Методика калькуляции себестоимости платных услуг

911

Вопрос

мы техникум,у нас имеется техника(трактора),хотят арендовать сторониие физические лица трактор для вспашки земельного участка,как расчитать стоимость за 1 час работы и оформить все документально?услуга будет как транспортная,а не сдача в аренду трактора,наш тракторист на нашем тракторе.

Ответ

сообщаем следующее: Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036)

Общая методика калькуляции себестоимости платных услуг приведена в статье 2.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

  • прямо указана в учредительных документах;
  • служит достижению целей, ради которых учреждение создано.

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Порядок определения платы*

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Связано это с тем, что законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, согласно которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.


Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания.* Занижение стоимости будет свидетельствовать:

  • либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет субсидии.

За счет субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет средств бюджетной системы (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. Следовательно, занижение стоимости платных услуг по сравнению с финансовым обеспечением таких же услуг в рамках государственного задания влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Стоит отметить, что наличие убытка по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным услугам) само по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий ведения приносящей доход деятельности, установленных законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность, если нет иных веских оснований для ее продолжения, нужно прекращать.

Наталия Гусева, директор Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2.Статья: Формирование стоимости услуги: как распределить затраты

Если казенное учреждение оказывает платные услуги, ему надо сформировать их себестоимость. Рассмотрим варианты распределения затрат при ее формировании, проанализировав нормы действующего законодательства.

Общие принципы формирования себестоимости*

Общие принципы формирования себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой (выполняемых, оказываемых) в рамках приносящей доход деятельности, установленыпунктами 134–140 Инструкции к Единому плану счетов бухгалтерского учета, утвержденнойприказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н . В соответствии с пунктом 134Инструкции № 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.*

При производстве одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, учитываются в составе прямых.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.

Накладные расходы подлежат распределению в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения.

Таким образом, необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их последующего распределения возникает только тогда, когда казенное учреждение оказывает более одного вида платных услуг.

Схема формирования себестоимости услуг

Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета , утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н , предусмотрено открытие и ведение четырех групп счетов, которые используются при формировании себестоимости платных услуг:

1) счета учета затрат на производство (на них учитываются прямые расходы и происходит дальнейшее формирование себестоимости услуг);

2) счета учета накладных расходов;

3) счета учета общехозяйственных расходов;

4) счета учета издержек обращения (применяются при осуществлении учреждениями торговой деятельности).

Установлена следующая схема формирования и списания себестоимости услуг.*

1. Сначала прямые затраты учитываются на соответствующих счетах, открытых к счету 0 109 00 000, в корреспонденции со счетами учета обязательств, расчетов, амортизации и материальных запасов. Накладные и общехозяйственные расходы аналогичным образом формируются на счетах 0 109 70 000 и 0 109 80 000.

2. По окончании отчетного периода (как правило, календарного месяца, если особенности формирования себестоимости услуги не предусматривают иной период) накладные расходы распределяются между видами услуг, а общехозяйственные расходы – между объемами реализованной и нереализованной продукции (услуг). Списание общехозяйственных и накладных расходов в себестоимость готовой продукции (работ, услуг) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 109 70 000 и 0 109 80 000.

3. Суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг списываются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 60 000 в дебет счета 0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

Обратите внимание: схема списания себестоимости услуг в казенных учреждениях отличается от схемы, используемой в бюджетных и автономных, – не применяется показатель плановой себестоимости продукции, работ и услуг, в учете отражается только фактическая себестоимость. Тем самым исключается необходимость повторного уточнения финансового результата реализационных операций по итогам отчетного периода, а также необходимость обособленного ведения учета отклонений фактической себестоимости от плановой.

Накладные расходы

Итак, перечень накладных расходов и порядок их распределения должны быть прописаны в учетной политике учреждения. › |

› | Для составления учетной политики подписчики журнала могут воспользоваться электронным сервисом «Учетная политика 2013».

Единых требований по определению критериев отнесения расходов к накладным нет. Однако из экономического содержания данной группы затрат можно сделать вывод о том, что в составе накладных учитываются только расходы, понесенные при оказании двух и более видов платных услуг.

Например, такими расходами признаются:

  • расходы на содержание имущества (включая здания и помещения, в которых происходит оказание услуг);
  • коммунальные расходы;
  • амортизация;
  • расходы на оплату труда (с начислениями) персонала, занятого в деятельности по оказанию платных услуг (только тех работников, чья деятельность не ограничена рамками одной услуги, то есть, как правило, управленческого и обслуживающего персонала).

Пункт 134 Инструкции № 157н рекомендует распределение накладных расходов производить одним из способов, а именно пропорционально:

  • прямым затратам на оплату труда;
  • материальным затратам;
  • иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Выбор способа, по нашему мнению, зависит от структуры затрат (формирующихсебестоимость услуг) и их объема (суммы).

Поэтому способ распределения пропорционально прямым затратам на оплату трудацелесообразно применять в тех случаях, когда учреждение оказывает несколько видов услуг, отличающихся удельным весом расходов на оплату труда в себестоимости единицы услуг. А также если в рамках приносящей доход деятельности осуществляется не только оказание услуг, но и выпуск продукции или выполнение работ.

Способ распределения накладных расходов пропорционально материальным затратам будет предпочтительнее там, где оказание услуг предполагает существенный объем материальных расходов, а виды оказываемых услуг отличаются по показателю материалоемкости.

При применении показателя (для распределения накладных расходов) иных прямых расходовможет быть использована сумма начисленной амортизации. Применение данного показателя целесообразно в тех случаях, когда оказание услуг связано с использованием различных объектов основных средств. И при этом соответствующие объекты должны использоваться при оказании конкретного вида услуг. При распределении накладных расходов распределяется также и амортизация, начисленная по объектам общепроизводственного назначения (используемым при оказании всех видов платных услуг). Но, на наш взгляд, такой метод распределения накладных расходов для казенныхучреждений не является характерным.

И наконец, способ распределения накладных расходов пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг). Его рекомендуется применять, если предпринимательская деятельность в течение года осуществляется ритмично, а организация деловых связей с контрагентами практически исключает ситуации, когда оформление факта оказания услуг может быть осуществлено в течение периода, превышающего один календарный месяц. В противном случае достаточно существенные суммы накладных расходов могут оставаться нераспределенными, в том числе и на отчетную дату. По нашему мнению, с учетом специфики оказания услуг казенными учреждениями данный способ распределения накладных расходов представляется наиболее рациональным.

Важно запомнить
Необходимость обособленного ведения учета накладных расходов и их распределения возникает, если учреждение осуществляет более одного вида деятельности.

В.Р. Захарьин, эксперт по бюджетному учету

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 6, ИЮНЬ 2013

06.05.2015г.

С уважением,

Ольга Трошина, старший эксперт Системы Главбух.

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом Системы Главбух.



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль