Выдача продуктов питания для сирот

211

Вопрос

уважаемый эксперт.Бюджетное образовательное учреждение просит разъяснить порядок выдачи продуктов питания детям-сиротам и детям. оставшимся без попечения родителей на территории Курганской области. Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 24 ноября 2004 г. № 419.Обучающийся сирота проходил обучение в 2010 году. За этот период ему должны были выдать продукты питания или денежную компенсацию за продукты.Он их не получил. Обратился в 2015 году. Срок давности для получения продуктов питания или компенсации для сирот? Можно ли выдать продукты питания или компенсацию спустя 5 лет?

Ответ

сообщаем следующее: Да, должны, подтверждает данный вывод Апелляционное Определение от 19 августа 2014 г. по делу № 33-4449.

Гарантии для детей-сирот определены законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. Согласно которому образовательные учреждения обязаны предоставлять бесплатное питание (денежную компенсацию) учащимся, находящимся на полном гособеспечением.

При этом к требованиям, вытекающим из отношений по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не применяется общий срок исковой давности. Срок исковой давности для таки отношений законодательством не предусмотрен.

Так как финансовое обеспечение образовательному учреждению для предоставления социальной поддержки обучающимся может поступать в виде: целевых субсидий; лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) в рамках исполнения публичных обязательств в денежной форме перед гражданами. Для выплаты денежной компенсации следует обратиться за дополнительным финансированием к вышестоящей организации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как образовательному учреждению оформить и отразить в бухучете и при налогообложении обеспечение детей-сирот

Гарантии обучающимся

В соответствии с Законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ образовательные учреждения СПО и ВПО предоставляют следующие дополнительные гарантии.

1. Бесплатное обучение на подготовительных отделениях учреждений ВПО (за счет средств бюджета). Но только если указанные лица имеют среднее общее образование и на подготовительном отделении обучаются впервые. Об этом сказано в пункте 1 статьи 6 Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, частях 78 статьи 71 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Кроме того, льготным слушателям подготовительных отделений (которые обучаются за счет бюджета) выплачивайте стипендию (ч. 14 ст. 36 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

2. Бесплатное получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих.

3. Льготным категориям студентов положено полное государственное обеспечение. Это предполагает предоставление учреждениями бесплатно:

  • питания;*
  • комплекта одежды, обуви, мягкого инвентаря (постельное белье, полотенца, одеяла и другие предметы первой необходимости);
  • общежития;
  • медицинского обслуживания.

Нормы обеспечения студентов в федеральных учреждениях закреплены постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. № 659. В письме Минобрнауки России от 6 февраля 2013 г. № 04-109 приведены расчетыстоимости обеспечения на одного обучающегося, в соответствии с которыми выделяются средства из бюджета.

Учреждение может заменить вышеуказанные расходы денежной компенсацией.*

В учете бюджетных учреждений:

Финансовое обеспечение образовательному учреждению для предоставления социальной поддержки обучающимся может поступать в виде:*

Татьяна Кочнова, заместитель директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 17 мая 2013 г. № 31-КГ13-2

«В соответствии с законодательством, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений по обеспечению опекунскими пособиями, вопросы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, регулировались специальными нормативными правовыми актами, а именно Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые не содержат положений, предусматривающих срок исковой давности для реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, права на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством.

Вывод суда о том, что в соответствии со статьей 31 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, регулируются настоящим Кодексом, в связи с чем при рассмотрении спора подлежит применению срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, основан на ошибочном толковании закона*, поскольку в данном случае между сторонами возникли правоотношения, не связанные с установлением, осуществлением и прекращением опеки, а связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки, то есть правоотношения по социальному обеспечению определенной категории детей в целях создания для них наиболее благоприятных социально-экономических условий.»

3. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 6 июня 2014 г. по делу № 11-5411/2014

«С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку правоотношения по обеспечению детей-сирот государственным обеспечением, гражданским законодательством не регулируются, а в специальных нормативных актах: Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Челябинской области № 212-30 от 25 октября 2007 года "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье", срок исковой давности не предусмотрен.*

Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований истца о взыскании компенсационной выплаты за период с сентября по ноябрь 2010 г. нельзя признать законным, в связи с чем решение суда подлежит изменению в части суммы, подлежащей взысканию с ответчика в пользу К., увеличив ее со *** коп. до *** коп.»

4. САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 19 августа 2014 г. по делу № 33-4449

«Судья Иванов В.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Кучминой А.А.,

судей Совкича А.П., Филатовой В.Ю.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Анашкина А.В.,

при секретаре С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Саратова в интересах Р.В.А. к государственному бюджетному образовательному учреждению Саратовской области среднего профессионального образования "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания", министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по стипендии, средств на приобретении канцтоваров, питание, обмундирование по апелляционной жалобе истца Р.В.А. на решение Заводского районного суда города Саратова от 24 октября 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Совкича А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, учитывая возражение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Саратова в интересах Р.В.Ю. обратился с иском в суд к государственному бюджетному образовательному учреждению Саратовской области среднего профессионального образования (далее - ГБОУ СО СПО) "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания", о взыскании задолженности по стипендии, средств на приобретении канцтоваров, питание, обмундирование за <данные изъяты> годы в сумме <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований прокурор указывал, что Р.В.Ю. с <дата> по <дата> обучался в ГБОУ СО СПО "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания" и находился на полном государственном обеспечении как учащийся из категории детей - сирот. Однако в период обучения Р.В.Ю. не был обеспечен мерами социальной поддержки в полном объеме, не получал стипендию, не обеспечивался горячим питанием*, одеждой обувью, предметами вещевого довольствия.

Поскольку Р.В.Ю. отбывает наказание в федеральном казенном учреждении "<данные изъяты> в связи с чем, самостоятельно защитить свои законные права и интересы не может, прокурор обратился с иском в суд в защиту его интересов.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство финансов Саратовской области.

Решением Заводского районного суда города Саратова от 24 октября 2013 года исковые требований удовлетворены частично. С ответчика ГБОУ СО СПО "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания" в пользу Р.В.Ю. взыскана задолженность по стипендии, на приобретение канцтоваров, питание,* обмундирование в сумме <данные изъяты>. Кроме того с ГБОУ СО СПО "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания" в доход местного бюджета муниципального образования "Город Саратов" взыскана государственная пошлина в размере 1 805 рублей 07 копеек. В удовлетворении иска в остальной части отказано.

Р.В.Ю. подана апелляционная жалоба, в дальнейшем дополненная, в которой истец просит решение суда изменить и принять по делу новое решение. Истец не согласен с расчетом задолженности, считает его заниженным. Просит произвести расчет компенсации на питание из расчета 90 рублей в день и индексацию задолженности за период с <дата> по <дата>, а также взыскать с ответчиков компенсацию материального и морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

От прокурора города Саратова поступили возражения, согласно которым прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения судебного постановления.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в спорный период регулировались Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 1 которого предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона, дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями региона, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации на базе образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения и других учреждений.

Меры по предоставлению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом источников.

Как установлено статьей 6 Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.

В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.

Постановлением правительства Саратовской области от 19 января 2005 года № 20-П утверждены нормы обеспечения питанием, одеждой, обувью, предметами вещевого довольствия для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся, в том числе, в учреждениях профессионального образования. Также данным постановлением предусмотрено, что руководители образовательных учреждений взамен одежды, обуви, предметов вещевого довольствия и оборудования имеют право выдавать денежную компенсацию, размер которой определяется ежегодно с учетом финансовых возможностей бюджета области на соответствующий период.*

Кроме того, в соответствии с действующими в спорный период Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным постановлением правительства Саратовской области от 20 декабря 2004 года N 284-П, и Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся областных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования и студентов областных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным постановлением правительства Саратовской области от 07 апреля 2008 года N 146-П, студентам, нуждающимся в социальной помощи назначались социальные стипендии, а также выплачивалось ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Как следует из материалов дела и было установлено судом, в период с <дата> по <дата> Р.В.Ю. обучался в ГБОУ СО СПО "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания" и, имея статус из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находился на полном государственном обеспечении в указанном учебном заведении.*

Приказом от <дата> № К Р.В.Ю. был отчислен из состава учащихся в связи с лишением свободы.

Основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в период нахождения на полном государственном обеспечении Р.В.Ю. стипендию, питание, канцтовары, а также предметы вещевого довольствия в соответствии с нормами, установленными приведенными выше нормативными правовыми актами правительства Саратовской области за счет средств областного бюджета, предусмотренных на образование, и с учетом финансовых возможностей бюджета области на соответствующий период, не получал, и обоснованно взыскал с ответчика ГБОУ СО СПО "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания" задолженность по социальным выплатам в сумме <данные изъяты>.*

Доводы жалобы относительно несогласия истца с размером взысканной судом задолженности по социальным выплатам, опровергаются материалами дела, поскольку как следует из представленного по запросу суда апелляционной инстанции сообщения заместителя председателя правительства Саратовской области от 13 августа 2014 года за исходящим номером 5-08-11/1551 фактическая стоимость питания в день на одного студента из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучавшихся в ГБОУ СО СПО "Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания", производилась из расчета 56 рублей 50 копеек в 2006 году, 64 рубля 40 копеек в 2007 году, 65 рублей 90 копеек в 2008 году, а на обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем в 2006 году - 12 840 рублей в год, в 2007 году - 14 000 рублей в год, в 2008 году - 19 964 рубля 40 копеек в год.

Размер задолженности по стипендии, средств на приобретение канцтоваров, питание, обмундирование в сумме 65 126 рублей 73 копейки определен судом в соответствии с положениями приведенных выше нормативных правовых актов и исходя из размера компенсации, которая определялась ежегодно в спорный период с учетом финансовых возможностей бюджета области.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает расчет задолженности, произведенный судом первой инстанции, верным, а требования Р.В.Ю. о взыскании задолженности по компенсации на питание из расчета 90 рублей в день необоснованными.

Требование истца об индексировании задолженности за период с <дата> по <дата>, взыскании материального и морального вреда, в силу части 4 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции рассмотрены быть не могут, так как названные требования не были предметом рассмотрения суда первой инстанции. Вместе с тем истец не лишен права обратиться в суд с самостоятельным иском об индексировании задолженности по социальным выплатам и взыскании материального и морального вреда.

Иные доводы апелляционной жалобы также не опровергают выводов суда, они были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда города Саратова от 24 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.В.А. - без удовлетворения.»

23.03.2015г.

С уважением,

Наталия Зорина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// budget.1gl.ru/#/hotline/rules/



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль