Нарушение порядка ведения кассовых операций

126

Вопрос

Казенное учреждение в нарушении п. 2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ принимало к оплате по авансовому отчету товарные чеки (без применения ККМ) по оказанным услугам юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за чистку ковров, заправку картриджей, шиномонтаж и другие оказанные услуги. Как будет квалифицироваться данное нарушение для учреждения? Подлежат ли возврату в бюджет выплаченные суммы?

Ответ

сообщаем следующее: Принятие к учету и оплата за счет бюджетных средств подотчетных сумм при отсутствии в подтверждение произведенных расходов бланка строгой отчетности (при оказании услуг населению) к Авансовому отчету, признается нецелевым использованием бюджетных средств. Поэтому подотчетные лица, обязаны вернуть подотчетные суммы, не подтвержденные соответствующими документами (БСО), вернуть в учреждение. А казенное учреждение обязано будет их вернуть в доход бюджета, так как возврат средств израсходованных в прошлых годах за счет лимитов бюджетных обязательств подлежит перечислению в доход соответствующего бюджета. Это следует из статьи 242 Бюджетного кодекса РФ и письма Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4131.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как проверить расчеты с подотчетными лицами

Сотрудникам учреждения выдаются под отчет наличные денежные средства для оплаты:*

  • командировочных расходов (проезд, суточные, наем жилого помещения);
  • материальных запасов и основных средств (хозяйственных или канцелярских товаров, запасных частей, ГСМ);
  • работ или услуг (ремонт оргтехники, транспортных средств).*

Подробнее о правилах выдачи подотчетных сумм см.

Ревизия расчетов с подотчетными лицами обязательно включается в программу проверки финансово-хозяйственной деятельности со стороны учредителя или государственных контрольных органов. Поэтому учреждению также целесообразно организовать внутренний контроль этого вопроса.*

Основные нарушения

Перечень основных ошибок и нарушений порядка расчетов с подотчетными лицами можно классифицировать следующим образом:*

  • нарушения порядка выдачи подотчетных сумм:
    – денежные средства выдаются под отчет сотрудникам, которые не имеют право получать под отчет наличные деньги, или гражданам, которые не являются сотрудниками учреждения;
    – деньги выдаются сотрудникам, которые не отчитались по ранее выданным под отчет суммам;
  • нарушения при оформлении командировочных расходов:
    – отсутствует основание для командировки – решение (приказ) руководителя учреждения;
    – не соблюдаются нормы командировочных расходов, которые установлены законодательством и внутренними локальными актами учреждения;
    – документы, подтверждающие расходы сотрудника за границей, не переведены на русский язык;
    – нарушен порядок налогообложения командировочных выплат сотрудникам;
  • нарушения при оформлении авансовых отчетов:*
    – нарушаются сроки представления авансовых отчетов;
    – в авансовых отчетах отсутствуют сведения и расшифровки затрат, которые приняты к учету;
    – фактический расход подотчетных сумм не соответствует целям, на которые они были выданы;
    – авансовые отчеты принимаются без подтверждающих документов или с документами, не оформленными должным образом;*
  • нарушения порядка бухучета расчетов с подотчетными лицами:
    – операции с подотчетными лицами отражены в бухучете некорректными записями;
    – сальдо расчетов по данным бухучета не соответствует реальным остаткам денежных средств у подотчетных лиц;
    – записи в журнале операций расчетов с подотчетными лицами (или в других регистрах бухучета) не соответствуют авансовым отчетам.

Указанные ошибки являются одними из самых распространенных. Поэтому при организации всех типов внутреннего контроля учреждение обязательно должно предусматривать меры для предотвращения и выявления таких нарушений.*

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Ситуация:В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными

Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163(письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим. Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО.* Например, услуга по лечению при проживании в пансионатах в ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. За разъяснениями об отнесении того или иного вида деятельности к услугам, оказываемым населению, можно обратиться в территориальное отделение Росстандарта. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-11-11/43794 и от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034), ФНС России от 7 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4329.

Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
  • ИНН, присвоенный организации;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата расчетов и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.

Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.*

Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО, в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Подробнее о составлении бланков строгой отчетности см. Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.

Перечень действующих форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Ситуация:Может ли плательщик ЕНВД, принимая наличные за бытовые услуги населению, не применять ККТ и не выдавать при этом бланки строгой отчетности

Нет, не может.

Плательщик ЕНВД может не применять ККТ и вместо кассового чека выдавать бланки строгой отчетности, только если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • его деятельность не подпадает под действие пункта 2 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;

Это следует из положений пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Если организация – плательщик ЕНВД оказывает бытовые услуги населению, то она подпадает под действие пункта 2статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. А значит, она может не применять ККТ, только если вместо кассового чека выдает БСО. Воспользоваться порядком, предусмотренным пунктом 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, нельзя. Следовательно, при оказании бытовых услуг населению плательщики ЕНВД обязаны либо применять ККТ, либо выдавать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).*

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минэкономразвития России от 8 апреля 2010 г. № Д05-1018, Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18798от 11 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-235, ФНС России от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303от 17 мая 2010 г. № АС-17-2/238.*

Из рекомендации «В каких случаях надо применять ККТ»

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

4. Рекомендация:Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самым значимым принципом бюджетной системы является принцип адресного и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).*

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного – это разные вопросы. Однако, как правило, Росфиннадзор и другие органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому и учреждение при проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.*

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:*

Ответственность

Предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств – очень важная задача внутреннего финансового контроля учреждения.

За нарушение принципа целевого использования бюджетных средств учреждение, а также его руководитель или иные должностные лица могут быть привлечены к административной, бюджетной или уголовной ответственности. Подробнее об этом см. таблицу.*

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

5. Ситуация:Как бюджетному (автономному) учреждению отразить зачисление на лицевой счет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет от контрагента

Ответ на этот вопрос зависит от того, за счет каких средств ранее был произведен кассовый расход.

Дебиторскую задолженность прошлых лет нужно перечислить в доход соответствующего бюджета, если ранее кассовый расход был произведен за счет:

Это следует из положений пункта 2 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н,статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, части 18 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль