Резерв на оплату отпусков

1914

Вопрос

Как правильно создать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в казенном учреждении и отразить создание данного резерва в учетной политике учреждения? Какой метод создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков применяется в казенном учреждении?

Ответ

сообщаем следующее: В настоящее время нет нормативных документов, которые бы регламентировали порядок создания резерва на оплату отпусков в казенных учреждениях. Более того, методы создания такого резерва не разработаны ни для одного из видов учреждений или органов власти. Именно поэтому принятие решения о необходимости создания резерва и о порядке его формирования находится исключительно в компетенции учреждения.

Вы можете воспользоваться примером из статьи или бланка учетной политики для бюджетного учреждения (приведены в прилагаемых материалах). Либо можете разработать свою методику.

В любом случае в резерв должны войти данные:
– о количестве неиспользованных дней отпуска по всем сотрудникам учреждения на предстоящий год (эти данные представляет как правило кадровая служба);
– о среднедневном заработке в целом по учреждению. Эти данные можно рассчитать из предполагаемого в предстоящем году фонда оплаты труда или из фактического фонда оплаты труда за прошедший год (например, на основании данных формы статистического наблюдения № П-4);
– величина обязательных страховых взносов, начисленных на предполагаемую к выплате в предстоящем году сумму отпускных (компенсаций за неиспользованный отпуск).

Также учреждение должно самостоятельно решить:
– как часто будет корректировать (пересчитывать) годовую сумму резерва – ежемесячно, ежеквартально, один раз в год. Частота пересчета (корректировки) годовой суммы резерва зависит от того, как часто меняется кадровый состав учреждения или как часто происходит изменение зарплаты;
– как часто будет производить отчисления в резерв в бухучете (ежемесячно, ежеквартально, один раз в год).

Исходя из буквального толкования пункта 302.1 Инструкции № 157н цель создания резервов – равномерное включение в течение года расходов на финансовый результат учреждения. Поэтому для достижения этой цели отчисления в резерв целесообразно также производить равномерно – ежемесячно или ежеквартально. Например, в учетной политике можно установить следующее правило: «Отчисления в резерв на оплату отпусков производятся в размере 1/12 величины годового резерва ежемесячно – 5 числа каждого месяца».

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Обязано ли учреждение создавать резервы в бухучете (в т. ч. резерв на оплату отпусков)


Нет, не обязано.

В Инструкции к Единому плану счетов № 157н введен новый счет 401.60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Однако обязанность по формированию в бухучете резервов (в т. ч. на оплату отпусков) этим пунктом не установлена.

Более того, в пункте 302 данной инструкции прямо сказано, что учреждение может не создавать резервы. Но в этом случае расходы, которые относятся к будущим периодам, нужно отражать на одноименном счете 401.50.

Порядок формирования резервов учреждение должно установить в своей учетной политике самостоятельно. Сделайте это исходя из особенностей деятельности учреждения. В частности, надо решить:

  • какие виды резервов в учете необходимы;
  • как оценивать созданные резервы;
  • когда отражать в учете создание и расходование сумм резервов;
  • прочие вопросы (в т. ч. применять или не применять резервы в бухучете).

Такой порядок следует из пунктов 6, 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Статья:Как создать резерв на оплату отпусков

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь. Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).*

Расчет резерва и период его создания

В нормативных документах не говорится, на какой период может создаваться резерв. С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.*

Изменение размера резерва

Как бы точно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению. Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.*

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций.

В.Р. Захарьин,

эксперт по бюджетному учету

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении», № 1, январь 2015

3. Формы:Учетная политика бюджетного учреждения (для целей бухгалтерского учета)

3.6.4. Расходы, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, подлежат отнесению на счет 0.401.50.000 «Расходы будущих периодов».

Впоследствии расходы списываются равномерно на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся. Исключение – расходы на выплату отпускных, для покрытия которых в учреждении создается резерв предстоящих расходов.*


Основание: пункт 302 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.6.5. В учреждении создается резерв на предстоящую оплату отпусков, который отражается на счете 0.401.60.000. Резервы по другим расходам не создаются.

Величина резерва на предстоящую оплату отпусков определяется ежеквартально по состоянию на 1-е число каждого из кварталов текущего календарного года (1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября).

В резерв на предстоящую оплату отпусков включаются:
– суммы отпускных (компенсаций за неиспользованный отпуск) за фактически отработанное
время каждого сотрудника учреждения, рассчитанных на дату определения резерва;
– суммы обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды, соответствующие размеру отпускных, рассчитанных на дату определения резерва.

Сумма отпускных рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками учреждения дней отпусков на конец квартала (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по учреждению за последние 12 месяцев.

Средний дневной заработок по учреждению определяется путем деления ФОТ за предшествующие 12 месяцев на среднюю численность сотрудников за это же время, на 12 месяцев и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).*

Основание: пункт 302.1 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

11.03.2015г.

С уважением,

Людмила Рябинина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль