Продажа ценных бумаг

454

Вопрос

На балансе бюджетного учреждения науки есть ценные бумаги на крупную сумму. Сложилось это исторически и были они приобретены в 2006 году. Теперь операции с ценными бумагами нам запрещены. Мы хотим продать и забыть о них. Возможна ли такая операция? Как распорядится доходами от продажи?

Ответ

Бюджетное учреждение не может использовать денежные средства от деятельности, приносящей доход, для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. (.2 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ).

 

В рассматриваемой ситуации ценные бумаги были приобретены в 2006 году. Несмотря на это, по вопросу о продаже ценных бумагдля более детального изучения вопроса целесообразно обратиться к юристам, а также согласовать данный вопрос с учредителем.

В части 2 Рекомендаций Минфина России от 29.10.2013 сказано, что в настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения.

Поэтому, наиболее правильно вопрос о продаже ценных бумаг согласовать с учредителем,

возможно в данной ситуации их придется передать в казну соответствующего публично-правового образования.

В статье 4 приведен пример о передаче бюджетным учреждением в казну ранее приобретенных облигаций.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 12.01.1996 № 7-ФЗ

О некоммерческих организациях (с изменениями на 21 июля 2014 года)

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

<…>

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.*

<…>

2. Рекомендация: Как бюджетному (автономному) учреждению использовать собственные доходы

Порядок использования собственных доходов учреждения (средств, полученных от деятельности, приносящей доход) зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Бюджетное учреждение вправе:

оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;

осуществлять деятельность, приносящую доход, которая служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. При условии, что такая деятельность указана в учредительных документах.

Доходами, полученными от такой деятельности, и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно. Исключение – недвижимое имущество. Независимо от источника средств на его приобретение распоряжаться недвижимостью бюджетное учреждение может только с согласия собственника.

Кроме того, получить согласие собственника на распоряжение средствами от платной деятельности нужно при совершении крупных сделок, а также при передаче имущества другим организациям в качестве их учредителя (участника).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, пунктами 4, 10, 13 статьи 9.2, пунктом 4статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.

Бюджетное учреждение не может размещать денежные средства от деятельности, приносящей доход, на депозитах в кредитных организациях и использовать их для совершения сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законом (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

3. РЕКОМЕНДАЦИИ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.10.2013

Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)

<…>

1. Цели создания государственных (муниципальных) учреждений*

<…>

В соответствии со статьей 9_2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.*

<…>

2. Учредитель государственных (муниципальных) учреждений*

<…>

Основной перечень вопросов, находящихся в компетенции учредителя автономного учреждения приведен в Федеральном законе N 174-ФЗ, а бюджетного и казенного учреждения - в Федеральном законе N 7-ФЗ.В настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения.

<…>

В настоящее время полномочия учредителя охватывают практически весь спектр вопросов хозяйственной деятельности учреждения. Так, в компетенцию учредителя входит:- утверждение учреждению Государственного (муниципального) задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и финансовое обеспечение его выполнения;- принятие решения о создании или ликвидации филиалов учреждения, о его реорганизации, ликвидации, изменении типа;- принятие решения об отнесении имущества учреждения к особо ценному движимому имуществу;- принятие решения об одобрении сделок с имуществом учреждения;- назначение руководителя учреждения и прекращение его полномочий;- решение иных вопросов, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации;- определение размеров и условий оплаты труда работников учреждений (на региональном и местном уровнях - всех типов).*

<…>

4. Статья: Ценные бумаги

Федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Соответственно, государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации являются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации, а муниципальными ценными бумагами – выпущенные от имени муниципального образования (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам. Они удостоверяют право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств (или иного имущества) в сроки, предусмотренные условиями эмиссии. Например, данным условиям отвечают жилищные сертификаты. Эмитентами ценных бумаг Российской Федерации, субъекта РФ и муниципального образования выступают соответственно органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъекта Российской Федерации и исполнительный орган местного самоуправления. Статья 114 Бюджетного кодекса РФ регулирует предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента. Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права (ст. 816 Гражданского кодекса РФ).

Вексель – ценная бумага, представляющая собой ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) или иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы. Отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и простом векселе.

Обращение простых и переводных векселей на территории РФ регламентируется Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

Органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления могут выступать эмитентами ценных бумаг, в том числе выпускать не только облигации, но и векселя для привлечения средств в соответствующие бюджеты (ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Классификацией операций сектора государственного управления предусмотрено отражение вложений денежных средств в векселя, облигации и иные ценные бумаги (кроме акций) по статье 520 «Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале».

А вот по статье 620 «Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале» КОСГУ отражаются поступления в бюджеты бюджетной системы РФ от реализации ценных бумаг (кроме акций).

На подстатью 231 «Обслуживание внутреннего долга» КОСГУ относят расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на обслуживание государственного (муниципального) внутреннего долга, в том числе:

- выплату процентов, начисляемых в соответствии с условиями выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг к номинальной стоимости в валюте РФ (в рублях);

- выплату дисконта при погашении (выкупе) государственных и муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ (в рублях).

На основании пункта 91 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета операции, связанные с финансовыми вложениями, оформляют таким образом:

- принятие к учету финансовых активов по сформированной балансовой стоимости отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 020400000 «Финансовые вложения» (020421520–020423520, 020431530, 020434530, 020451550–020453550) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 021500000 «Вложения в финансовые активы» (021521620–021523620, 021531630, 021534630, 021551650–021553650);

- реализация финансовых вложений в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 020400000 «Финансовые вложения» (020421620–020423620, 020431630, 020434630, 020453650) и дебету счета 240110172 «Доходы от операций с активами»;

- передача финансовых вложений в казну соответствующего публично-правового образования отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 020400000 «Финансовые вложения» (020421620–020423620, 020431630, 020434630, 020451650, 020452650, 020453650) и дебету счета 240120241 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям».

Обратите внимание: бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).*

Пример
отражения в учете операций с финансовыми вложениями

Учреждение в рамках приносящей доход деятельности приобрело по 100 руб. размещенные государственные ценные бумаги (облигации с купонным доходом – 10 штук) номиналом 120 руб. Бухгалтеру бюджетного учреждения надлежит составить в учете такую проводку:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Приняты к учету облигации по их первоначальной стоимости

2 204 21 520
«Увеличение стоимости облигаций»

2 215 21 620
«Уменьшение вложений в облигации»

1000

Облигации, векселя и иные ценные бумаги (кроме акций) списываются с учета в случае их выбытия в результате продажи или при передаче в казну соответствующего публично-правового образования.

Пример
отражения в учете операций с финансовыми вложениями

Бюджетное учреждение передает в казну соответствующего публично-правового образования облигации, ранее приобретенные по 100 руб. (с купонным доходом – 10 штук) номиналом 120 руб. В учете требуется сделать следующую запись:*

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана первоначальная стоимость облигаций

2 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

2 204 21 620
«Уменьшение стоимости облигации»

1000

Книга БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ – 2014

5. Статья: Учет расчетов по доходам

Доходы, полученные бюджетными учреждениями, являются источниками, за счет которых происходит формирование их имущества.

К числу таковых относятся:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы от собственности учреждения;

другие, не запрещенные законом поступления.

Не стоит забывать, что бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. Такие нормы установлены пунктом 14 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.*

Расчеты по доходам учитываются на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» по видам доходов учреждения или видам поступлений, предусмотренных утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Причем учет таких расчетов ведется в разрезе видов доходов бюджета и (или) видов поступлений по аналитическим группам синтетического счета объектов учета:

20 «Расчеты по доходам от собственности»;

30 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»;

40 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

50 «Расчеты по поступлениям от бюджетов»;

70 «Расчеты по доходам от операций с активами»;

80 «Расчеты по прочим доходам».

Увеличение дебиторской задолженности отражается по коду поступлений 560, а уменьшение – по коду выбытий 660.

Учреждение в рамках выполнения полномочий администратора учитывает доходы бюджета.

Поступления утверждаются в смете (в плане финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. В бюджетном учреждении на счете 0 205 00 000 учитываются расчеты по поступившим суммам в бюджет в рамках приносящей доход деятельности и реализация (списание) активов.

В рамках формирования учетной политики бюджетное учреждение вправе устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) – дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.

Книга БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ – 2013

6. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное*

Автономное

<…>

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ


Предоставление (привлечение) кредитов, займов, сделки с ценными бумагами*

Не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги

(п. 10 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ)

Не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами (если иное не предусмотрено федеральными законами)

(п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)

Не вправе предоставлять займы (письмо Минфина России от 26 ноября 2013 г. № 02-01-007/51169). Подробнее об этом см. Может ли бюджетное учреждение предоставить сотрудникам заем (ссуду)*

Предоставление займа (ссуды) целесообразно согласовать с учредителем

       

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

22.08.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль