Отложенные обязательства в учете

3709

Вопрос

подскажите пожалуйста.Какой проводкой в бухгалтерском учете 2015 года отражать «Принятые бюджетные обязательства» по начисленным резервам сч.40160 в 2014году? Проводится ли инвентаризация начисленных резервов сч.40160 в конце года, и есть ли необходимость в проведении данной инвентаризации в конце 2014 года, если проводится то какими документами оформляется?Периодичность начисления резервов сч.40160 в 2015году,как правильно рассчитать резерв по отпускам? Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: В бюджетном учете отложенные обязательства отражайте одновременно с проводками по созданию резервов на счете 0.401.60.000 «Резервы предстоящих расходов» так:

Дебет КРБ.1.501.93. (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ.1.502.99. (в разрезе КОСГУ)
– принято отложенное бюджетное обязательство по созданному резерву.

Необходимость ежегодной инвентаризации и уточнения размера резерва в конце календарного года подтверждена в письме Минфина России от 2 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/43925.

О том, как рассчитать и оформить резерв предстоящих расходов на отпуска рассказано в статье3. Вы можете ею руководствоваться, с учетом положений действующей Инструкции 162н для казенных учреждений. Формировать в полном объеме резервы предстоящих расходов целесообразно после принятия соответствующего федерального стандарта, поскольку в данный момент нет единой методики расчета. Согласно новой редакции Инструкции № 157н, порядок формирования резервов (их виды, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в учетной политике.

Следует сказать, что у учреждений имеется право, но не обязанность по формированию резервов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Ситуация: Как отразить в учете ПБС отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов

Если вы приняли решение создавать резервы предстоящих расходов (на оплату отпусков, на ремонт основных средств и т. д.), то по этим расходам вам нужно отражать в учете отложенные обязательства.*

Внимание: подробный порядок учета отложенных бюджетных обязательств Инструкцией № 162н ипроектом изменений не установлен. Но если вы создаете резервы предстоящих расходов, то этот порядок нужно прописать в учетной политике. Для этого можно воспользоваться проектом изменений для бюджетных учреждений. А именно отложенные обязательства отражать на иные очередные годы – за пределами планового периода. То есть на счете 0.501.99.000. Сделать это можно, например, так. Но в этом случае проводки согласуйте с учредителем.

В бюджетном учете отложенные обязательства отражайте одновременно с проводками по созданию резервов на счете 0.401.60.000 «Резервы предстоящих расходов» так:

Дебет КРБ.1.501.93. (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ.1.502.99. (в разрезе КОСГУ)
– принято отложенное бюджетное обязательство по созданному резерву.*

Корректировку отложенного обязательства в случае уменьшения суммы резерва или принятия в текущем году обязательства в рамках резерва отразите способом «Красное сторно».

Для переноса суммы расхода резерва на текущий год после корректировки данных по счету 1.502.99.000 одновременно сделайте проводку:

Дебет КРБ.1.501.13. (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ.1.502.19. (в разрезе КОСГУ)
– принято отложенное обязательство текущего года.*

Принятие бюджетных обязательств при осуществлении расходов за счет созданных резервов отразите проводками:

Дебет КРБ.1.502.19. (в разрезе КОСГУ) Кредит КРБ.1.502.11. (в разрезе КОСГУ)
– приняты суммы бюджетных обязательств в рамках созданных резервов текущего года.

Такой порядок установлен пунктом 3.81 проекта Минфина России от 25 сентября 2014 г. № б/н.

Из рекомендации «Как учесть санкционирование расходов у получателей бюджетных средств»

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.Рекомендация: Что нужно знать бухгалтеру при переходе на новые правила бухучета – планируемые и уже внесенные

16 ноября вступили в силу изменения, которые внесли в Инструкцию к Единому плану счетов № 157н. Так, обновлен план счетов и порядок учета некоторых операций, установлены новые требования к документам и регистрам, а также к положениям учетной политики. С основными изменениями вы можете ознакомиться в таблице.

Внимание: нововведения должны быть отражены в учете 31 декабря 2014 года и войти в отчетность за 2014 год (п. 2 приказа Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89нМетодические рекомендации к письму Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918).*

Резервы предстоящих расходов

Введен новый счет 0.401.60.000 «Резервы предстоящих расходов». Поэтому у учреждений появилась возможность формировать резервы в бухучетеНо делать это не обязательно.

Формировать в полном объеме резервы предстоящих расходов целесообразно после принятия соответствующего федерального стандарта, поскольку в данный момент нет единой методики расчета.*

Для разного вида резервов можно ввести дополнительную аналитику к данному счету (субконто), например «Резерв предстоящей оплаты отпусков», «Резерв по сомнительным долгам», «Резерв на ликвидацию основных средств», «Резерв на судебные расходы», «Резерв предстоящего гарантийного обслуживание и ремонта» и т. п.

Для примера приведем проводки формирования и использования резерва на оплату судебных расходов после 1 января 2015 года в учете бюджетного учреждения:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Произведены отчисления в резерв на судебные расходы 4.109.60.290 4.401.60.290
субконто «Резерв на судебные расходы»
2. Приняты к учету судебные расходы 4.401.60.290
субконто «Резерв на судебные расходы»
4.302.91.730

Более подробный порядок приведен в пункте 5 Методических рекомендаций к письму Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918.*

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3.Статья: Как создать резерв на оплату отпусков

Согласно новой редакции Инструкции № 157н, порядок формирования резервов (их виды, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в учетной политике.* Рассмотрим варианты создания резерва на оплату отпусков.

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числерезервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно:* например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь. Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплатуотпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Создаем резерв

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности. Однако по совокупности изменений, планирующихся к внесению в Инструкцию № 174н (проект приказа выложен на официальном сайте Минфина России), предполагается формирование себестоимости и услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в рамках основной деятельности (по выполнению государственного или муниципального задания). Таким образом, весьма вероятно, что с 2015 года станет обязательным и формирование себестоимости услуг, оказываемых учреждениями в рамках государственного или муниципального задания.

Непосредственно на размер финансовых потоков образование и использование резерване влияет: суммы субсидий и доходов от реализации платных услуг поступают в соответствии с условиями соглашений и коммерческих договоров, а расходы на оплату отпусков производятся по фактическим случаям. Поэтому основной целью создания резерва в бухгалтерском учете является обеспечение возможности более качественного анализа показателей промежуточной бухгалтерской отчетности и планирование предстоящих расходов – как до окончания текущего года, так и на плановый период.

Еще одним доводом в пользу создания такого резерва может служить условие о выделении субсидий на выполнение государственного или муниципального задания: если субсидии выделяются в течение года равными долями (ежеквартально или ежемесячно), то в периоды, когда количество отпусков меньше среднегодового, субсидия будет предоставляться в размерах, несколько превышающих фактическую потребность, и это превышение может быть использовано в те периоды, когда количество отпусков максимально (в этом случае создается резерв на оплату отпусков).

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н порядок создания резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики.* › |

› | При принятии решения о создании такого резервана 2015 год необходимо отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета сам факт создания резерва, его размер (с разбивкой по видам деятельности) и сумму ежемесячных отчислений.

Расчет резерва и период его создания

В нормативных документах не говорится, на какой период может создаваться резерв. С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.

В Инструкции № 157н (с учетом последних изменений) схема бухгалтерского учета операций по созданию и использованию резерва не прописана (определены только общие правила).*

Соответствующая корреспонденция счетов установлена проектом изменений в Инструкцию № 174н:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена сумма резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 211
«Резервы предстоящих расходов по оплатеотпусков»
Начислена сумма резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 213
«Резервы предстоящих расходов»
Начислены отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»

Изменение размера резерва

Как бы точно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению. Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций. Порядок списания неиспользованного в отчетном году остатка резерва ни Инструкцией № 157н, ни проектом изменений в Инструкцию № 174нне установлен.* По нашему мнению, сумма остатка должна быть присоединена к доходам по соответствующему виду деятельности. Например:

Содержание операции Дебет Кредит
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в приносящей доход деятельности, к доходам 2 401 60 211
«Резервыпредстоящих расходов»
2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»

Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в основной деятельности, к доходам › |

› | Оформление проводок методом «красное сторно» или отнесение сумм остатка на уменьшение себестоимости платных услуг является неправомерным, так как в этом случае информация о размере и структуре себестоимости услуг в декабре отчетного года может быть существенно искажена.

4 401 60 211
«Резервыпредстоящих расходов»
4 401 10 180
«Прочие доходы»

Также следует учитывать, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право, и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной. Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего календарного года. Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, поскольку резерв создается за счет себестоимости работ или услуг и должен быть учтен при налогообложении того отчетного периода, в течение которого возникло право на отпуск. Поэтому учреждение должно иметь право переносить часть сформированного резерва на следующий год (разумеется, при условии что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами). То есть при определенных условиях в начале года в учреждении могут существовать два резерва: переходящий остаток прошлого года и сумма резерва, создаваемого в новом году.

Нюансы налогообложения

Резерв на оплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

› | Необходимость ежегодной инвентаризации и уточнения размера резерва в конце календарного года подтверждена в письме Минфина России от 2 сентября 2014 г. № 03-03-06/1/43925. При проведении инвентаризации следует учитывать планируемое количество дней отпускав расчете за год, которое сравнивается с фактически использованными днями.*

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения. Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета. Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок. Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ). Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

В соответствии с пунктом 3статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › |

Важно запомнить
Организовать учет без ошибок поможет электронная книга «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях». Всем подписчикам электронного журнала – доступ к книге в подарок.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «ЗАРПЛАТА В БЮДЖЕТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ», № 1, ЯНВАРЬ 2015

31.03.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу: http:// gosfinansy.ru/#/hotline/rules/

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль