Учет земельных участков

279

Вопрос

Подскажите, мы -публично-правовое образование- администрация оформляем в собственность земельные участки под жилыми домами и другими объектами муниципальной собственности.
По этим участкам у нас есть только кадастровая стоимость. Мы ставим участки по кадастровой стоимости в имущество казны. Правильно ли это?

Ответ

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

 

Порядок учета имущества, составляющего муниципальную казну, а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на местном уровне. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить порядок учета по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкции к Единому плану счетов № 157н). По общему правилу, если учреждение владеет земельным участком (в т. ч. расположенным под объектом недвижимости) на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывают его по кадастровой стоимости. Основанием для отражения данной операции является документ (свидетельство), подтверждающий право пользования земельным участком. Поэтому земельные участки под жилыми домами и другими объектами муниципальной собственности можно поставить на учет как имущество казны по кадастровой стоимости.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бюджетном учете поступление имущества казны

Государственное (муниципальное) имущество, которое не закреплено за организациями на правах собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет:

государственную казну России;

государственную казну субъектов РФ;

муниципальную казну.*

По общему правилу учет имущества казны ведут госорганы и органы местного самоуправления, на которые возложены функции управления и распоряжения этим имуществом. При этом полномочия собственника в части имущества казны могут быть переданы иным организациям в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Тогда учет такого имущества является обязанностью этой организации.

Порядок учета

Порядок учета имущества казны определяется собственником.

В отношении имущества, которое находится в федеральной собственности, порядок учета установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447.

Правила ведения реестра федерального имущества утверждены приказом Минэкономразвития России от 11 сентября 2007 г. № 307.

Порядок учета имущества, составляющего казну субъектов РФ (муниципальную казну), а также порядок ведения реестра данного имущества устанавливаются на региональном и местном уровнях. *Например, порядок ведения реестра собственности в городе Москве установлен постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП. Кроме того, отношения, связанные с формированием казны города Москвы, содержанием и распоряжением этими объектами, регулируются Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53. Данным законом также установлен порядок учета объектов, контроля за их состоянием и использованием.

Состав казны

В составе имущества казны учитываются следующие объекты:

нефинансовые активы (недвижимое и движимое имущество, драгоценности и ювелирные изделия, нематериальные активы, непроизведенные активы, материальные запасы);

финансовые активы (вложения в ценные бумаги, акции и иные формы участия в капитале, другие финансовые активы).

Состав имущества казны и порядок ее формирования должны быть определены нормативно-правовым документом собственника. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 к имущественной казне относятся следующие виды имущества:

недвижимое имущество:
– земельные участки;*
– здания, строения, нежилые помещения;
– объекты жилищного фонда;
– объекты инженерного и коммунального назначения;
– объекты природопользования;
– объекты движимого имущества, которые в соответствии с законодательством отнесены к недвижимому имуществу;
– иные объекты недвижимого имущества;

движимое имущество:
– акции и доли города в хозяйственных обществах;
– станки и оборудование, машины и механизмы, транспортные средства (за исключением транспортных средств, отнесенных в соответствии с законодательством к недвижимому имуществу);
– архивные фонды, архивные документы и вещественные источники;
– драгоценные металлы и камни;
– движимые культурные ценности;
– иные объекты движимого имущества.

При этом включению в имущественную казну подлежат объекты:

созданные за счет средств бюджета города Москвы (исключение – объекты, созданные за счет предоставленных городом Москвой средств субвенций, субсидий, в том числе грантов или иной материальной поддержки);

приобретенные городом Москвой на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в состав казны.

Об этом сказано в статье 6 Закона г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53.

Документальное оформление

Документом, который подтверждает право собственности публично-правового образования на объекты, является реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2006 г. № Ф04-7746/2006(28555-А27-24)).

Структура реестра и порядок работы с ним должны быть определены в нормативно-правовом документе публично-правового образования. В частности, данным документом устанавливаются:

состав и перечень регистрируемых параметров объектов;

порядок сбора, обработки и актуализации данных;

полномочия и ответственность учреждения, на которое возложена обязанность по созданию и ведению реестра.

Включение в реестр объектов нефинансовых активов имущества казны допускается при наличии:

распоряжения главы публично-правового образования (иного распорядительного документа);

комплекта технических документов, позволяющих однозначно идентифицировать объект реестра;

свидетельства о госрегистрации права на объект реестра (в необходимых случаях).

Бухучет НФА

В бухучете нефинансовые активы (НФА), входящие в состав имущества казны, учитывайте на аналитических счетах счета 0.108.00.000 «Нефинансовые активы имущества казны»:

0.108.51.000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

0.108.52.000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

0.108.53.000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

0.108.54.000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

0.108.55.000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;*

0.108.56.000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Порядок учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым документом (положением, регламентом) публично-правового образования. В данном документе должен быть прописан:

четкий порядок взаимодействия участников, которые несут ответственность за движение имущества казны;

документы, которые служат основаниям для принятия объекта к учету (выбытия объектов);

другие организационные моменты.

По общему правилу НФА в составе имущества казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении, без ведения инвентарного и аналитического учета. При этом финансовый орган публично-правового образования вправе установить иной порядок (по аналогии с учетом ОС, НМА, МЗ, установленным Инструкцией к Единому плану счетов № 157н).

Периодичность отражения операций с имуществом казны в бюджетном учете также устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже одного раза в месяц (на отчетную дату).

Учет операций по движению имущества казны ведите (в соответствии с содержанием операции) в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) или в журнале по прочим операциям (ф. 0504071).

Порядок отражения в учете операций установлен пунктами 141–146 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктом 38Инструкции № 162н и разъяснен в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559.

Поступление НФА

В бюджетном учете операции по приобретению имущества в казну, отразите следующим образом:

Дебет КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330...) Кредит КРБ.1.302.31.730 (КРБ.1.302.33.730, КРБ.1.302.34.730…)
– отражена стоимость имущества, которое приобретено за плату и будет учтено в составе имущества казны;

Дебет гКБК.1.108.51.310 (гКБК.1.108.52.310, гКБК.1.108.55.330…) Кредит КРБ.1.106.11.310 (КРБ.1.106.31.310, КРБ.1.106.13.330…)
– приняты в состав имущества казны приобретенные объекты (на основании выписки из реестра, документов, подтверждающих госрегистрацию, и других документов, установленных нормативно-правовым документом).

Такие записи следуют из совокупности норм приведенных в пунктах 7, 31, 38, 101 Инструкции 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (счета 101.00, 106.00, 108.00, 302.00). Вместе с тем вышеуказанные проводки следует согласовать с финансовым органом публично-правового образования. Это связано с тем, что в приложении 1 к Инструкции № 162н такая корреспонденция счетов отсутствует (п. 2 Инструкции № 162н).

При поступлении имущества в казну по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения) амортизацию примите к учету в общей сумме, начисленной предыдущим правообладателем (п. 94 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Подробнее о начислении амортизации см. Как в бюджетном учете начисляется амортизация по имуществу казны.

<…>

Эльмира Кадырова,

заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы

2. Рекомендация: Кто должен платить земельный налог

<…>


Ситуация: должно ли учреждение платить земельный налог, если земельный участок не принят к балансовому учету. Учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования

Да, должно.

Учреждения, владеющие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны платить земельный налог (ст. 388 НК РФ). Однако учреждения не всегда могут принять земельный участок к балансовому учету (отразить на балансовых счетах). Связано это с тем, что госрегистрация права собственности не является основанием для принятия к бухгалтерскому (бюджетному) учету земельного участка. Таким основанием является распоряжение на право пользования участком. Это следует из положений пункта 70 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Таким образом, учреждение должно платить земельный налог независимо от того, учтен земельный участок на балансе или нет. Аналогичной позиции придерживается Минфин России в письме от 26 мая 2006 г. № 02-14-10а/1406. Указанное письмо основано на нормах положений утратившей силу Инструкции № 25н. Однако его можно применять в отношении новых инструкций № 162н, № 174н, поскольку данное письмо не противоречит положениям пункта 70 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если учреждение владеет земельным участком (в т. ч. расположенным под объектом недвижимости) на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывайте его по кадастровой стоимости* на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 32, 333 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Основанием для отражения данной операции является документ (свидетельство), подтверждающий право пользования земельным участком.*

Следует отметить, что данное правило вступило в силу с 1 января 2011 года (ранее учреждения имели право самостоятельно организовать учет таких земельных участков на забалансовых счетах). Поэтому принятие к учету земельных участков, ранее не отраженных на забалансовом счете 01, следует осуществлять на основании Справки (ф. 0504833).

<…>

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

21.08.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль