Учет прочих расходных материалов в рамках ОМС

239

Вопрос

Уважаемые эксперты, в дополнение к вопросу "Учет прочих материальных запасов, отнесенных фондом ОМС к медикаментам и перевязочным средствам" сообщаю, что расходование средств на приобретение материальных запасов в нашем учреждении и так ведется с детализацией, например, медикаменты и перевязка - по ст. 340.1.1, продукты питания - 340.1.2, прочие - 340.1.4. Дело в том, что согласно Тарифному соглашению медикаменты и перевязка относится к базовым расходам, а вот прочие - к накладным. При постановке на учет хим. реактивов и хим. посуды, относя их на счет 7.105.36.000, мы увеличиваем накладные расходы. Даже, если я назову их 7.105.36.000.М или как угодно, это будут накладные расходы, но никак не базовые. Мы работаем с ПП 1С и ведем раздельный учет накладных и базовых расходов, соответственно, и оплата у нас происходит по накладным и по базовым расходам. Так вот при сдаче отчета по кассовому расходу средств ОМС расходы на хим. реактивы и прочее автоматически отражаются в накладных расходах, а не в базовых, что очень не устраивает ТФОМС. В приложении к Тарифному соглашению, где отражена разбивка статей расходов на базовые и накладные, четко написано, что ст. 340.1.1 - базовые расходы и там, помимо лек. средств и ИМН, сидят и хим.реактивы, и рентгенпленка, и шприцы, и т.д. В общем, идет не состыковка учета - Инструкция 157н противоречит Тарифному соглашению или наоборот. Как нам обезопасить себя, если сейчас нас проверит ТФОМС, а завтра - КСП Ростовской области, что уже было. И все несоответствия Инструкции 157н там будут отражены. Нецелевого расхода там нет, все в рамках одной статьи 340, а вот не преминут отметить, что учет хим.реактивов, стекла и посуды учитывается на сч. 105.31, вместо 105.36. Получается замкнутый круг.

Ответ

сообщаем следующее: Действующие инструкции по бухучету не содержат положений о том, что расходование материалов, учтенных на счете 0.105.36.000 (и вообще на любом другом счете), относится исключительно к накладным расходам. Наоборот, в Инструкции № 157н прямо указано, что учреждение самостоятельно определяет какие расходы относятся к прямым, а какие – к накладным. Поэтому учреждение вправе закрепить в своей учетной политике правило относить прочие материальные запасы к прямым расходам.

Также заметим, что правила Тарифного соглашения никоим образом не могут диктовать учреждению методику бухгалтерского учета. Учреждение вправе (но не обязано!) оптимизировать свой бухучет так, чтобы аналитические показатели были максимально приближены к требованиям Тарифного соглашения.

Следует обратить внимание и на такой момент деления затрат. Разные нормативные документы устанавливают разную классификацию расходов учреждения. К примеру, накладные и прямые расходы – в Инструкции № 157н, накладные и базовые – в Тарифном соглашении. А в письме ФФОМС от 23.07.2013 № 5423/21-и классификация затрат и вовсе иная: накладные и основные (по участию в процессе оказания медуслуг), а также прямые и косвенные (по способу отнесения на себестоимость).

Подведя итог вышесказанному. Если учреждение утвердит в своих документах, что в целях бухучета расходы делятся на прямые и накладные в соответствии с методикой, установленной в Тарифном соглашении для деления затрат на базовые и накладные, это не будет квалифицировано как нарушение. Ведь, правила учётной политики обязательны для применения как сотрудниками учреждения, так проверяющими (если конечно эти правила не противоречат действующему законодательству, а лишь дополняют его).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете и при налогообложении предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС

Все затраты, связанные с оказанием услуг в рамках ОМС, отразите на соответствующих аналитических счетах счета 0.109.00.000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (п. 134 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). При этом учреждение самостоятельно определяет объект калькулирования и то, какие расходы относятся к прямым или накладным. Для этого можно использовать рекомендации, приведенные в письме ФФОМС от 23 июля 2013 г. № 5423/21-и.*

В учете расходы на себестоимость относите в зависимости от того, сколько видов услуг оказывает учреждение.

Если учреждение оказывает один вид медуслуг, все затраты, связанные с этим, относите к прямым (на счет 7.109.60.000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»).

Если учреждение оказывает несколько видов услуг, расходы распределяйте так:

  • затраты, которые не имеют прямой связи с конкретной услугой, относите к накладным (на счет 7.109.70.000);
  • затраты, которые напрямую связаны с конкретной услугой, относите к прямым и отражайте на счете 7.109.60.000.

Независимо от количества видов услуг учреждения общехозяйственные затраты (например, зарплату администрации) относите на счет 7.109.80.000 «Общехозяйственные расходы».

Тамара Грекова,

начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности

департамента здравоохранения г. Москвы

2. Правовая база:Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н

"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

Счет 10900 Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг

134. Счет предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.*

При изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг относятся к прямым затратам.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Распределение накладных расходов производится одним из способов: пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные),* по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т.д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно* или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

3. Правовая база:Письмо ФФОМС от 23.07.2013 № 5423/21-и

«О методике включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу»

2. Методологические основы ценообразования

2.1. Принято выделять три основных классификации затрат:

2.1.1. По участию в процессе оказания медицинских услуг расходы (затраты) разделяются на основные и накладные.*

Основные - расходы, непосредственно связанные с оказанием услуг - зарплата, медикаменты, мединструментарий и т.д.

Следует обратить внимание, что согласно данной классификации затраты на отопление, электроэнергию, водоснабжение (то есть коммунальные услуги) тоже относятся к основным затратам, поскольку принимают непосредственное участие в оказании медицинской помощи.

К накладным расходам по учреждению относятся все виды расходов, непосредственно не относящиеся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и другие).

Другими словами, накладные расходы - это те виды затрат, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской услуги.

2.1.2. По порядку отнесения на услуги (по способу отнесения на себестоимость конкретной услуги) затраты разделяются на прямые и косвенные.*

Прямые расходы - это расходы, которые могут быть прямо (непосредственно), без каких-либо вспомогательных расчетов отнесены на те или иные виды оказываемых медицинских услуг. Другие словами, прямые затраты связаны с производством конкретных определенных видов услуг.

К прямым расходам относятся:

- заработная плата основного персонала;

- начисления на оплату труда основного персонала;

- стоимость полностью потребляемых в процессе оказания медицинской услуги материальных ресурсов (медикаменты, перевязочные средства, одноразовые принадлежности, питание и т.д.);

- стоимость частично потребляемых материальных ресурсов (износ мягкого инвентаря, амортизация медицинского оборудования, используемого при оказании данной медицинской услуги, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов).

Косвенные - расходы, которые не могут быть прямо отнесены на конкретные виды услуг и поэтому распределяются косвенным образом, как правило, пропорционально каким-либо показателям (установленным базам). Косвенные затраты относятся на стоимость медицинских услуг через расчетные коэффициенты. Косвенные затраты связаны с производством нескольких видов услуг или всех оказываемых услуг. Поэтому косвенные затраты обычно касаются всего учреждения или его подразделений.

К косвенным затратам относятся, например:

- оплата труда общеучрежденческого персонала;

- начисления на оплату труда общеучрежденческого (административно-хозяйственного) персонала;

- коммунальные и хозяйственные расходы (затраты на материалы и предметы для текущих хозяйственных целей, на канцелярские товары, инвентарь и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт и т.д.);

- затраты на командировки и служебные разъезды;

- износ мягкого инвентаря во вспомогательных подразделениях;

- амортизация (износ) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг;

- прочие затраты.*

Основанием для распределения косвенных расходов могут быть прямые затраты, заработная плата основного персонала, площади и т.д. Таким образом, часть косвенных расходов распределяется пропорционально заработной плате основного персонала (например, зарплата административно-хозяйственного персонала). Другие (например, коммунальные расходы) могут распределяться пропорционально площадям и т.д.

В ряде случаев косвенные затраты могут стать прямыми, если, например, установили электросчетчики в каждом кабинете.

Следует отметить, что основные затраты могут быть и прямыми, и косвенными, а накладные, как правило - это косвенные затраты. Например, затраты на электроэнергию и водоснабжение относятся к основным затратам и одновременно они являются косвенными затратами, относимыми на стоимость услуги косвенным методом.

Необходимо отметить особенности классификации затрат лечебно-диагностических служб. Затраты, непосредственно связанные с выполнением исследований, оказанием лечебной помощи, относятся к основным расходам. Большинство из этих видов расходов может относиться к прямым. Однако в случае, если в стоимость койко-дня, законченного случая лечения (стационарного или амбулаторного) и т.д. затраты лечебно-диагностических служб входят в усредненном размере, они будут разнесены по основным клиническим подразделениям с помощью вспомогательных методов, т.е. будут относиться к косвенным затратам.

В составе накладных и косвенных расходов могут выделяться общестационарные (общеполиклинические) и общеучрежденческие затраты.

23.04.2015г.

С уважением,

Людмила Рябинина, эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль