Заключение контракта у единственного поставщика

936

Вопрос

у нас заключен контракт в соответствии с п.1.1. ст.93 Федерального Закона № 44-ФЗ, имеем ли право по исполнению первого контракта заключить с этим предприятием - монополистом второй контракт, но уже по п.1.4. ст.93 (условие до 2 милн.руб. будет соблюдено). Спасибо.

Ответ

сообщаем следующее: По общему правилу закупку учреждение должно производить либо на основании п.1 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ (в случае, если эти услуги оказывает субъект естественной монополии), либо на основании п.8 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ - если закупаемые услуги оказываются поставщиками соответствующих ресурсов, не являющимися субъектом естественной монополии. Такие разъяснения содержатся в Письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889. При этом в Законе не сказано об обязанности учреждения закупать по данным пунктам. Таким образом, учреждение вправе закупить коммунальные услуги и на основании п.4 ч.1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В таком случае целесообразно подготовить обоснование причин закупки по данному пункту. Это пригодится в случае проверки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как проводить закупки у единственного поставщика

Естественные монополии и центральный депозитарий

Закупка услуг, которые оказывает центральный депозитарий, а также товаров (работ, услуг), относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

При этом центральный депозитарий может оказывать учреждениям следующие услуги:

  • хранение сертификатов ценных бумаг, учет и переход прав на ценные бумаги;
  • открытие счетов депо для владельцев ценных бумаг (Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям в лице соответствующих уполномоченных органов или учреждений).

Полный перечень услуг приведен в главе 4 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ.

В свою очередь к деятельности субъектов естественных монополий относятся:

  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • услуги по передаче электрической энергии, в том числе технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям (письмо ФАС России от 3 февраля 2015 г. № АЦ/4119/15);
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Полный перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий приведен в пункте 1 статьи 4 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Обратите внимание, что предметом контракта в этом случае может быть только та деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), которая относится к сфере естественных монополий. Это важно, поскольку субъекты естественных монополий могут осуществлять и другие виды предпринимательской деятельности, на которые действие данного пункта не распространяется. Например, ФГУП «Почта России» является монополистом в части оказания услуг общедоступной почтовой связи. Наряду с этой деятельностью занимается реализацией почтовых марок, по которой не является монополистом.* Поэтому заключить контракт на покупку почтовых марок на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2014 г. № 44-ФЗ неправомерно. Такой вывод подтверждают разъяснения ФАС России, которые приведены в письме от 12 июля 2013 г. № ЦА/27149/13. Данные разъяснения относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Несмотря на это, их можно использовать и сейчас: нормы законов № 44-ФЗ и № 94-ФЗ в части заключения контрактов с единственным поставщиком-монополистом аналогичны.

Для определения статуса потенциального поставщика заказчик может воспользоваться данными реестра субъектов естественных монополий, который ведет ФСТ России. В этот реестр включаются сведения об организациях-монополистах, в отношении которых проводится государственное регулирование и контроль (п. 2 Административного регламента, утвержденного приказом ФСТ России от 30 августа 2010 г. № 417-э). Реестр разделен на сферы деятельности организаций и опубликован на официальном сайте http://www.fstrf.ru. Например, по данным реестра, в г. Москве к субъектам естественных монополий относятся следующие организации:

  • ГУП «Московский метрополитен», РАО энергетики и электрификации «ЕЭС России», ЗАО «Энергосбыт», ЗАО «Электросеть», Московское государственное унитарное предприятие «Мосводоканал», ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) – в топливно-энергетическом комплексе;
  • ФГУП «Почта России» – по услугам общедоступной почтовой связи;
  • ОАО «Московская городская телефонная сеть», ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» – по услугам общедоступной электросвязи;
  • ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» – по услугам железнодорожных перевозок.

Следует отметить, что наличие информации о поставщике в реестре субъектов естественных монополий не является обязательным условием для подтверждения его статуса. Объясняется это тем, что основной признак – ведение деятельности в условиях естественной монополии, а не наличие данных об организации в реестре. Кроме того, подача сведений в реестр не поименована в перечне обязанностей субъектов естественных монополий. Об этом сказано в абзаце 3 статьи 3, статье 8 Закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ. Такой вывод подтверждает и судебная практика (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 18 января 2011 г. № А55-15711/2010, Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2010 г. № А67-6886/2009).

В случае закупки у субъектов естественных монополий и центрального депозитария разместите извещение на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Пример действий заказчика при закупке у субъекта естественных монополий

Контрактный управляющий федерального казенного учреждения «Альфа» А.С. Глебова приняла решение провести закупку тепловой энергии у субъекта естественной монополии по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

23 января 2015 года в 17:37 по местному времени на официальном сайте www.zakupki.gov.ru она разместила извещение о закупке у единственного поставщика № 03012400000121010161.

По истечении пяти календарных дней (29 января 2015 года) «Альфа» заключила контракт № 27 на поставку тепловой энергии с ОАО «Теплосетевая компания».

При проведении закупки заказчик может определить поставщика (подрядчика, исполнителя) одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком.

Если заказчик принял решение провести закупку у единственного поставщика, то фактически он должен заключить контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключения контракта является наиболее простым и удобным для заказчика, а также не требует значительных затрат времени. Сравнительная характеристика всех способов закупки приведена в таблице.

Обратите внимание, что при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в установленных законом случаях заказчик должен обосновать невозможность или нецелесообразность использования других способов определения поставщика, цену и иные существенные условия контракта.*

Такие выводы следуют из части 1 статьи 24 и частей 1, 3 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности.

За такое правонарушение установлена ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностное лицо заказчика, в размере от 30 000 до 50 000 руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Малые закупки

1. Закупка товара (работы, услуги) на сумму до 100 000 руб. Они являются наиболее распространенными и актуальными среди заказчиков. Но по таким закупкам установлен лимит.

Все закупки заказчика по этому основанию не должны превышать 2 млн руб. или 5 процентов совокупного годового объема и составлять не более чем 50 млн руб. в год. При этом учреждение вправе самостоятельно выбрать наиболее выгодный вариант расчета своего лимита – ограничиться 2 млн руб. или рассчитать 5 процентов совокупного годового объема.

При расчете совокупного годового объема необходимо учитывать все средства на закупки, выделенные на год (в т. ч. и средства на оплату контрактов, которые были заключены до 1 января 2015 года, но подлежат исполнению в текущем году). Это следует из пункта 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Кстати, средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212, 213, 262), при расчете совокупного объема закупок не учитывайте.

Учтите, если ранее лимит был рассчитан исходя из 5 процентов совокупного годового объема, а в настоящее время принято решение об общей сумме таких закупок в размере 2 млн руб., то также надо внести изменения в план-график.

Пример выбора расчета лимита малых закупок

В частности, по данному основанию учреждение может выдавать своим сотрудникам наличные денежные средства под отчет для оплаты:

  • материальных запасов и основных средств (хозяйственных или канцелярских товаров, запасных частей, ГСМ);
  • работ или услуг (ремонт оргтехники, транспортных средств) и т. д.

Обратите внимание, что вышеуказанные ограничения не распространяются на закупки для муниципальных нужд сельских поселений. То есть учреждения-заказчики, расположенные на территориях сельских поселений, вправе проводить закупки по данному пункту только до 100 000 руб. При этом общая сумма таких контрактов за год для них не ограничена.

Также особый порядок расчета годового лимита малых закупок до 100 000 руб. может быть установлен для госорганов, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ. В этом случае расчет ограничения малых закупок производится отдельно по каждому госоргану.

Такие правила установлены пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ситуация: нужно ли включать в 5-процентный лимит малых закупок в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), произведенные по другим основаниям

Нет, не нужно. В 5-процентный лимит малых закупок (до 100 000 руб.) закупки у единственного поставщика, произведенные по другим основаниям, не включайте.* Объясняется это так.

Заказчик проводит закупки у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) строго в установленных случаях. Каждый случай в отдельности имеет свои особенности. Так, малые закупки товаров (работ, услуг) до 100 000 руб. заказчик вправе проводить на общую сумму, которая не должна превышать 2 млн руб. или 5 процентов от совокупного годового объема закупок (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Если заказчик рассчитывает общую сумму закупок от их совокупного годового объема, то данное ограничение по сумме контрактов на год имеет отношение исключительно к закупкам, которые заказчик проводит на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Таким образом, суммы контрактов по другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, в 5-процентном лимите малых закупок до 100 000 руб. не учитывайте.*

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 30.09.2014 № Д28и-1889

37   Пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ определяет случай закупки товара, работы, услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, при этом пункт 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ также перечисляет случаи закупки товаров, работ, услуг, которые осуществляют естественные монополии.Каковы особенности применения указанных пунктов части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ? В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон № 147-ФЗ), а также услуг центрального депозитария.В части 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, которыми в том числе являются: услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
      Контракты, заключаемые на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, могут быть заключены исключительно с субъектом естественной монополии, то есть с хозяйствующим субъектом, занятым производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
      Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
      На основании данного пункта возможно заключение контракта с организациями - поставщиками соответствующих ресурсов, не являющимися субъектом естественной монополии. Такой организацией может выступать управляющая компания, выбранная на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством в случае нахождения нежилых помещений в частной, государственной или муниципальной собственности.
      Вместе с тем, в соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии заключается с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

20.04.2015г.

С уважением,

Галина Халтурина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Натальей Зориной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль