Обязанности налогового агента по НДС при аренде

110

Вопрос

подскажите как выйте из ситуации. Мы не заплатили налого НДС за 2014 год в бюджет. Сылаясь на ст. 161 п3.,а арендатор ИП освобожден от НДС. Выставляли счета без учета НДС. Прочитала за ответственность ужаснулась. Помогите.Звоните, если что не так написала.

Ответ

сообщаем следующее: Учреждение налоговым агентом не признается, следовательно, применять п.3 статьи161 НК РФ не вправе, что и привело к недоимке по НДС.

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит учреждению в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки. В этой связи при обнаружении ошибки перечислите недоимку и пени в бюджет и подайте уточненную налоговую декларацию по НДС. Это позволит избежать штрафа за неуплату налога по итогам за 2014 год при проведении налоговой инспекцией налоговой проверки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Признание учреждения налоговым агентом

Учреждение признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом само учреждение должно состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у учреждений не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти, местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ*);
  • если приобретает (получает) на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства, а также имущества банкротов) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), учреждение, реализующее это имущество, не должно удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
  • если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);
  • если является владельцем судов, не зарегистрированных в Российском международном реестре судов. В таком случае учреждение признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к нему перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ).

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

2.Рекомендация:Как перечислить налог в бюджет

Пени за просрочку

Если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить учреждению пени (ст. 75 НК РФ).*

Пени рассчитают так:

Пени = Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) × Количество календарных дней просрочки × 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России или финансовом органе (в день предъявления в банк платежного поручения на перечисление задолженности, в день проведения зачета и т. д.), задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам учреждения, наложения ареста на денежные средства или имущество учреждения.

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача учреждением заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, учреждение руководствовалось письменными разъяснениями контролирующих ведомств и (или) придерживалось указаний (мотивированного мнения) налоговой инспекции, направленных ему в процессе налогового мониторинга (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Ситуация: может ли налоговая инспекция начислить пени за несвоевременную уплату налога, если она не уведомила учреждение об изменении реквизитов счета, на который следует перечислять налог

Нет, не может.

Налоговая инспекция обязана доводить информацию об изменении реквизитов счетов Казначейства России (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776. Этот документ является письменным разъяснением налоговой инспекции, исполнение которого освобождает учреждение от ответственности и пеней (п. 8 ст. 75, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Поэтому, если учреждение не уведомили об изменении реквизитов, оно вправе перечислять налог по прежним реквизитам счетов Казначейства России.

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 03-02-07/1-60.

Внимание: за неуплату налогов учреждение и его должностных лиц накажут. За это правонарушение предусмотрена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Налоговые инспекторы вправе оштрафовать учреждение. Однако сделать это они могут исключительно за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового периода. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).*

Штраф составит 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что неуплата была умышленной, то штраф возрастет до 40 процентов. Это следует из статьи 122 Налогового кодекса РФ*.

Если учреждение не перечислит налог, выступая в роли налогового агента, то оштрафуют его также на 20 процентов (ст. 123 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит учреждению в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).*

Административная ответственность

Бывает, налог не заплатили из-за грубого нарушения правил бухучета: когда налог неправильно начислили и его сумма была искажена не менее чем на 10 процентов. Тогда суд может дополнительно привлечь руководителя учреждения или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в этом случае составит от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновного в правонарушении устанавливают индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Обычно виновным признают главного бухгалтера или того, кому его обязанности переданы. Руководителя же учреждения признают виновным в следующих случаях:

На практике налоговая ответственность в отношении учреждения может применяться одновременно с административной ответственностью к его должностным лицам. То есть за одно и то же нарушение учреждение штрафуют по статье 122 или 123 Налогового кодекса РФ, а директора или главбуха – по статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В дальнейшем штрафы могут быть оспорены в суде. И если арбитражный суд отменит налоговую ответственность в отношении учреждения, то мировой суд, в который обратится директор или бухгалтер, должен снять ответственность и с этих должностных лиц. Основание: подтвержденное арбитражным судом отсутствие состава правонарушения (



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль