Операции по движению медикаментов и перевязочных средств

168

Вопрос

Наше бюджетное учреждение здравоохранения в организации учета медикаментов руководствуется Приказом Минздрава СССР № 78 от 20.01.1984г., этот приказ до сих пор не отменен, взамен него никакого нормативного документа не выпущено. Согласно этого приказа на предприятии должны быть приемный отдел, отдел хранения,экспедиция. Это разные материально-ответственные лица. При передаче товара от одного материальщика другому печатается приходно-расходная накладная. В целях экономии бумаги и расходных материалов можно ли передаточные накладные делать только в электронном виде? Должны ли быть оформлены в таком случае ЭЦП на каждого материальщика? Можно ли внутренний документооборот перевести в электронный режим, а накладные на отпуск материалов на сторону делать в бумажном виде? Можно ли объединить отделы на складе, чтобы было только одно материально-ответственное лицо? Должно ли наше учреждение руководствоваться до сих пор Приказом Минздрава СССР № 78 от 20.01.1984г?Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: Нормативная база не содержит запрета на применение Инструкции по учету товаров на аптечных складах (базах) аптечных управлений системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР №78 от 20.01.1984г. Так же нормативная база не содержит требований о четком соблюдение положений данной Инструкции. Однако в настоящее время медицинские учреждения (в том числе и аптеки) применяют Порядок учета медикаментов (перевязочных средств) установленный Инструкцией, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747. Бюджетное учреждение первичные документы могут оформляться в электронном виде, но только если на документах ставится электронная подпись (ст. 6 ФЗ № 63-ФЗ). Требования к электронной подписи предусмотрены Законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ. Существуют следующие виды электронной подписи: простая неквалифицированная, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная (ст. 5 ФЗ № 63-ФЗ). От того, какую подпись использует учреждение, будет зависеть юридическая сила документа. Так, первичные документы, заверенные простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью, нельзя принимать для целей бухгалтерского и налогового учета. Их не признают равнозначными документам на бумажном носителе, заверенным собственноручной подписью. Напротив, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью документы приравнивают к собственноручно подписанным и принимают для целей бухгалтерского и налогового учета. Электронные подписи учреждению нужно будет оформлять на каждого сотрудника, подпись которого должна стоять на первичном документе.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении учет операции по движению медикаментов и перевязочных средств

В учреждениях здравоохранения учет медикаментов и перевязочных средств ведите:

Порядок учета медикаментов (перевязочных средств) установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747.*

Внимание: положения Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, в частности Инструкции к Единому плану счетов № 157н (письмо Минфина России от 15 октября 2012 г. № 02-06-10/4287).

Поступление в аптеку

Медикаменты и перевязочные средства, поступающие в аптеку от поставщиков, принимайте к учету на основании представленных ими сопроводительных документов* (п. 16 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747п. 20.2 Отраслевых особенностей, утвержденных письмом Минздравсоцразвития России от 12 июля 2007 г. № 5435-РХ).

При поступлении лекарств от поставщиков целесообразно проверить, не изъяты ли они из обращения.

Материально-ответственные лица в аптеке

В медучреждении, которое имеет в своем составе аптеку, полную индивидуальную материальную ответственность за сохранность медикаментов и перевязочных средств несет заведующий аптекой (его заместитель). С ним нужно заключить договор о полной материальной ответственности. По решению руководителя учреждения в аптеке может быть введена коллективная (бригадная) материальная ответственность. Об этом сказано в пунктах 8–9 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85.*

Учет в аптеке

В аптеке медикаменты и перевязочные средства учитывайте по розничным ценам в суммовом (денежном) выражении (п. 14 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747). При этом подлежат предметно-количественному учету этиловый спирт, наркотические и психотропные лекарственные средства, сильнодействующие и ядовитые препараты. А также ряд других медикаментов, входящих в перечень, утвержденный приказом Минздрава России от 22 апреля 2014 г. № 183н. Подробнее об этом см. Как вести учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.*

При приобретении жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств с поставщиком нужно оформить протокол согласования цен поставки (п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 865).

Отделениям (кабинетам) медикаменты и перевязочные средства отпускайте из аптеки в размере текущей потребности в них:

  • ядовитые – пятидневной нормы;
  • наркотические – трехдневной нормы;
  • все остальные – десятидневной нормы.

Об этом сказано в пункте 19 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. № 747.

Материально-ответственным лицам медикаменты и перевязочные средства отпускает заведующий аптекой или его заместитель по требованиям-накладным (ф. 0315006). Требования-накладные выписывайте в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в аптеке, второй – верните материально-ответственному лицу отделения (кабинета) при отпуске ему лекарственных средств.

Каждое требование-накладную (ф. 0315006) заведующий аптекой (уполномоченное лицо) таксирует для определения стоимости отпущенных медикаментов и перевязочных средств. При расценке жидких лекарственных средств (отпускаемых каплями) следует руководствоваться Государственной фармакопеей (введена в действие приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 73). Стоимость каждого наименования медикаментов и их общую стоимость указывайте в экземпляре накладной аптеки.

Протаксированные требования-накладные (ф. 0315006) зарегистрируйте в книге учета (ф. 7-МЗ).

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (ф. 11-МЗ) с выделением групп медикаментов. Отчет составляйте в двух экземплярах. Первый экземпляр подписывает заведующий аптекой и предоставляет в бухгалтерию учреждения. Второй экземпляр, утвержденный руководителем медучреждения, остается в аптеке и служит основанием для списания израсходованных средств.*

Об особенностях документального оформления отпуска медикаментов, подлежащих предметно-количественному учету, см. Как вести учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.*

Тамара Грекова

начальник Управления бухгалтерского учета

и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

2. ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 20.01.1984 № 78 «Об утверждении "Инструкции по учету товаров на аптечных складах (базах) аптечных управлений системы Министерства здравоохранения СССР"» (с изменениями на 8 января 1988 года)

«С целью дальнейшего совершенствования и единства ведения учета лекарственных средств на аптечных складах (базах) системы здравоохранения утверждаю:

Согласованную с Управлением бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов СССР и Отделом учета и отчетности ЦСУ СССР "Инструкцию по учету товаров на аптечных складах (базах) аптечных управлений системы Министерства здравоохранения СССР".

Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, начальникам главных аптечных управлений минздравов союзных республик, начальникам краевых, областных, АССР, городских аптечных управлений:

1.1. Довести утвержденную настоящим Приказом Инструкцию до каждого аптечного управления, склада (базы) и установить строгий контроль за выполнением изложенного в ней порядка ведения учета товаров.*

1.2. Организовать изучение Инструкции работниками аптечных управлений, складов (баз).

1.3. Ввести в действие настоящую Инструкцию начиная с 1 октября 1984 года.

1.4. При проведении документальных ревизий деятельности аптечных складов (баз) строго контролировать соблюдение порядка, предусмотренного Инструкцией по учету товаров на аптечных складах (базах) аптечных управлений системы Министерства здравоохранения СССР.

УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минздрава СССР
от 20 января 1984 года № 78Согласована
Управлением бухгалтерского
учета и отчетности
Министерства финансов СССР
28 декабря 1983 годаОтделом учета
и отчетности ЦСУ СССР
30 декабря 1983 года

Инструкция
по учету товаров на аптечных складах (базах)
аптечных управлений системы Министерства
здравоохранения СССРI. Общие положения*

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с требованиями "Основных положений по учету материалов на предприятиях и стройках" (письмо Министерства финансов СССР от 30 апреля 1974 года № 103), "Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций", утвержденной Министерством финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР от 30 мая 1968 года № 130 с учетом внесенных дополнений и изменений и инструктивных указаний Министерства здравоохранения СССР.1.2. С целью единства ведения учета товаров и обеспечения сохранности ценностей Инструкция определяет порядок ведения учета товаров и тары* на складах (базах)** главных аптечных управлений системы Министерства здравоохранения СССР.

----------------

* В дальнейшем изложении "товаров, тары" именовать "товары".** В дальнейшем изложении склады (базы) именовать "склады".1.3. На складах материальная ответственность за товары возлагается в отделах с раздельной материальной ответственностью на заведующего отделом и его заместителей; при коллективной (бригадной) материальной ответственности она возлагается на работников отдела, входящих в состав бригады и принимающих участие в приемке, хранении и отпуске товаров.1.4. Основными задачами, возложенными на склад, являются получение, хранение и отпуск товаров аптечным, лечебно-профилактическим и другим учреждениям здравоохранения.»

3. Рекомендация:Как организовать документооборот в бухгалтерии

Первичные документы

Каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным документом. Первичные документы к бухучету принимайте только после проверки (внутреннего контроля). Бухгалтер проверяет, в частности:

  • правильно ли применена форма в той или иной ситуации (например, акт по ф. ОС-1 составлен при приемке основного средства, а не материальных запасов);
  • правильно ли заполнены бланки, в том числе наличие подписей ответственных лиц;
  • наличие обязательных реквизитов для неунифицированных форм;
  • действительно ли была совершена операция, которая отражена в документе. При необходимости ответственный сотрудник сличает документ с договором, к которому он относится;
  • нет ли «красных» остатков в бухучете. Например, такое возможно, если кладовщик отдал акт о списании матзапасов, в котором количество выданных запасов больше, чем отражено в бухучете. В этом случае нужно вернуть акт кладовщику для проверки.

Внимание: нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены несуществующие факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам).*

Кстати, стоит отметить такой момент. Бухгалтер не несет ответственности за содержание документа, если этот документ оформлен другим сотрудником. Поэтому, если при проверке ревизоры найдут несоответствие первичных документов фактам хозяйственной жизни, это не может быть признано нарушением бухгалтера. Ответственность за ошибку будет нести тот сотрудник, который его составил.

Вышеприведенные правила следуют из части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктов 37 и 9 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Электронные документы

Первичные документы могут оформляться как в бумажном, так и в электронном виде (ч. 5 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗп. 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Последний вариант возможен, если на документах ставится электронная подпись (ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).

Требования к электронной подписи предусмотрены Законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ.

Существуют следующие виды электронной подписи: простая неквалифицированная, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная (ст. 5 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ). От того, какую подпись использует учреждение, будет зависеть юридическая сила документа.

Так, первичные документы, заверенные простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью, нельзя принимать для целей бухгалтерского и налогового учета. Их не признают равнозначными документам на бумажном носителе, заверенным собственноручной подписью.

Напротив, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью документы приравнивают к собственноручно подписанным и принимают для целей бухгалтерского и налогового учета.

Аналогичные выводы следуют из пунктов 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль