Расходы казенного учреждения, связанные с приносящей доход деятельностью

1222

Вопрос

У нас казенное учреждение-Противотуберкулезный диспансер. Нужно ли в бухгалтерском учете обязательно использовать счет 109. Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: Расходы казенного учреждения, связанные с приносящей доход деятельностью, произведенные по КФО 1 относятся на счет 1.109.00.000. Исключением могут быть общехозяйственные расходы, которые согласно учетной политике могут быть списаны на счет 0.401.20.000.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по договору

В учете казенных учреждений:

Казенное учреждение здравоохранения может вести платную деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения.* Средства от платных медуслуг в полном объеме должны быть перечислены в доход бюджета. Об этом сказано в пункте 3 статьи 41, пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пункте 4 статьи 298 Гражданского кодекса РФ

Средства на ведение платной деятельности доводятся до учреждений главным распорядителем в виде лимитов бюджетных обязательств.

Бухучет

Все затраты, связанные с оказанием платных медицинских услуг по договору, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Порядок отражения поступления доходов по договору на оказание платных медицинских услуг в учете зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Доходы от оказания платных медицинских услуг отражайте на счете 1.205.31.000 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 77 Инструкции № 162нп. 199 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Все казенные учреждения средства, полученные от платной деятельности, в полном объеме перечисляют в доход бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФп. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Подробнее об отражении таких операций в учете см. Как отразить в учете перечисление средств от оказания платных услуг (выполнения работ) в доход бюджета.

Отнесение расходов на себестоимость оказанных услуг (выполненных работ) отразите проводками:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Зарплата сотрудникам учреждения, участвующим в оказании платных медуслуг по договору КРБ.1.109.ХХ.211 КРБ.1.302.11.730
2. Удержан НДФЛ из зарплаты сотрудников КРБ.1.302.11.830 КРБ.1.303.01.730
3. Начислены обязательные страховые взносы:     
  – на социальное страхование; КРБ.1.109.ХХ.213 КРБ.1.303.02.730
– на медицинское страхование; КРБ.1.303.07.730
– на пенсионное страхование; КРБ.1.303.10.730
– на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний КРБ.1.303.06.730
4. Приобретены материальные запасы (в т. ч. лекарства) для оказания платных медуслуг КРБ.1.105.XX.340 КРБ.1.302.34.730
5. Списаны материальные запасы при оказании платных медуслуг КРБ.1.109.ХХ.272 КРБ.1.105.XX.440
6. Отражены расходы на работы, услуги (содержание имущества, коммунальные расходы и т. д.) КРБ.1.109.ХХ.200<1> КРБ.1.302.2X.730
7. Приобретены основные средства для оказания платных медуслуг:    
– отражены вложения в основное средство; КРБ.1.106.XX.310 КРБ.1.302.31.730
– принято к учету основное средство по сформированной стоимости КРБ.1.101.XX.310 КРБ.1.106.XX.310

Х – соответствующий аналитический код вида синтетического счета.

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.
<1> В разрезе подстатей КОСГУ.

Такой порядок установлен пунктами 4041 Инструкции № 162н.

Тамара Грекова, начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности департамента здравоохранения г. Москвы

2. Статья: Общие положения

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации за плату, предназначен счет 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». В соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов все затраты подразделяются на прямые, накладные и общехозяйственные.

При этом прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги (для учета таких расходов предназначен счет 1 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Накладные расходы распределяют по выбранному учреждением показателю, который характеризует результаты деятельности учреждения. Распределение можно делать пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг) (для учета данных затрат предусмотрен счет 1 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»).

Общехозяйственные расходы казенного учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике относятся на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг (для учета общехозяйственных расходов предусмотрен одноименный счет 1 109 80 000). Учреждение может вовсе не распределять общехозяйственные расходы, тогда суммы списываются на увеличение расходов текущего финансового года. Выбранный вариант учета следует прописать в учетной политике учреждения.

Кроме того, отметим, что способ калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и метод распределения накладных расходов, как правило, определяются учреждением самостоятельно. Однако метод распределения затрат может быть установлен органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Для раскрытия информации о суммах, потраченных на изготовление готовой продукции (выполнение работ, услуг), учреждение вправе предусмотреть в составе Рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды к соответствующему синтетическому счету. Все это должно быть отражено в учетной политике.*

Книга: «КАЗЕННЫЙ УЧЕТ ПО НОВОМУ ПЛАНУ СЧЕТОВ – 2014»

3.Статья: Формирование стоимости услуги: как распределить затраты

Если казенное учреждение оказывает платные услуги, ему надо сформировать их себестоимость. Рассмотрим варианты распределения затрат при ее формировании, проанализировав нормы действующего законодательства.*

Общие принципы формирования себестоимости

В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может вести приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Чаще всего приносящая доход деятельность казенных учреждений представляет собой реализацию платных услуг. При этом при их оказании возникает необходимость формирования их себестоимости.

Общие принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) в рамках приносящей доход деятельности, установленыпунктами 134–140 Инструкции к Единому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденнойприказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н . В соответствии с пунктом 134Инструкции № 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

При производстве одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, учитываются в составе прямых.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы подлежат распределению в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения.

Таким образом, необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их последующего распределения возникает только тогда, когда казенное учреждение оказывает более одного вида платных услуг.

Схема формирования себестоимости услуг

Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета , утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н , предусмотрено открытие и ведение четырех групп счетов, которые используются при формировании себестоимости платных услуг:

1) счета учета затрат на производство (на них учитываются прямые расходы и происходит дальнейшее формирование себестоимости услуг);

2) счета учета накладных расходов;

3) счета учета общехозяйственных расходов;

4) счета учета издержек обращения (применяются при осуществлении учреждениями торговой деятельности).

Установлена следующая схема формирования и списания себестоимости услуг.*

1. Сначала прямые затраты учитываются на соответствующих счетах, открытых к счету 0 109 00 000, в корреспонденции со счетами учета обязательств, расчетов, амортизации и материальных запасов. Накладные и общехозяйственные расходы аналогичным образом формируются на счетах 0 109 70 000 и 0 109 80 000.

2. По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца, если особенности формирования себестоимости услуги не предусматривают иной период) накладные расходы распределяются между видами услуг, а общехозяйственные расходы – между объемами реализованной и нереализованной продукции (услуг). Списание общехозяйственных и накладных расходов в себестоимость готовой продукции (работ, услуг) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 70 000 и 0 109 80 000.

3. Суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг списываются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 в дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Обратите внимание: схема списания себестоимости услуг в казенных учреждениях отличается от схемы, используемой в бюджетных и автономных, – не применяется показатель плановой себестоимости продукции, работ и услуг, в учете отражается только фактическая себестоимость. Тем самым исключается необходимость повторного уточнения финансового результата реализационных операций по итогам отчетного периода, а также необходимость обособленного ведения учета отклонений фактической себестоимости от плановой.

Накладные расходы

Итак, перечень накладных расходов и порядок их распределения должны быть прописаны в учетной политике учреждения. › |

› | Для составления учетной политики подписчики журнала могут воспользоваться электронным сервисом «Учетная политика 2013».

Единых требований по определению критериев отнесения расходов к накладным нет. Однако из экономического содержания данной группы затрат можно сделать вывод о том, что в составе накладных учитываются только расходы, понесенные при оказании двух и более видов платных услуг.

Например, такими расходами признаются:

  • расходы на содержание имущества (включая здания и помещения, в которых происходит оказание услуг);
  • коммунальные расходы;
  • амортизация;
  • расходы на оплату труда (с начислениями) персонала, занятого в деятельности по оказанию платных услуг (только тех работников, чья деятельность не ограничена рамками одной услуги, то есть, как правило, управленческого и обслуживающего персонала).

Пункт 134 Инструкции № 157н рекомендует распределение накладных расходов производить одним из способов, а именно пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда;
  • материальным затратам;
  • иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа, по нашему мнению, зависит от структуры затрат (формирующих себестоимость услуг) и их объема (суммы).

Поэтому способ распределения пропорционально прямым затратам на оплату труда целесообразно применять в тех случаях, когда учреждение оказывает несколько видов услуг, отличающихся удельным весом расходов на оплату труда в себестоимости единицы услуг. А также если в рамках приносящей доход деятельности осуществляется не только оказание услуг, но и выпуск продукции или выполнение работ.

Способ распределения накладных расходов пропорционально материальным затратам будет предпочтительнее там, где оказание услуг предполагает существенный объем материальных расходов, а виды оказываемых услуг отличаются по показателю материалоемкости.

При применении показателя (для распределения накладных расходов) иных прямых расходов может быть использована сумма начисленной амортизации. Применение данного показателя целесообразно в тех случаях, когда оказание услуг связано с использованием различных объектов основных средств. И при этом соответствующие объекты должны использоваться при оказании конкретного вида услуг. При распределении накладных расходов распределяется также и амортизация, начисленная по объектам общепроизводственного назначения (используемым при оказании всех видов платных услуг). Но, на наш взгляд, такой метод распределения накладных расходов для казенныхучреждений не является характерным.

И наконец, способ распределения накладных расходов пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг). Его рекомендуется применять, если предпринимательская деятельность в течение года осуществляется ритмично, а организация деловых связей с контрагентами практически исключает ситуации, когда оформление факта оказания услуг может быть осуществлено в течение периода, превышающего один календарный месяц. В противном случае достаточно существенные суммы накладных расходов могут оставаться нераспределенными, в том числе и на отчетную дату. По нашему мнению, с учетом специфики оказания услуг казенными учреждениями данный способ распределения накладных расходов представляется наиболее рациональным.

Важно запомнить
Необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их распределения возникает, если учреждение осуществляет более одного вида деятельности.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 6, ИЮНЬ 2013

02.04.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль