Учет штрафов за неисполнение условий договора

4370

Вопрос

Бюджетное учреждение заключает контракты с поставщиками товаров, услуг как за счет средств от предпринимательской деятельности, так и за счет субсидий на государственное задание и из средств ОМС. В соответствии с условиями контракта поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта, суммы обеспечения учитываются учреждением на счете 304.01. Также контрактом предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, поставщик уплачивает штраф, который может быть удержан из обеспечения контракта. На сегодняшний день на счете 304.01 находятся средства, удержанные из обеспечения исполнения контракта. Ответьте, пожалуйста, должны ли мы эти средства перечислять в доход государства или это наши собственные средства, которые можно перевести на предпринимательскую деятельность и тратить на нужды учреждения? Если это наши средства, то как отразить данные операции проводками и нужно ли с этих сумм платить налог на прибыль?

Ответ

сообщаем следующее: Если контрагент не выполнил обязательства, предусмотренные контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Сумма неустойки по контракту признается собственным доходом учреждения и отражается в учете как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, который исполняется за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий). Дело в том, что бюджетные учреждения не признаются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени, а значит, являются получателями санкций, которые возникли при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178, от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831, от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788. Поэтому перечислять в доход бюджета сумму штрафа, удержанную из суммы обеспечения исполнения контракта бюджетное учреждение не должно. Сумма штрафа по контракту признается собственным доходом учреждения и отражается в учете как средства от иной приносящей доход деятельности. В учете удержание суммы штрафа из суммы обеспечения исполнения контракта отразите в соответствии с приведенным материалом, следующими проводками: Дебет 2.209.40.560 Кредит 2.401.10.140 - отражено предъявление штрафа Поставщику; Дебет 3.304.01.830 Кредит 3.201.11.610 - списана с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение; Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.209.40.660 - отражена сумма денежных средств, удержанная из суммы обеспечения исполнения контракта в уплату суммы штрафа (Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 140)).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Вправе ли бюджетное или автономное учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия

Да, вправе.

Если контрагент не выполнил обязательства, предусмотренные контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть прописано такое условие: размер вознаграждения уменьшается на сумму неустойки. Тогда при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрагентом своих обязательств заказчик должен оплатить товары (работы, услуги) за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).*

Составлять дополнительное соглашение при этом не нужно. Сумму неустойки, основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (работ, услуг) или другом документе, предусмотренном обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством. Обратите внимание, что при составлении отчета об исполнении контракта также никакие документы по начислению и уплате неустойки прикладывать не надо. Достаточно указать их реквизиты в графе 6 раздела IV.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332, статьи 410 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 7 июля 2014 г. № 02-02-06/32616от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525ФАС России от 23 мая 2011 г. № ИА/19716.

Сумма неустойки по контракту признается собственным доходом учреждения и отражается в учете как средства от иной приносящей доход деятельности (в т. ч. по контракту, который исполняется за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий). Дело в том, что бюджетные и автономные учреждения не признаются получателями бюджетных средств. Контракты они заключают от своего имени, а значит, являются получателями санкций, которые возникли при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств. Подтверждает такой вывод Минфин России в письмах от 9 октября 2012 г. № 02-04-12/4178от 20 сентября 2012 г. № 02-06-10/3831от 18 сентября 2012 г. № 02-06-10/3788.

Неустойка (штраф, пени), оставшаяся в распоряжении учреждения, подлежит отражению на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами учреждений (код счета 2030).*

Порядок отражения в учете операций по предъявлению встречного требования об уплате неустойки (штрафа, пени) в рамках договора, заключенного за счет целевых субсидий, и перечислении ее на лицевой счет для учета операций со средствами учреждений зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Операции по предъявлению и зачету встречного требования отразите проводками:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Отражено предъявление неустойки (пени, штрафа) исполнителю 2.209.40.560 2.401.10.140*
2. Отражено перечисление исполнителю денежных средств по договору (за минусом суммы неустойки, штрафа, пени) 5(6).302.ХХ.830 5(6).201.11.610
Увеличение забалансового счета 18 (по соответствующему коду КОСГУ)
3. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного денежного обязательства (на основании акта, иного документа) 5(6).302.ХХ.830 5(6).304.06.730
4. Отражено прекращение встречного требования в сумме исполненного требования по санкциям (на основании акта, иного документа) 2.304.06.830 2.209.40.660
XХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Из рекомендации «Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ»

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной

системы Минэкономразвития России

Наталия Гусева,

директор Центра образования и внутреннего контроля института

дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Ситуация:Как заказчику отразить в бухучете поступление и возврат денежного обеспечения заявки на участие в закупке

При проведении конкурса и аукциона заказчик обязан потребовать обеспечения заявки на участие. Одним из способов обеспечения является внесение денег (залога). Денежное обеспечение заявки участник должен перечислить на счет:

Такой вывод следует из положений пункта 7 статьи 42, частей 1258 статьи 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Порядок учета средств обеспечения заявки в учете заказчика зависит от того, куда они зачисляются – на счет учреждения-заказчика или оператора электронной площадки.

Внимание: проводки в ситуации приведены с учетом планируемых изменений для предварительного ознакомления.

1. Обеспечение поступает на счет заказчика

Деньги, поступившие для обеспечения заявки на участие, отражайте на счете 0.304.01.000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по коду вида финансового обеспечения (КФО) 3 «Средства во временном распоряжении»* (п. 21267 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Учитывать деньги на забалансовом счете 10«Обеспечение исполнения обязательств» не нужно (письмо Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-07-07/31342).

Последующий учет и распоряжение данными средствами зависят от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Если учреждение обслуживается в органе Казначейства России, средства, которые поступили в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, зачисляются на лицевой счет с признаком 20 «Лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций)» (подп. «а» п. 5п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н). Отдельный лицевой счет для учета средств, которые поступают во временное распоряжение, не предусмотрен.

Если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ или муниципального образования, порядок открытия и ведения лицевых счетов (в т. ч. порядок отражения операций по зачислению средств, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в закупке) устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Деньги, которые поступают в обеспечение заявки, не являются доходами учреждения, но приводят к увеличению остатка на лицевом счете. Поэтому на счет они зачисляются по статье КОСГУ 510 «Поступление на счета бюджетов». Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 16 марта 2015 г. № 02-05-10/14013от 8 октября 2014 г. № 02-07-07/50609.

В бухучете поступление денег в обеспечение заявки на лицевой счет отразите проводкой:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Поступили деньги на лицевой счет учреждения 3.201.11.510 3.304.01.730

В дальнейшем эти средства возвращаются участникам закупки либо (в случае уклонения участника от заключения контракта, непредоставления обеспечения контракта и т. д.) остаются в распоряжении учреждения (ч. 13 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

Если сумма обеспечения остается в распоряжении учреждения, отразите полученный доход по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Для этого представьте в органы Казначейства России уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения кодов КОСГУ на лицевом счете (т. е. для переброски средств со статьи 510 на статью 140).

Доход от санкций отразите на счете 0.209.40.000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (п. 220221Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Нужно отметить, что в проекте изменений к Инструкции № 174н дана следующая проводка по начислению доходов по суммам денежного залога: Дебет 2.209.31.560 Кредит 2.401.10.140. Но так как обеспечение отражается по статье КОСГУ 140, то правильнее проводку делать через счет 0.209.40.000.

В учете на основании документов, подтверждающих, что обеспечение остается у учреждения, уведомления и справки (ф. 0504833) сделайте проводки:*

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Списана с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение 3.304.01.830 3.201.11.610
2. Отражены суммы денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения 2.201.11.510 2.209.40.660
Увеличение забалансового счета 17 (по коду КОСГУ 140)
3. Начислен доход в сумме остающегося в распоряжении учреждения обеспечения 2.209.40.560 2.401.10.140

Такой порядок следует из 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль