Открытие расчетных счетов автономным учреждением

3091

Вопрос

подскажите, пожалуйста, имеет ли право автономное учреждение открывать расчетный счет в коммерческом банке для осуществления предпринимательской деятельности при том, что ему открыты лицевые (30,31) счета в управлении федерального казначейства?

Ответ

сообщаем следующее: Да, имеет. Основным нормативным документом, который устанавливает порядок функционирования автономного учреждения, является Закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ.

Частью 3 статьи 2 Закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ установлено, что автономные учреждения вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах.

То есть в отличие от бюджетных учреждений, у автономных учреждений нет обязанности открывать счета в органе Федерального казначейства или в финансовом органе. Они могут любые счета открыть в коммерческом банке, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности (ч. 3 ст. 2 Закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ, п. 1 ст. 14 Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ, ст. 30 Закона от 02.12.1990 г. № 395-1). Это подтверждается и частью 3.7 статьи 2 Закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ, где сказано, что средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.11.2006 № 174-ФЗ

Об автономных учреждениях (с изменениями на 4 ноября 2014 года)

Принят Государственной Думой 11 октября 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 октября 2006 года


Статья 2. Автономное учреждение


3. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, вправе открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.*

3.1. Учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.

3.2. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.

3.3. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).


3.7. Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитываются на открытых им в соответствии с частью 3 настоящей статьи счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Средства, учтенные на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, могут быть направлены на возмещение кассовых расходов, произведенных учреждениями со счетов, открытых им в кредитных организациях, или с лицевых счетов автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований для учета операций со средствами, получаемыми автономными учреждениями от приносящей доход деятельности,* и со средствами, поступающими автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, после проверки документов, подтверждающих подлежащие возмещению кассовые расходы, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом в соответствии с частью 3.10 настоящей статьи.

2. Рекомендация:Как бюджетному и автономному учреждению открыть лицевой счет в Казначействе России (финансовом органе)


Бюджетные учреждения обязаны, а автономные учреждения вправе (по решению учредителя) открывать лицевые счета в органе Федерального казначейства или в финансовом органе (ч. 33.1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 8 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов зависит от того, где именно будут открыты лицевые счета учреждения.*

Региональные и муниципальные учреждения

Лицевые счета бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных учреждений) могут быть открыты в финансовых органах субъекта РФ (муниципального образования) или в территориальных органах Федерального казначейства.

Если учреждения открывают лицевые счета в финансовых органах субъекта РФ (муниципального образования), порядок их открытия и ведения устанавливает финансовый орган (п. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Например, для бюджетных и автономных учреждений, учредителями которых выступают госорганы города Москвы, такой порядок утвержден приказом Департамента финансов г. Москвы от 21 января 2011 г. № 53.

Вместе с тем, учреждения вправе открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Такой вариант возможен, если территориальный орган Казначейства России заключил Соглашение:

с высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) – для открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям (ч. 4 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ);

с учредителем – для открытия лицевых счетов автономным учреждениям (ч. 3.1 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

При этом, если высшим органом госвласти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) в Соглашении не предусмотрен особый порядок открытия лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям, для открытия лицевого счета документы представьте в том же порядке, что и федеральные учреждения (п. 137 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н).

Федеральные учреждения

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям лицевые счета открывают в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н. Лицевые счета федеральным учреждениям открываются в органах Федерального казначейства в силу Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Заключение Соглашения в данном случае не требуется.

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

Наталия Гусева

директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное*
Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения* Бюджетный кодекс РФ Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ
<…>

Открытие счетов*

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России, финансовых органах (за исключением случаев, установленных законодательством), органе управления государственным внебюджетным фондом РФ;
– счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством). Зачисленные на такие счета средства от приносящей доход деятельности должны быть перечислены в доход бюджета после конвертации в валюту РФ

(п. 4 ст. 161ст. 220.1Бюджетного кодекса РФ, п. 3 ст. 3 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗп. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ,ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1п. 2.1 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н,письмо Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 02-03-09/3686)

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России, финансовых органах (за исключением случаев, установленных законодательством);
– счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством)

(ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗп. 3 ст. 3п. 8 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ,ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1)

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России (финансовых органах);
– счета в кредитных организациях (в т. ч. в иностранной валюте для осуществления валютных операций)

(ч. 3 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗп. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ,ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1)*

 

4. Статья: Создание учреждения. Права и обязанности учредителей

Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Таким образом, автономные учреждения можно условно разделить на следующие виды:

– федеральные – учредителем является Российская Федерация, учреждение создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

– региональные – учреждаются органами государственной власти субъектов РФ, создаются на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

– муниципальные – учредителем являются органы местного самоуправления, учреждение создается на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В зависимости от вида автономного учреждения (федеральное, региональное или муниципальное) оно может иметь лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации муниципальных образований. При этом счета в кредитных организациях могут открывать все автономные учреждения.*

Кассовые выплаты за счет средств автономных учреждений осуществляются территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в пределах остатка средств, поступивших учреждениям.

При создании автономного учреждения существенное значение имеет перечень видов деятельности, которыми учреждение может заниматься.

По общему правилу, которое закреплено нормами статьи 4 Закона № 174-ФЗ, основной деятельностью автономного учреждения признается та, которая непосредственно направлена на достижение целей, ради которых оно и было создано (отражается в учредительных документах).

Иную деятельность учреждение может вести лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Например, платные услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам, должны соответствовать профилю учреждения (ввиду основной деятельности), а сама возможность ведения предпринимательской деятельности (по видам деятельности) должна быть прописана в учредительных документах.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения.

Решение о создании автономного учреждения принимается соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, на базе которого создается учреждение. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, на участие в культурной жизни и доступа к культурным ценностям, на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.

Имущества (в том числе денежных средств), закрепляемого за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточно для того, чтобы оно могло вести деятельность, предусмотренную его уставом, а также отвечать по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. При этом не допускается изъятие или уменьшение имущества, ранее закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.

Муниципальные правовые акты должны детально регламентировать все вопросы, связанные с созданием и деятельностью муниципальных автономных учреждений в конкретном муниципальном образовании.

Книга АВТОНОМНЫЙ УЧЕТ ПО НОВОМУ ПЛАНУ СЧЕТОВ – 2014

03.03.2015г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль