательно не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно разработать такой порядок и закрепить его в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Для этого можно воспользоваться законодательством в других областях, в частности Налоговым кодексом, законодательством для коммерческих организаций.

Также для разработки порядка можно использовать материалы научно-исследовательской работы, которые довел ФФОМС России в письме от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и. В частности, в данной работе разъяснены следующие моменты:

Бухучет

При предоставлении лечебно-профилактической помощи в рамках ОМС организуйте раздельный учет операций со средствами ОМС и другими средствами учреждения (ч. 6 ст. 15 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Порядок отражения в бухучете поступления финансового обеспечения в рамках программ ОМС зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Все затраты, связанные с оказанием услуг в рамках ОМС, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом учреждение самостоятельно определяет объект калькулирования и то, какие расходы относятся к прямым или накладным. Для этого можно использовать рекомендации, приведенные в письме ФФОМС от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и.

В учете расходы на себестоимость относите в зависимости от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает один вид медуслуг, все затраты, связанные с этим, относите к прямым (на счет 7.109.60.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 7.109.70.000);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 7.109.60.000.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные затраты (например, зарплату администрации) относите на счет 7.109.80.000 «Общехозяйственные расходы».

При отражении расходов в бухучете делайте следующие проводки:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Зарплата сотрудникам учреждения, участвующим в оказании услуг в рамках ОМС 7.109.ХХ.211 7.302.11.730
2. Удержан НДФЛ из зарплаты сотрудников 7.302.11.830 7.303.01.730
3. Начислены обязательные страховые взносы:    
  – на социальное страхование; 7.109.ХХ.213 7.303.02.730
– на медицинское страхование; 7.303.07.730
– на пенсионное страхование; 7.303.10.730
– на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний 7.303.06.730
4. Приобретены материальные запасы для оказания услуг в рамках ОМС 7.105.XX.340 7.302.34.730
5. Списаны материальные запасы при оказании услуг в рамках ОМС 7.109.ХХ.272  


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 5.56%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 72.22%
  • Над налоговой отчетностью 5.56%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль