Квалификация расходования бюджетных средств как нецелевое

215

Вопрос

У нашем учреждении проверяли бюджетную смету за 2013г., нашли расхождения по КОСГУ 225 в детализации расходов (Расходы на оплату труда лиц по договорам гражданско-правового характера)сумма указана меньше чем фактически принято к бухгалтерскому учету.Бюджетные ассигнования в целом по статье освоены в полном объеме перерасхода нет.Будет ли за это нарушение наказание,если будет то какое.И считается ли эта ошибка не целевым использованием средств.Заранее благодарна за ответ.

Ответ

сообщаем следующее: Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете. В общем случае в смете цели расходов определяются по КОСГУ.

Учитывая, что в целом по статье КОСГУ 225 перерасхода нет, считаем, что данные действия учреждения не квалифицируются как нецелевое расходование бюджетных средств. Но учитывая, что в действующем законодательстве не установлено, до каких пределов детализировать цели расхода (КОСГУ или перечень расходов внутри КОСГУ), проверяющие могут принять другое решение. Ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств приведена в таблице.

Также проверяющие могут предъявить учреждению нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, который установил ГРБС. За это предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самым значимым принципом бюджетной системы является принцип адресного и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного – это разные вопросы. Однако, как правило, Росфиннадзор и другие органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому и учреждение при проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.*

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).* Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009, от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

Ошибки указания кодов КОСГУ очень часто служат для государственных контролеров основанием для того, чтоб зафиксировать нецелевое использование бюджетных средств. Большое значение таких ошибок связано с тем, что они самый очевидный признак расхода на цели, не указанные в смете.

Но не каждую ошибку нужно считать нецелевым использованием средств.* Бывают также ситуации, когда использование определенного кода КОСГУ связано с указаниями ГРБС или органов казначейства. Применение неправильного кода КОСГУ будет обычным нарушением методологии в следующих случаях:

  • расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;
  • расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);
  • порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;
  • на момент перечисления платы за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы;
  • установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534, от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Ответственность

Предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств – очень важная задача внутреннего финансового контроля учреждения.

За нарушение принципа целевого использования бюджетных средств учреждение, а также его руководитель или иные должностные лица могут быть привлечены к административной, бюджетной или уголовной ответственности. Подробнее об этом см. таблицу.

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

1. Рекомендация:Как проверить целевое использование бюджетных средств

В бюджетной смете отражаются объем и целевое направление бюджетных средств. Кроме того, по решению ГРБС в смете может быть предусмотрено поквартальное распределение бюджетных средств. Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета (в т. ч видов расходов) с детализацией до статей (подстатей) КОСГУ (п. 4 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н). Расходовать бюджетные средства более, чем это предусмотрено бюджетной сметой, учреждение не вправе.

Внимание: за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Контролирующие органы проверяют исполнение бюджетной сметы при проведении проверок, ревизий и обследований (подп. «а» п. 7, п. 2, 41 регламента, утвержденного приказом Минфина России от 20 марта 2014 г. № 18н). При этом ревизоры обращают внимание, в частности, на следующее:

Такой вывод следует из положений статей 221, 306.4 Бюджетного кодекса РФ, приказа Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н. Кроме того, в ходе проверки ревизоры могут также изучать:

Основные нарушения

При проверке бюджетной сметы встречаются, в частности, такие нарушения:

К бюджетной смете должны быть приложены обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, которые использовались при ее формировании (п. 6 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н). О том, какие данные используются для расчета показателей бюджетной сметы по некоторым статьям (подстатьям) КОСГУ, см. таблицу.

Отсутствие обоснований (расчетов) к бюджетной смете будет квалифицировано проверяющими как несоблюдение требований о порядке составления бюджетных смет, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н.

Расходование средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной сметой, будут квалифицированы проверяющими как нецелевое использование бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Справочники:Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Нарушение Вид ответственности Мера ответственности Основание
Нецелевое использование бюджетных средств1 Административная

Штраф:

  • для организаций – от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
  • для должностных лиц2 организации – от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо2 организации также может быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет

ст. 15.14 КоАП РФ*
Бюджетная Передача части полномочий ГРБС (РБС), ПБС, уполномоченному по соответствующему бюджету3 ч. 2 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ

Бесспорное взыскание суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими6

Приостановление или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций)

ч. 3 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ
в крупном размере (1 500 000 –7 500 000 руб.) Уголовная

Одна из следующих мер (применяется к должностным лицам4 организации):

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период 1–2 года;
  • принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
ч. 1 ст. 285.1 УК РФ
в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.), или если совершено группой лиц по предварительному сговору

Одна из следующих мер (применяется к должностным лицам4 организации):

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период 1–3 года;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового
ч. 2 ст. 285.1 УК РФ
<…>

 

07.04.2015г.

С уважением,

Людмила Рябинина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль