Заключение кредитного договора и ответственность учредителя

155

Вопрос

Может ли бюджетное учреждение заключить кредитный договор без согласия учредителя (вышестоящей организации)? Отвечает ли по обязательствам подведомственного учреждения учредитель?

Ответ

сообщаем следующее: Может, только если получение кредита не является крупной сделкой.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами при условии, что цена такой сделки превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения. Определяемая по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Следует учесть, что финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на получение кредитов и займов.

Учредитель не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (п. 2 ст. 56, п. 5 , 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация:Может ли бюджетное (автономное) учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход

Однозначного ответа законодательство не содержит.

При этом в отношении бюджетных учреждений Минфин России высказал мнение о том, что такие учреждения не вправе предоставлять займы (письмо от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Запрет связан с тем, что бюджетные учреждения могут использовать средства, полученные от деятельности, приносящей доход, только для достижения целей, ради которых оно создано (которые указаны в учредительных документах) (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Выдача займа таким целям не соответствует. Поэтому учреждение не вправе предоставить сотрудникам заем (ссуду) на приобретение жилья.

Более того, финансовое ведомство указало на то, что подготовлены поправки, которые установят прямой запрет для данного типа учреждений на предоставление и получение кредитов и займов.*

Наталия Гусева

директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр»,

государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

2. Статья: Учет расчетов по кредитам и займам

Право учреждения на кредиты и займы

Изначально отметим, что положениями Закона № 83-ФЗ установлен запрет на право получения и предоставления кредитов только для казенных учреждений. Для бюджетных учреждений таких ограничений нет.*

ЖУРНАЛ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ – 2014»

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.05.2010 № 83-ФЗ

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений (с изменениями на 31 декабря 2014 года)

Статья 6. " 9.2. Бюджетное учреждение

13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.*

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.*

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

4. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения Типы государственных (муниципальных) учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
Ответственность собственника (учредителя) по обязательствам учреждения

Несет субсидиарную ответственность по обязательствам подведомственного учреждения (в случае недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении учреждения)

(п. 2 ст. 56п. 4 ст. 123.22 ГК РФп. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

Не несет ответственности по обязательствам учреждения

(п. 2 ст. 56, п. 6 ст. 123.22 ГК РФ, ч. 5 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ)*

Оплата исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) по обращению взыскания на средства учреждения

В пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на лицевом счете4 ПБС. При недостаточности средств на оплату исполнительного документа должник направляет ГРБС запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований, объемов финансирования расходов) для оплаты исполнительного документа. Главный распорядитель в трехмесячный срок обеспечивает выделение средств в соответствии с запросом-требованием.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства бюджета, установлен статьями 242.3–242.6 Бюджетного кодекса РФ

В пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете4учреждения. Учреждение самостоятельно определяет, с какого лицевого счета производить списание средств для исполнения требований5.

При невозможности взыскания денежных средств с учреждения более трех месяцев в связи с отсутствием на лицевом счете денег, оплата исполнительного документа осуществляется путем обращения взыскания на имущество должника (в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

По обязательствам учреждения учредитель ответственности не несет. Исключение – обязательства бюджетного учреждения, возникшие до 1 января 2011 года. Субсидиарную ответственность по ним несет собственник имущества учреждения.* Об этом сказано в части 12 статьи 33 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 02-13-11/3990.

Порядок оплаты исполнительных документов, которые предусматривают обращение взыскания на средства учреждения, установлен частью 20статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, частью 3.19 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

29.03.2015г.

С уважением,

Булат Ахмутинов, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Зориной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// budget.1gl.ru/#/hotline/rules/



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль