Отклонение платежного поручения

172

Вопрос

Вправе ли специалист казначейства отклонить платежное поручение из-за того, что в первичном документе (акте выполненных работ) указан договор без ссылки на доп.соглашение ?

P.S. При осуществлении платежа наш специалист в назначении платежа указал и договор, и доп.соглашение (с приложенным сканом). Ссылка на доп.соглашение отсутствовала лишь в документе поставщика.

Ответ

Не вправе. Дополнительные соглашения к договору являются неотъемлемой частью договора. Как правило, они направлены на уточнение и (или) изменение первоначально согласованных сторонами договорных условий и составляются позднее, чем сам договор. Какие документы следует считать неотъемлемыми частями договора решают только сами контрагенты. К неотъемлемым частям договора относятся любые документы, составляемые как в момент заключения, так и в процессе исполнения договора. Среди них можно назвать приложения к договору, технические задания на выполнение работ (оказание услуг), спецификации, смету и другие.

 

В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Согласно статье 453 Гражданского кодекса РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. В случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.

Таким образом, при взаимно согласованных сторонами изменениях положений и условий заключенного договора, оформленных дополнительным соглашением, содержащим указание на реквизиты изменяемого договора, стороны договариваются о внесении в договор таких изменений и договор считается действующим на новых условиях. Поэтому, действия специалиста казначейства по отклонению платежного поручения по причине того, что в первичном документе (акте выполненных работ) указан договор без ссылки на дополнительное соглашение, неправомерны.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как происходит санкционирование расходов бюджетов


Этапы санкционирования

Санкционирование расходов бюджета включает в себя следующие этапы:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

Такой порядок установлен статьей 219 Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с полномочиями главным распорядителем бюджетных средств составляется бюджетная роспись. Бюджетнаяроспись составляется по распорядителям и получателям бюджетных средств (подп. 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ).

Принятие бюджетных обязательств

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах лимитов, доведенных до него в текущем финансовом году и плановом периоде. Учреждение принимает бюджетные обязательства путем заключения госконтрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами. Об этом сказано в статье 6, пункте 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ.

Получатель бюджетных средств исполняет публичные нормативные обязательства в пределах, доведенных до него бюджетных ассигнований (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

<…>

Основание для принятия обязательств

Учет принятых бюджетных и денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Перечень таких документов утверждается учреждением в рамках формирования учетной политики (с учетом требований по санкционированию, установленных финансовым органом). Например, основанием для принятия бюджетных обязательств могут быть приказы руководителя о премировании в межрасчетный период по формам № Т-11 и № Т-11а, заявления на выдачу подотчетных сумм, подписанные руководителем, и т. п.

Кроме того, для получателей средств федерального бюджета перечень документов-оснований приведен в приказе Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Суммы принятых бюджетных обязательств отражайте в журнале регистрации обязательств (ф. 0504064).

Такой порядок установлен пунктом 318 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 140 Инструкции № 162н,Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Санкционирование оплаты на региональном (местном) уровне

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств регионального и местного бюджетов устанавливают финансовые органы соответствующего бюджета (п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Санкционирование оплаты на федеральном уровне

Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Для санкционирования оплаты учреждение должно представить в Казначейство России один из документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства:

накладную, акт приемки-передачи, счет-фактуру – при поставке товаров;

акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактуру – при выполнении работ (оказании услуг);

исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);

иные предусмотренные законодательством документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств.

Об этом сказано в подпункте 16 пункта 5, пунктах 7, 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.*

Документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства (информацию о документе, содержащем государственную тайну), можно представить:

в форме электронной копии бумажного документа, созданной путем его сканирования;

в форме копии электронного документа;

на бумажном носителе.

Электронные копии документа подтверждаются электронной подписью уполномоченного лица учреждения (например, руководителя).

Документ на бумажном носителе можно представить в Казначейство России только при отсутствии технической возможности представления его электронной копии.

Такой порядок установлен пунктом 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

При отсутствии унифицированной формы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, учреждение вправе представить документ, составленный в произвольной форме. При этом такой документ должен содержать реквизиты и показатели, которые:

позволяют идентифицировать принадлежность документа к соответствующему госконтракту;

подтверждают факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Об этом сказано в письме Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31.

В некоторых случаях при санкционировании оплаты представлять документы, которые подтверждают возникновение денежного обязательства, не нужно.

Так, в Казначейство России не нужно представлять документ-основание, если он содержит сведения, которые составляют государственную тайну. В данном случае в Казначейство России подайте информацию, содержащую:

номер и дату заявки на кассовый расход;

реквизиты документа-основания и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;

указание, что документ-основание не представлен по причине наличия в нем сведений, которые составляют государственную тайну;

подпись уполномоченного лица учреждения, которое имеет право первой подписи (например, руководителя).

Об этом сказано в письме Казначейства России от 19 июня 2012 г. № 42-2.2.-04/31.

Кроме того, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, не представляйте при следующих обстоятельствах:

перечислении авансовых платежей по договору (госконтракту) в соответствии с его условиями;

оплате по договору аренды;

перечислении средств в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий на капвложения из федерального бюджета другим бюджетам (заключенным в рамках федеральной адресной инвестиционной программы);

перечислении средств в соответствии с договором, заключенным в связи с предоставлением бюджетных инвестиций;

перечислении средств в соответствии с нормативно-правовым актом о предоставлении субсидии;

санкционировании оплаты по следующим документам:
– заявке на получение наличных денег (ф. 0531802);
– заявке на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844);
– заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) при перечислении средств от ГРБС получателям средств федерального бюджета (средств обособленным подразделениям ПБС, не наделенным полномочиями по ведению бюджетного учета);
– заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) при оплате по договору на оказание услуг (выполнение работ), заключенному с гражданином, который не является индивидуальным предпринимателем.

Об этом сказано в пунктах 6, 9 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Санкционирование оплаты денежных обязательств происходит путем совершения разрешительной надписи (акцепта) на заявке на кассовый расход (на получение наличных денег). Отметка ставится только в том случае, если заявка соответствует требованиям и условиям, установленным в пунктах 4, 5, 10, 12–13, подпунктах 1–9 пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н. Об этом сказано в пункте 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ, пунктах 14, 15Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Следует обратить внимание на такой момент. При первичном санкционировании оплаты денежных обязательств, помимо прочего, проверяются реквизиты контрагента, указанные в заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) и документе-основании. Но при оплате уже учтенного ранее обязательства банковские реквизиты Казначейством России не сверяются, поэтому учреждению целесообразно самому более внимательно проверять эти реквизиты. Такой вывод следует из положений подпункта 7 пункта 10, подпункта 7 пункта 11 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по госконтрактам сотрудники Казначейства России дополнительно проверят на соответствие условиям данного контракта:

сведений из реестра контрактов;

сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по контракту.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ.

Платежные документы на кассовой расход принимаются от учреждения только в пределах остатка лимитов бюджетных обязательств (подп. 5, 6 п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н).

Исполнение денежного обязательства

Денежное обязательство считается исполненным при списании денежных средств с единого счета бюджета в пользу контрагентов на основании платежных документов (п. 6 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Гражданский кодекс РФ
Часть первая

<…>

Глава 29. Изменение и расторжение договора

Статья 450. Основания изменения и расторжения договора

1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.*

<…>

Статья 452. Порядок изменения и расторжения договора

1. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.*

<…>

Статья 453. Последствия изменения и расторжения договора

1. При изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.*

2. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

3. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора,* а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.

4. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

5. Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

27.08.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль