Порядок отнесения затрат на себестоимость: счет 109

548

Вопрос

Вопрос по учету на 109 счете.У нашего учреждения несколько видов работ по государственному заданию. На каждый вид работ наш учредитель разработал норматив затрат, исходя из которого была рассчитана субсидия на государственное задание в соответствии с объемами работ.Мы ведем учет затрат на каждый вид работ в разрезе прямых расходов на 109.61 (заработная плата персонала непосредственно участвующего в выполнении работ, начисления на з/п, материалы) и накладных расходов на 109.81. и 109.71 (з/п административно-управленческого персонала, начисления на з/п, общехозяйственные расходы).В конце месяца накладные расходы распределяем на 109.61 пропорционально заработной плате.Должны затраты на 109.61 совпадать с нормативом затрат, утвержденным учредителем или может быть по одному виде работ больше затраты, а по другому - меньше?Например:1. Норматив на работу 1 - 1000 руб. за единицу.2. Норматив на работу 2 - 500 руб. за единицу.Объем и стоимость работ по гос. заданию:1. 10 единиц - 10 000 руб.2. 10 единиц - 5 000 руб.Общая сумма субсидии по соглашению: 15 000 руб.Учет затрат на 109.61 на конец года:1. Работа 1 - 8 000 руб.2. Работа 2 - 7 000 руб.Общие затраты по гос. заданию - 15 000 руб.Возможно такое распределение затрат или нужно четкое соответствие нормативным затратам на счете 109.61:1. Работа 1 - 10000 руб.2. Работа 2 - 5000 руб.

Ответ

сообщаем следующее: да, возможно. Порядок отнесения затрат на себестоимость инструкциями не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом можно использовать порядок определения нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание имущества.

В законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении оказание образовательных услуг в рамках госзадания

Бухучет затрат в бюджетных и автономных учреждениях

В бюджетных и автономных учреждениях затраты, связанные с оказанием образовательных услуг в рамках выполнения госзадания, нужно отражать на счете 4.109.00.000 (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).* В конце отчетного периода затраты по выполненным услугам, собранные на этом счете, нужно списать на уменьшение финансового результата, а именно на счет 4.401.20.200 (т. е. происходит сопоставление доходов в виде полученной субсидии и произведенных расходов). Учет на счетах организуйте пообъектно – по каждому виду оказываемых услуг. Надлежащая организация пообъектного учета позволит формировать и анализировать фактическую себестоимость госуслуг как самому учреждению, так и другим пользователям бухгалтерской отчетности (например, учредителю). При этом учитывайте, что некоторые расходы не подлежат включению в фактическую себестоимость субсидированных работ и услуг и по этой причине не отражаются на счете 0.109.00.000.

Порядок отнесения затрат на себестоимость инструкциями не установлен. Поэтому учреждение должно самостоятельно его разработать и закрепить в учетной политике для целей бухучета (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом можно использовать порядок определения нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание имущества (приказ Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1405).

При разработке порядка нужно определить способ калькулирования (т. е. определения себестоимости) единицы объема работы или услуги. В том числе пропишите нижеприведенные особенности учета.

1. Какие расходы относятся к прямым, накладным или общехозяйственным, а также порядок их распределения.

Порядок распределения затрат на прямые или накладные зависит от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.*

Если учреждение оказывает один вид образовательных услуг, все затраты, связанные с оказанием госуслуги, относите к прямым (на счет 0.109.60.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 0.109.70.000);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 0.109.60.000.

При этом к прямым затратам относите такие, которые сразу относятся на себестоимость. Это, как правило, зарплата педагогов и страховые взносы, начисленные на эту зарплату, материальные запасы, которые используются непосредственно при выполнении госуслуги. Накладные – те затраты, которые нельзя прямо отнести к конкретному виду услуг: на содержание и эксплуатацию основных средств, на командировки, обучение сотрудников и другие.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные затраты (например, зарплату администрации) относите на счет 0.109.80.000 «Общехозяйственные расходы». К общехозяйственным расходам, как правило, относятся расходы:*

  • на зарплату административного персонала, который не принимает непосредственного участия в оказании услуг (уборщица, бухгалтер и др.), и начисления на эту зарплату;
  • коммунальные (кроме тех, которые не отнесены к нормативным затратам на содержание имущества);*
  • на содержание недвижимого имущества;
  • на приобретение услуг связи, транспортных услуг;
  • на прочие работы, услуги.

2. Какие расходы не формируют себестоимость работы (услуги) и сразу списываются на финансовый результат. К таким расходам, как правило, относятся:*

  • расходы на социальное обеспечение (статьи КОСГУ 262263);
  • прочие расходы (статья КОСГУ 290);
  • нормативные затраты на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества. Такие затраты устанавливаются в порядке определения нормативных затрат на оказание госуслуг как отдельная статья затрат. Это обычно:
    – коммунальные услуги в определенном размере;
    – налоги, в качестве объектов налогообложения по которым является недвижимое и особо ценное движимое имущество: земельный налог и налог на имущество.

Также в учетной политике можно установить другие виды расходов, которые не формируют себестоимость.

Эти расходы сразу (при начислении) списывайте на расходы текущего финансового года, то есть на счет 4.401.20.000.

Это следует из пункта 153 Инструкции № 174н* и пункта 181 Инструкции № 183н.

3. Способ распределения накладных и общехозяйственных расходов. Например, пропорционально прямым затратам на оплату труда, материальным затратам, выручке и т. д.*

Пример отражения в бухучете затрат, связанных с выполнением госзадания

В рамках госзадания ФГОУ ВПО «Альфа» оказывает образовательные услуги по программам высшего профессионального образования (ВПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО).

Учетной политикой «Альфы» предусмотрено следующее.

1. Расходы, производимые по статьям КОСГУ 262, 290, себестоимость услуг не формируют и списываются единовременно на уменьшение финансового результата текущего года – счет 4.401.20.000 «Расходы текущего года» с последующим отнесением на счет 4.401.30.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

Также на счет 4.401.20.000 сразу списываются нормативные затраты на содержание имущества в размере, установленном порядком определения нормативных затрат на оказание госуслуг и содержание имущества:

  • расходы на электроэнергию – 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;
  • расходы на тепловую энергию – 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей.*

Остальные расходы формируют себестоимость услуг.

2. Прямые затраты относятся на каждый вид услуг на основании первичных документов. К прямым затратам относятся:

  • зарплата преподавателей, занятых только в программе ВПО или только в программе ДПО, с начислениями;
  • материальные запасы, использованные только в программе ВПО или только в программе ДПО.

3. Накладные затраты и общехозяйственные расходы распределяются по выполняемым программам пропорционально фонду зарплаты основного персонала (преподавателей) при помощи расчетного коэффициента.*

К накладным затратам относятся:

  • зарплата преподавателей, которые ведут занятия и по программам ВПО, и по программам ДПО;
  • начисления на зарплату;
  • амортизация оборудования, которое используется в обеих программах.

К общехозяйственным затратам относятся:*

  • зарплата административного персонала и начисления на зарплату;
  • коммунальные расходы (за исключением нормативных затрат) и расходы на услуги по содержанию имущества;*
  • расходы на услуги связи, транспортные и прочие услуги.

В феврале расходы составили:

Расходы, которые не относятся на себестоимость продукции:

  • госпошлина, подарки и т. д. (по статье КОСГУ 290) – 6000 руб.;
  • расходы на коммунальные услуги – 9000 руб.

Прямые затраты на оказание образовательных услуг составили:

Наименование показателя ВПО ДПО Итого
Зарплата 1 200 000 300 000 1 500 000
Начисления на зарплату (30,2%) 362 400 90 600 453 000
Материальные затраты 570 000 330 000 900 000
Итого 2 132 400 720 600 2 853 000

Накладные расходы составили 900 000 руб.

Общехозяйственные расходы – 2 100 000 руб. Общехозяйственные расходы, которые не распределяются, – 190 000 руб.

Общехозяйственные и накладные расходы списываются на затраты пропорционально прямым затратам на оплату труда. Коэффициент распределения по программе ВПО составил 0,8 (1 200 000 руб. : 1 500 000 руб.), по программе ДПО – 0,2 (300 000 руб. : 1 500 000 руб.).*

Общая сумма расходов за февраль составила:

  • по программе ВПО: 2 132 400 руб. + (900 000 руб. + 2 100 000 руб.) × 0,8 = 4 532 400 руб.;
  • по программе ДПО: 720 600 руб. + (900 000 руб. + 2 100 000 руб.) × 0,2 = 1 320 600 руб.

Для отражения затрат на оказание услуг в рамках госзадания к счету 4.109.60.200 открыты субсчета «ВПО», «ДПО».

Татьяна Кочнова, заместитель директора департамента бухгалтерского учета Минобрнауки России, к. э. н.

2. Статья: Как распределять общехозяйственные расходы

В Закон о бухучете внесены изменения, в том числе касающиеся отражения реальных и мнимых затрат*. Так как распределение общехозяйственных расходов в бюджетном учреждении часто вызывает трудности, покажем на примере, как это сделать.

* Подробный комментарий изменений, внесенных в Закон о бухучете, читайте на стр. 10.

Группировка расходов

Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от1 декабря 2010г. №157н, предусмотрена группировка затрат. Она такова:*

  • прямые затраты;
  • накладные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ или оказании услуг прежде всего делятся на прямые и накладные ( п. 134 Инструкции №157н). Однако здесь не приведено разъяснение того, что относится к прямым, а что к накладным расходам.

По мнению автора, можно использовать следующие определения.*

Прямые расходы – это те, которые непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы – это затраты на содержание и организацию производства всех видов продукции (работ, услуг) бюджетного учреждения. Чаще всего к ним относят *расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве, расходы на коммунальные услуги помещений, используемых в производстве,* и их арендную плату, оплату труда работников, занятых обслуживанием производства.

Общехозяйственные расходы связаны с общим обслуживанием производства и управлением

учреждением в целом. К ним обычно относят* административно-управленческие расходы, содержание общехозяйственного персонала, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендную плату за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и других услуг.

Конкретных указаний, какие статьи расходов относить к прямым, накладными общехозяйственным, не существует. Следовательно, выбор должен быть сделан самим учреждением и закреплен в его учетной политике.*

Порядок распределения расходов

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), распределяют на себестоимость реализованной готовой продукции, работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов относят на увеличение расходов текущего финансового года. При этом учреждение вправе применять разные способы распределения для накладных и общехозяйственных расходов.*

А.Л. Опальская, эксперт по бюджетному учету

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 2, февраль 2014

3.Рекомендация: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией).* Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на другие выплаты, с обязательным уточнением Плана). Но все-таки, чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перед перераспределением средств, лучше согласовать это с учредителем.*

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81нписьма Минфина от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030.

Станислав Бычков, заместитель директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Юлия Камардина, советник руководителя Федерального казначейства

10.04.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 26.19%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.52%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 23.81%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль