Аренда транспортного средства у сотрудника

117

Вопрос

Возник вопрос: В учреждении имеется свой транспорт,есть свободные автомобили. При каких существенных аргументах мы имеем право арендовать у работника и какие расходы нужно включить в аренду?

Ответ

сообщаем следующее: Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, затраты на аренду автомобилей у работников могут быть расценены как нарушение. В части неэффективного использования бюджетных средств. Арендовать автомобиль, например, можно если транспортные средства учреждения находятся в ремонте.

В соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ автономные учреждения сами регулируют свою закупочную деятельность. Самостоятельно разрабатывают положение о закупке, в котором определяют порядок проведения закупок и заключения контрактов. В том числе это касается и договоров аренды.

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде, приведенном ниже.

Подробный порядок заключения договора аренды автомобиля у сотрудника представлен ниже.

При этом следует учесть, что вместо договора аренды транспорта с экипажем лучше заключить с сотрудником два отдельных договора. Один – об аренде без экипажа, а второй – на оказание услуг по управлению и технической эксплуатации. Подробная информация приведена ниже.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как заключить договор аренды движимого и недвижимого имущества

При заключении договора аренды учреждения должны действовать следующим образом. Казенные учреждения и бюджетные учреждения (в рамках деятельности на госзадании) должны применять порядок, установленный Законом о контрактной системе. Это прямо прописано в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об особенностях применения этого закона при заключении договора аренды читайте ниже.

Для автономных учреждений Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ установлен другой порядок. В соответствии с ним автономные учреждения сами регулируют свою закупочную деятельность. Самостоятельно разрабатывают положение о закупке, в котором определяют порядок проведения закупок и заключения контрактов. В том числе это касается и договоров аренды.* Кроме того, положениями Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ имеют право руководствоваться и бюджетные учреждения при закупках за счет средств от платной деятельности.

Арендная плата

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:*

  • определенных в твердой (фиксированной) сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
  • установленной доли полученных от использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  • предоставления арендатором определенных услуг арендодателю;
  • передачи арендатором арендодателю указанной в договоре вещи в собственность или в аренду;
  • возложения на арендатора предусмотренных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны также могут установить в договоре аренды сочетание вышеуказанных форм или иные варианты оплаты.*

Это следует из пунктов 1 и 2 статьи 614 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с гражданским законодательством размер арендной платы может быть изменен арендодателем в одностороннем порядке не чаще раза в год. Для отдельных видов имущества законодательством установлен другой предельный срок. Об этом сказано в пункте 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ. Например, по договору лизинга (финансовой аренды) размер лизинговых платежей можно пересматривать раз в три месяца (абз. 3 п. 2 ст. 28 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ).

По соглашению сторон договора размер арендной платы может меняться с любой периодичностью (в т. ч. чаще, чем один раз в год). Такие разъяснения содержатся в пункте 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73.

Если в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, условия использования имущества или его состояние существенно ухудшились, то арендатор вправе потребовать соразмерного уменьшения цены договора (арендной платы). В свою очередь арендодатель также вправе потребовать досрочной оплаты по договору, если арендатор серьезно нарушает сроки внесения платежей. Срок оплаты в такой ситуации арендодатель устанавливает самостоятельно. При этом есть одно ограничение: нельзя потребовать от арендатора внести арендную плату более чем за два срока подряд. Об этом говорится в пунктах 4 и 5 статьи 614 Гражданского кодекса РФ.

Внимание: вышеприведенный порядок могут применять только автономные учреждения и бюджетные (при соблюдении определенных условий). Если же ваше учреждение является казенным или бюджетным, которое работает по Закону № 44-ФЗ, то для определения порядка расчета и внесения арендной платы надо учитывать особенности, установленные данным законом.

Во-первых, до проведения закупочных процедур составьте расчет и обоснование начальной (максимальной) цены. Для такого расчета применяйте метод сопоставимых рыночных цен. То есть вам необходимо проанализировать предложения на рынке, чтобы заключить договор аренды по объективной цене и на взаимовыгодных для сторон условиях. Для этого запросите коммерческие предложения потенциальных арендодателей и рассчитайте среднюю цену. Подробнее о том, как рассчитать и обосновать НМЦК, см. Как для целей проведения закупки определить НМЦК. Такой расчет составлять не нужно, если вы заключаете договор до100 000 руб. с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Во-вторых, важно помнить, что при заключении договора по Закону о контрактной системе размер арендной платы в процессе его исполнения не может быть изменен. Цена должна быть твердой на весь период действия договора. Об этом сказано в части 2 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Законодательство допускает изменение цены только в строго установленных случаях (например, при недофинансировании заказчика). Порядок изменения цены приведен в таблице.

Ремонт и содержание арендованного имущества

Во время действия договора аренды может появиться необходимость ремонта арендованного имущества. Обязанности по ремонту распределяются следующим образом. По общему правилу капитальный ремонт обязан проводить арендодатель. Арендатор проводит текущий ремонт, поддерживает имущество в исправном состоянии и несет расходы на его содержание. Однако стороны имеют право распределить обязанности и по-другому. Такое условие следует прописать в договоре.*

Когда в договоре не указан срок проведения ремонта или ремонт вызван неотложной необходимостью, то он должен быть сделан в разумные сроки. Понятие «разумный срок» не определено в законодательстве. Под разумным сроком обычно понимается срок, необходимый для выполнения обязательства. Как правило, продолжительность данного срока определяется в каждом конкретном случае и согласовывается сторонами договора. При разногласии сторон продолжительность разумного срока определяет суд (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 октября 2005 г. № А52-1425/2005/1).

Если арендодатель не выполнит своей обязанности по ремонту, то у арендатора, то есть у вас, появляется право:*

  • отремонтировать арендуемое имущество самостоятельно, после чего стоимость ремонта можно взыскать с арендодателя или зачесть в счет арендной платы;
  • потребовать соразмерного уменьшения арендной платы;
  • потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Такие правила установлены статьей 616 Гражданского кодекса РФ.

Помимо ремонта стороны сделки вправе проводить улучшения арендованного имущества. Улучшения могут быть отделимыми и неотделимыми.

В общем случае произведенные арендатором отделимые улучшения являются его собственностью, неотделимые улучшения принадлежат арендодателю (поскольку они неразрывно связаны с объектом аренды). Если неотделимые улучшения проведены арендатором с согласия арендодателя, то последний компенсирует их (если другое не предусмотрено договором). В противном случае расходы арендатора возмещению не подлежат (исключение – аренда предприятия – ст. 662 ГК РФ). То есть порядок оплаты и возмещения расходов как на отделимые, так и неотделимые улучшения арендованного имущества четко пропишите в договоре.

Такие положения содержит статья 623 Гражданского кодекса РФ.

Максим Чемерисов,

директор департамента развития

контрактной системы Минэкономразвития России

2. Рекомендация: Как проверить эффективность использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств требует, чтобы учреждения при составлении и исполнении сметы стремились к достижению наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. То есть эффективность использования средств не означает простого сокращения издержек. Учреждение должно следить, чтобы снижение затрат не ухудшило качество выполнения задания (или вовсе не привело к его срыву). Об этом сказано в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.*

Проверку эффективности своих расходов учреждение может организовать в рамках процедур контроля целевого использования бюджетных средств. Проводить для этого отдельные контрольные мероприятия не требуется.

Росфиннадзор часто оценивает эффективность сделок и не менее часто выносит предписания о нарушении принципа эффективного использования бюджетных средств. Поэтому важность организации предварительного контроля в учреждении очень велика. Однако сложность состоит в том, что четкие критерии и признаки такого нарушения законодательством не установлены.

Критерии неэффективности расходования средств

На практике основным критерием эффективности действий учреждения при расходовании бюджетных средств является соблюдение процедур и мер контрактной системы в сфере закупок. Все требования законодательства о контрактной системе направлены на повышение эффективности закупок (ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Кроме того, закон прямо указывает на принцип эффективности закупок как на один из принципов контрактной системы (ст. 6 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Важно учитывать, что и Росфиннадзор неприменение процедур закупок, которое привело к ущербу для заказчика, рассматривает как нарушение обязанности по соблюдению принципа эффективности и как признак неэффективного использования бюджетных средств (письмо Росфиннадзора от 27 апреля 2009 г. № 43-0.1-07-25/1813).

Однако контролеры в каждом конкретном случае могут руководствоваться опытом предшествующих проверок либо собственной оценкой. Стоит отметить, что Росфиннадзор старается обобщать опыт и классифицировать выявляемые нарушения в своих внутренних документах. Как правило, к признакам неэффективного использования бюджетных средств органы внутреннего финансового контроля относят следующие действия:*

  • нарушение порядка контрактной системы в сфере закупок;
  • приобретение товаров (работ, услуг) по завышенным ценам (выше среднерыночных);
  • приобретение невостребованного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, которые не будут использоваться;
  • расходование средств без результата;
  • расходование средств сверх установленных норм даже в случае получения требуемого результата;
  • оплату штрафов, пеней, неустоек на возмещение вреда, допущенного по вине учреждения;
  • неоправданное авансирование, в том числе перечисление денежных средств контрагентам с непогашенной дебиторской задолженностью или непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности;
  • непогашение учреждением собственной задолженности при наличии денежных средств, а также неиспользование выделенных ЛБО при наличии потребности в них;
  • приобретение товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества.

Однако суды отмечали, что классификаторы нарушений, применяемые в своей практике органами внутреннего финансового контроля, носят исключительно рекомендательный характер (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 октября 2013 г. № А06-4500/2012).

По мнению судов, неэффективным расходованием бюджетных средств может быть признана только конкретная операция при условии, если контролеры докажут, что учреждение имело возможность выполнить задачу с использованием меньшего объема средств или достигнуть лучшего результата (постановление Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 г. № 17 и определение ВАС РФ от 22 сентября 2011 г. № ВАС-11976/11).

В настоящий момент органы государственного внутреннего финансового контроля не имеют единой методики проверок эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому они зачастую используют методологию аудита, разработанную органами внешнего финансового контроля (Счетной палатой РФ).

Внутренний стандарт Счетной палаты РФ СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств», утвержденный решением коллегии Счетной палаты РФ (протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668)), устанавливает, что эффективность должна оцениваться по трем основным параметрам:

Стандарт определяет, как именно по итогам аудита эффективности на основании оценки этих параметров формировать выводы и рекомендации.

Счетная палата РФ подробно регламентирует порядок действий, сбора и анализа информации при проведении аудита эффективности и его особенности по сравнению с другими ревизиями. Использование методологии Счетной палаты РФ и даже некоторых контрольных процедур поможет учреждению организовать действенный внутренний контроль над эффективностью расходования средств бюджета.

Экономичность

Экономичность характеризует наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования. Использование государственных средств признается экономичным, если заданные результаты достигнуты с наименьшими затратами или на выделенные средства достигнуты максимально возможные результаты.*

Уже на этапе разработки проекта сметы документально подтвердите, что обоснование потребности в денежных средствах соответствует этому принципу. К расчету затрат, которые определяются методом сопоставимых рыночных цен, а не по нормативам, приложите анализ цен на товары, работы, услуги. Вовсе не обязательно для этого заказывать услуги оценщика или иной специализированной фирмы. Достаточно будет сделать распечатку из Интернета с аналитическим обзором уровня цен или со статистическими данными.

Текущий контроль параметра экономичности в учреждении в первую очередь проходит в рамках процедур определения поставщиков и санкционирования операций. Как начальная цена контракта, так и решение конкурсной комиссии должны быть обоснованы в соответствии с требованиями законодательства.

При проведении внутренних ревизий или проверок на стадии последующего контроля учреждение, чтобы подтвердить экономность затрат, может по аналогии применить контрольные процедуры Счетной палаты РФ:

  • сравнить израсходованные средства на приобретение ресурсов с такими же показателями предыдущего периода;
  • повторно изучить возможность приобретения и использования ресурсов более экономным способом;
  • проверить соблюдение процедур при приобретении ресурсов (например, проведение конкурсов) и проанализировать правильность расчетов и принятия решений о ценах контрактов.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3.2 СФК 104, утвержденного решением коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 9 июня 2009 г. № 31К (668).

Применение вышеуказанных мер внутреннего контроля позволит избежать претензий государственных ревизоров.

Учитывайте, что завышенные цены будут означать неэффективное расходование средств, только если проверяющие смогут доказать, что учреждение имело возможность приобрести такие же товары или услуги за меньшую стоимость (постановление ФАС Уральского округа от 7 июня 2012 г. № Ф09-3736/12).

Продуктивность

Продуктивность определяется по количеству затрат на единицу оказанной услуги учреждения.

Если фактические затраты на единицу оказанных услуг не будут превышать запланированной величины либо иного норматива, которым установлен плановый уровень затрат, то использование бюджетных средств признается продуктивным.

Для оценки продуктивности органы государственного внешнего финансового контроля могут применять:*

  • соотношение плановых и фактических показателей деятельности учреждения;
  • нормативы бюджетных расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг или аналогичные нормативы;
  • соотношения между фактическими затратами и результатами текущего года с аналогичными соотношениями предыдущего периода;
  • сравнение с соотношениями затрат и результатов в других учреждениях той же отрасли.

Такой порядок предусмотрен 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 32.26%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.68%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 70.97%
  • Над налоговой отчетностью 19.35%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль