Уплата штрафных санкций по договору

1742

Вопрос

Какие проводки сделать по уплате штрафных санкций по договору? На учебе рекомендовали счет 304.06.

Ответ

сообщаем следующее: Начисление и уплату штрафных санкций, по договору бухгалтерском учете отражают проводками:

Дебет 0 401 20 290 Кредит 0 302 91 730 – начислены штрафные санкции

Дебет0 302 91 830 Кредит 0.201.11.610уплачены штрафные санкции

В целях минимизации расходов в условиях нерегулярного финансирования собственные средства учреждения могут быть временно направлены на погашение задолженности по штрафам или пеням, однако при этом должна использоваться схема бухгалтерских проводок с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Также счет 304.06 нужно использовать при взаимозачете. В рекомендации приведен порядок зачета встречных требований.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Статья:Перечисляем неустойку за нарушение договора. Отвечает чиновник

Если из-за недостаточного финансирования бюджетное учреждение нарушило сроки оплаты договора, оно вынуждено уплачивать неустойку. Напомним, какими документами и проводками это оформляется*.

Соглашение о неустойке – письменное

Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств.

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Статья 331 Гражданского кодекса РФ обязывает стороны заключать соглашение о неустойке письменно независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Таким образом, в общем случае неустойка представляет собой штраф или пени, которые одна сторона договора обязана уплатить другой стороне в случаях и размере, предусмотренных условиями конкретного договора.

Когда кредитор не вправе требовать неустойку

В практической деятельности бюджетных учреждений ситуации, при которых у контрагентов возникает право требования уплаты штрафов или пеней, могут быть обусловлены несвоевременным или неполным финансированием (перечислением бюджетных средств в форме субсидий на выполнение государственного или муниципального задания в соответствии с объемами санкционированных расходов и принятых учреждением обязательств). В этом случае, как правило, вина администрации учреждения в создании обстоятельств, обуславливающих осуществление непроизводительных расходов, отсутствует.

В то же время органы государственной власти и местного самоуправления (ответственные за своевременное и полное финансирование учреждений) к административной ответственности в форме неустоек привлечены быть не могут, так как публично-правовые образования не являются субъектами административной ответственности.

Поэтому действует норма пункта 2 статьи 330 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Бухгалтерские записи

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н) уплата штрафов за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций отражается по коду 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Таким образом, наиболее правомерным представляется отражение обязательств по уплате неустойки бухгалтерской проводкой по дебету счета 4 401 20 290 «Прочие расходы» и кредиту счета 4 302 91 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам» – на сумму начисленных штрафов или пеней.

В том случае, когда обязанность по уплате неустойки возникает в связи с исполнением государственного или муниципального контракта (расходов, финансируемых за счет средств субсидии на выполнение государственного или муниципального задания), использование кода финансового обеспечения «2» представляется необоснованным, так как расходы не связаны с ведением бюджетным учреждением приносящей доход деятельности.

В целях минимизации расходов в условиях нерегулярного финансирования собственные средства учреждения могут быть временно направлены на погашение задолженности по штрафам или пеням, однако при этом должна использоваться схема бухгалтерских проводок с применением счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами».

Документальное оформление

Порядок документального оформления подобных операций документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не детализирован. В инструкциях № 157н и № 174н содержатся только общие требования по оформлению обязательств, связанных с уплатой неустоек в связи с привлечением заемных средств.

По мнению автора, в ситуации, когда обязанность по уплате штрафов и пеней возникает в связи с исполнением государственных или муниципальных контрактов, следует использовать общеметодологический подход – при отсутствии унифицированных форм для оформления конкретной ситуации бухгалтерские записи оформляются на основании бухгалтерской Справки (ф. 0504833).

При этом данные, отраженные в справке, целесообразно подтвердить. По общему правилу суммы штрафных и иных финансовых санкций могут быть отражены в бухгалтерском учете на основании судебного решения или в сумме, признанной плательщиком. Поэтому документами, содержащими данные для расчета показателей, которые включены в справку, могут быть, соответственно, копия судебного решения или акт сверки взаиморасчетов с контрагентом (содержащий данные о составе задолженности и сроках ее образования).

И.А. Колодин, эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ №6» ИЮНЬ 2014

2.Рекомендация:Вправе ли бюджетное или автономное учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Да, вправе.

Если контрагент не выполнил обязательства, предусмотренные контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть прописано такое условие: размер вознаграждения уменьшается на сумму неустойки. Тогда при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).

Составлять дополнительное соглашение при этом не нужно. Сумму неустойки, основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (работ, услуг) или другом документе, предусмотренном обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством. Обратите внимание, что при составлении отчета об исполнении контракта также никакие документы по начислению и уплате неустойки прикладывать не надо. Достаточно указать их реквизиты в графе 6 раздела IV.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332, статьи 410 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 7 июля 2014 г. № 02-02-06/32616, от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525, ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716.

Сумма неустойки по контракту признается собственным доходом учреждения и отражается в учете как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, который исполняется за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий). Дело в том, что бюджетные и автономные учреждения не признаются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени, а значит, являются получателями санкций, которые возникли при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178, от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831, от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Неустойка (штраф, пени), оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 20, 30).

При оплате контракта, заключенного в рамках целевых субсидий (КФО 5, 6) за минусом неустойки (штрафа, пени), сумма штрафных санкций останется на отдельном лицевом счете с кодом 21 (31). Данную сумму следует перечислить на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений (код 20, 30). Для этого направьте в орган Федерального казначейства заявку на кассовый расход (ф. 0531801).

Об этом сказано в письме Минфина России от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374. Стоит отметить, что ранее (в письме Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 02-13-06/5292) ведомство высказывало другое мнение. Сумма неустойки (штрафа, пеней), оставшаяся на отдельном лицевом счете учреждения, подлежит перечислению в бюджет. Исключение было сделано только для случая, когда учредителем принято решение о наличии потребности в указанных средствах. В этом случае сумма неустойки должна быть израсходована на те же цели, на которые выделена целевая субсидия в соответствии с соглашением о предоставлении целевой субсидии. Однако с выходом более поздних разъяснений финансового ведомства учреждения вправе руководствоваться ими.

Порядок отражения в учете операций по предъявлению встречного требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках договора, заключенного за счет целевых субсидий, и перечислении ее на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю 2.209.40.560<2> 2.401.10.140
2. Отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки, штрафа, пени) 5(6).302.ХХ.830 5(6).201.11.610
Увеличение забалансового счета 18
(по соответствующему коду КОСГУ)
3. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа) 5(6).302.ХХ.830 5(6).304.06.730
4. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа) 2.304.06.830 2.209.40.660<2>

XХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<2>Применение счета 209.40 по неустойке связано с планируемыми изменениями. Но использовать этот счет нужно уже сейчас. Такой вывод следует из пункта 4.1 Методических рекомендаций Минфина России о переходе на новые правила учета.

При перечислении суммы неустойки (штрафа, пени) на лицевой счет для учета операций со средствами бюджетного учреждения сделайте проводки (на основании справки ф. 0504833):

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета 5(6).304.06.830 5(6).201.11.610*
Увеличение забалансового счета 18 (по соответствующему коду КОСГУ)
2. Отражено поступление суммы неустойки на счет для учета операций со средствами учреждений 2.201.11.510 2.304.06.730*
Увеличение забалансового счета 17
(по коду КОСГУ 140)

Такой порядок установлен пунктами 146–147 Инструкции № 174н, абзацем 8 подпункта «и» пункта 3.96, подпунктом «г» пункта 3.66 проекта приказа Минфина России от 18 сентября 2014 г. и разъяснен в письмах Минфина России от 23 января 2014 г. № 02-06-07/2378, от 25 марта 2013 г. № 02-06-07/9374.

В учете автономных учреждений:

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю 2.209.40.000<3> 2.401.10.140
2. Отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки, штрафа, пени) 5(6).302.ХХ.000 5(6).201.11.000
Увеличение забалансового счета 18
(по соответствующему коду выбытий)
3. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа) 5(6).302.ХХ.000 5(6).304.06.000
4. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа) 2.304.06.000 2.209.40.000<3>

XХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<3>Применение счета 209.40 по неустойке связано с планируемыми изменениями. Но использовать этот счет нужно уже сейчас. Такой вывод следует из пункта 4.1 Методических рекомендаций Минфина России о переходе на новые правила учета.

При перечислении суммы неустойки (штрафа, пени) на лицевой счет для учета операций со средствами автономного учреждения сделайте проводки (на основании справки ф. 0504833):

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено перечисление суммы неустойки с отдельного лицевого счета 5(6).304.06.000 5(6).201.11.000
Увеличение забалансового счета 18
(по соответствующему коду выбытий)
2. Отражено поступление суммы неустойки на счет для учета операций со средствами учреждений 2.201.11.000 2.304.06.000
Увеличение забалансового счета 17
(по коду поступлений 140)

Такой порядок установлен пунктами 174–175 Инструкции № 183н,

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль