Реорганизация путем присоединения

1744

Вопрос

В бюджетном учреждении произошла реорганизация путем присоединения после сдачи годовой отчетности. Подскажите пожалуйста, какой необходимо подготовить пакет документов

Ответ

сообщаем следующее: Реорганизованное учреждение должно оформить акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных органах Федерального казначейства и кредитных организациях, справку из налогового органа о снятии с учета.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Форма передаточного акта, по которому в ходе реорганизации юридического лица передается имущество правопреемнику, законодательно не установлена.

Данные передаточного акта, а также лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования, кассовые и фактические расходы учреждения отражаются в главной книге и регистрах бюджетного учета на дату окончания реорганизации. Передача дебиторской и кредиторской задолженностей подтверждается инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

При передаче правопреемнику основных средств и нематериальных активов, кроме общего передаточного акта на каждый объект, следует оформлять унифицированную форму первичной документации: акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001); акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности (права оперативного управления) на объекты недвижимого имущества в установленных законодательством РФ случаях; акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031); накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007), в которой отражается безвозмездная передача материальных запасов. Данные первичные документы выступают в качестве приложений к передаточному акту.

В самом акте приема-передачи может быть указано общее количество инвентарных объектов и их стоимость, а в приложении к акту - перечень индивидуально поименованных объектов. При этом перечень передаваемого имущества должен быть подтвержден проведенной инвентаризацией.

В состав документов, передаваемых учреждению-правопреемнику должны быть включены формы бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с положениями пунктов 75-80 Инструкции от 25.03.2011 № 33Н.

При реорганизации в форме присоединения права обязательства и имущество учреждения переходят к ее правопреемнику. Поэтому так же целесообразно передать налоговые декларации реорганизованного учреждения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Статья: Порядок проведения реорганизации образовательного учреждения

Правила реорганизации

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников).

Согласно разъяснениям Казначейства России (письмо от 18 декабря 2007 г. № 42-7.1-15/2.4-418) реорганизованное учреждение должно оформить акты приемки-передачи активов и обязательств, справки о закрытии счетов в территориальных органах Федерального казначейства и кредитных организациях, справку из налогового органа о снятии с учета*. Поскольку при разделении учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (ст. 58 Гражданского кодекса РФ), то должно быть установлено, чьим правопреемником выступают вновь образованные учреждения.

Передаточный акт


При реорганизации в учреждении должна быть проведена инвентаризация не только имущества, но и обязательств. А также всех видов расчетов, в том числе по налогам и сборам и прочим платежам в бюджет и во внебюджетные фонды*.


Если обнаружены отклонения фактического наличия активов и обязательств от учетных данных, в учет вносятся соответствующие исправления. Причем сделать это необходимо до составления передаточного акта.


Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами* (ст.59 Гражданского кодексаРФ ).


К такому акту, как правило, прилагаются перечни движимого и недвижимого имущества (в том числе особо ценного), бухгалтерская отчетность, описи (акты) передаваемых объектов и документов, первичные учетные документы по материальным ценностям, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей и др.
*

Передаточный акт утверждается учредителем (органом, принявшим решение о реорганизации). Он передается вместе с учредительными документами для государственной регистрации изменений или внесения таких изменений в документы существующих юридических лиц.


Н.В. Карагодина, руководитель отдела по аутсорсингу образовательных учреждений ЦБУ ИнтеркомпЖУРНАЛ «УЧЕТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ», № 8, АВГУСТ 2013

2.Статья 59 Гражданского кодекса РФ


«Статья 59. Передаточный акт

1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. *

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.»

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСКОМСТАТА РОССИИ ОТ 21.01.2003 № 7

Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств (не нуждается в госрегистрации)

«Акт
о приеме-передаче объекта основных средств
(кроме зданий, сооружений)
(форма N ОС-1)

Акт
о приеме-передаче здания (сооружения)
(форма N ОС-1а)

Акт
о приеме-передаче групп объектов основных средств
(кроме зданий, сооружений)
(форма N ОС-1б)

Применяются для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:
а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию),
поступивших:
по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;
б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации. *
Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
Прием-передача объекта(ов) между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:
- по форме N ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
- по форме N ОС-1а - для зданий, сооружений;
- по форме N ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений),
которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данному(ым) объекту(ам).
Реквизит "Государственная регистрация прав" заполняется на недвижимое имущество и в случаях сделок с ним.
В формах N ОС-1 и N ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.
В случаях приобретения объектов через сеть розничной торговли, изготовления для собственных нужд раздел 1 не заполняется.
В показателях граф "Сумма начисленной амортизации (износа)" указывается сумма начисленной амортизации (износа) с начала эксплуатации.
Раздел 2 заполняется организацией-получателем только в одном (своем) экземпляре.
В акте данные об объекте основных средств, находящемся в собственности двух или нескольких организаций, записываются соразмерно доле организации в праве общей собственности. При этом на первой странице в раздел "Справочно" заносятся сведения об участниках долевой собственности (с указанием их доли в праве общей собственности), а также в случае, если стоимость приобретения объекта основных средств была выражена в иностранной валюте (условных денежных единицах), - сведения о наименовании иностранной валюты, ее сумме по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату, выбранную в соответствии с требованиями, действующими в системе бухгалтерского учета.
Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б).»

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 22.08.2013 № 03-01-11/34511 « [О порядке проведения реорганизации в форме присоединения государственными учреждениями субъектов Российской Федерации]»


«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной методологии рассмотрел обращения и сообщает следующее.Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2003 года № 03-01-01/08-176содержит разъяснения порядка проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных учреждений и отражения указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений.

Согласно пункту 5 вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации проведение мероприятий по реорганизации и ликвидации учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляется в аналогичном порядке.

В то же время необходимо учитывать следующее.С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ).Статьей 1 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что бухгалтерский учет это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 указанного Федерального закона бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации.

При этом статьей 7 Федерального закона № 402-ФЗ определено, что руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Таким образом, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае реорганизации осуществляется главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое в соответствии с законодательством возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета*.Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 402-ФЗ предусмотрено, что состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Порядок составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений определен Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № 33н. Указанный приказ размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Бухгалтерский учет государственного сектора" http://www.minfin.ru.В соответствии с положениями пунктов 75-76 Инструкции в случае проведения реорганизации, бухгалтерская отчетность формируется и представляется на дату проведения в следующем составе:

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф.0503830);Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф.0503725);Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф.0503710);Отчет об исполнении плана учреждения по финансово-хозяйственной деятельности (ф.0503737);Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф.0503738);Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф.0503721);Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф.0503760).

Согласно пункту 77 Инструкции бухгалтерская отчетность представляется учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации. В соответствии с пунктом 77 Инструкции данные, отраженные в отчетности реорганизуемого субъекта отчетности, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

Пунктом 80 Инструкции предусмотрено, что пояснительная записка к Балансу учреждения (ф.0503760) при реорганизации учреждения формируется в составе форм, предусмотренном для годовой отчетности. Дополнительно в текстовой части Пояснительной записки к Балансу учреждения (ф.0503760) учреждением раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого субъекта отчетности в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Кроме того, требование об обязательности проведения инвентаризации активов и обязательств, в том числе перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса при реорганизации организации, содержат положения пункта 3 статьи 11 Федерального закона № 402-ФЗМетодические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее - Методические указания) утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 № 49.В соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (пункт 2.3 Методических указаний). При этом считаем, что при проведении инвентаризации в случае реорганизации в форме присоединения в состав инвентаризационной комиссии целесообразно включать представителей учреждения - правопреемника.

Порядок оформления передаточного акта, а также состав лиц, ответственных за его оформление, утверждается локальными правовыми актами учреждения. Передаточный акт подписывается учреждением правопреемником и реорганизуемым учреждением*. Учреждение-правопреемник принимает активы и обязательства, кассовые и фактические расходы реорганизованного учреждения на основании передаточного акта и отражает их на дату окончания реорганизации в главной книге и регистрах бухгалтерского учета, а также в бухгалтерской отчетности с начала года.

Учитывая изложенное, полагаем, что в состав документов, передаваемых учреждению-правопреемнику должны быть включены формы бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с положениями* пунктов 75-80 Инструкции

5.Рекомендации: Как платить налоги при реорганизации

При реорганизации в форме слиянияприсоединенияпреобразованияразделения права обязательства и имущество учреждения переходят к ее правопреемнику. Поэтому за реорганизованное учреждение налоги (пени, штрафы) платит правопреемник* (п. 1 и 2 ст. 50 НК РФ).

Если происходит реорганизация, перечислить налоги (сборы, пени, штрафы) должны:

Если происходит реорганизация в форме выделения, правопреемства по отношению к реорганизованному учреждению в части уплаты налогов (сборов, пеней, штрафов) не возникает. Учреждение, из состава которого при разделении выделилось другое, продолжает действовать и платить налоги в обычном порядке. Из этого правила есть исключение. Если учреждение, из которого при разделении выделяются другие, не может полностью рассчитаться с бюджетом, то по решению суда выделившиеся учреждения будут обязаны заплатить налоги (пени, штрафы) за реорганизованное учреждение. Такие правила предусмотрены пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

03.03.2015г.

С уважением,

Наталия Зорина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль