Перечисление неустойки прошлых лет

273

Вопрос

По какому КБК бюджетное учреждение должно перечислить неустойку прошлых лет администратору доходов?

Ответ

В соответствии с разъяснениями Минфина России в письме от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959, при перечислении неустойки (прошлых лет) администратору доходов укажите КБК 000 1 16 90000 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба».

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Вправе ли получатель бюджетных средств (казенное учреждение) произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия контракта

Да, вправе. Но только при условии, что сумму неустойки учреждение – получатель бюджетных средств самостоятельно перечислит в доход бюджета.* Объясняется это так.

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). При этом в контракте может быть установлено условие об уменьшении размера платежей на сумму неустойки. Тогда при неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств по контракту заказчик должен оплатить товары, работы, услуги за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней).

Составлять дополнительное соглашение к контракту при этом не нужно. Сумму неустойки (штрафа, пеней), основания для ее взыскания и порядок расчета укажите в акте приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг) или ином документе, предусмотренном обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 330, пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса РФ, части 6 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525.

Вместе с тем, неустойка (штраф, пени) является неналоговым доходом бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). При уменьшении контрагенту оплаты по контракту на сумму неустойки в бюджет она не поступит. При этом расходная часть бюджета уменьшится на сумму неустойки. То есть произойдет взаимозачет между доходной и расходной частями бюджета. Однако Бюджетный кодекс РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 Бюджетного кодекса РФ).

Таким образом, если в контракте предусмотрено уменьшение размера оплаты на сумму неустойки (штрафа, пеней), в него также целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки поставщика (исполнителя, подрядчика) в доход бюджета возложено на государственного (муниципального) заказчика (ст. 313 ГК РФ). Контракт в таком случае оплатите в сумме, уменьшенной на сумму неустойки. Неустойку самостоятельно перечислите в доход соответствующего бюджета. При этом в платежном документе укажите наименование поставщика (исполнителя, подрядчика), за которого перечисляете неустойку (штраф, пени). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959.*

<…>

Из рекомендации «Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ»

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной

системы Минэкономразвития России

2. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 26.12.2011 № 02-11-00/5959 «О порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам»

«Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями о порядке оплаты получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам сообщает.

Положениями частей 10 и 11 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) введены такие способы обеспечения исполнения обязательств, как неустойка (штраф, пени) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из изложенного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, заключенного по итогам размещения заказа, условиями контракта может быть предусмотрена уплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном контрактом, но не ниже размера, предусмотренного Федеральным законом N 94-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ государственные (муниципальные) контракты заключаются государственными (муниципальными) заказчиками для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Бюджетные учреждения заключают гражданско-правовые договоры для собственных нужд.

Принимая во внимание положения статей 125, 126 Гражданского кодекса в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредитором в таких обязательствах является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Кредитором в обязательствах, возникающих из гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, заключенных по итогам размещения заказа, являются бюджетные учреждения.

Бюджетное учреждение при оплате контракта вправе руководствоваться положениями статьи 308 Гражданского кодекса, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, возникающих из государственного (муниципального) контракта, исполнение указанным должником возникших обязательств должно регламентироваться гражданским законодательством (с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством) и договором.

В отношении уплаты неустойки кредитору - публично-правовому образованию необходимо иметь в виду, что согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) средства от применения мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно нормам статьи 40 Бюджетного кодекса зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанные нормы, по мнению Минфина России, в целях оплаты денежного обязательства государственного (муниципального) заказчика - получателя бюджетных средств по государственному (муниципальному) контракту в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем по указанному контракту своих обязательств, условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании статьи 313 Гражданского кодекса, что исполнение обязательства исполнителя по государственному (муниципальному) контракту по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возложено на государственного (муниципального) заказчика.

В указанном случае начисление по исполнению денежного обязательства по государственному (муниципальному) контракту производится на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов).

Оплата государственного (муниципального) контракта может быть осуществлена путем выплаты исполнителю государственного (муниципального) контракта суммы, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафов) при условии перечисления в установленном порядке неустойки (штрафа, пеней) в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием исполнителя, за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) в соответствии с условиями государственного (муниципального) контракта.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 160_1 Бюджетного кодекса учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту на основании вышеуказанных актов приемки осуществляют подведомственные главному администратору доходов администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов о наделении полномочиями.

Отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по государственному (муниципальному) контракту, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнения указанных требований осуществляется в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями*:*

N п/п

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма (руб.)

1

Получено получателем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года

КРБ
1 501 15 310

КРБ
1 501 13 310

1000000

2

Приняты обязательства согласно заключенному государственному (муниципальному) контракту

КРБ
1 501 13 310

КРБ
1 502 11 310

1000000

3

Предъявлена учреждением в адрес поставщика (исполнителя) неустойка на условиях государственного (муниципального) контракта

КДБ
1 205 41 560

КДБ
1 401 10 140

200000

4

Принято к учету обязательство в сумме произведенной поставки (выполненных работ)

КРБ
1 106 31 310

КРБ 130231730

1000000

5

Принято денежное обязательство по оплате согласно государственному (муниципальному) контракту (в сумме произведенной поставки (выполненных работ)

КРБ
1 502 11 310

КРБ
1 502 12 310

1000000

6.

Оплата с лицевого счета получателя денежных средств в доход бюджета суммы неустойки, удержанной во исполнение обязательства

КРБ
1 302 31 830

КРБ
1 304 05 310

200000

7.

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному (муниципальному) контракту

КДБ
1 210 02 140

КДБ
1 205 41 660

200000

8.

Произведена оплата обязательства по государственному (муниципальному) контракту (в сумме неисполненных денежных обязательств)

КРБ
1 302 31 830

КРБ
1 304 05 310

800000

_________________
* На примере исполнения государственного (муниципального) контракта на поставку оборудования;

КРБ - код классификации расходов бюджетов;

КДБ - код 000 1 16 90000 00 0000 140.»*

3. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.07.2013 № 65Н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (не нуждается в госрегистрации) (с изменениями на 11 июня 2014 года)

<…>

Приложение 1
к Указаниям о порядке
применения бюджетной классификации
Российской Федерации

Перечень кодов видов доходов бюджетов*

(с изменениями на 14 мая 2014 года)

Код

Наименование кода поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элемента, подвида доходов, классификации операций сектора государственного управления

Уровень кода

________________

Уровень кода служит для определения уровней агрегирования кодов классификации доходов бюджетов. В рамках вида и подвида доходов код с большим значением уровня агрегируется на вышестоящий код с меньшим значением уровня.

     

<…>

000

1 16 90000 00 0000 140*

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба*

3

000

1 16 90010 01 0000 140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет

4

000

1 16 90020 02 0000 140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации

4

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

28.08.2014 г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль