Общие принципы формирования себестоимости в бухгалтерском учете

993

Вопрос

Мы федеральное государственное бюджетное учреждение  просим дать подробное разъяснение по следующиму вопросу. Нашему учреждению было пожертвовано оборудование по изготовлению сувенирной продукции по приносящей доходу деятельности. Предполагаемый ассортимент сувенирной продукции: значки, брелки, магниты, футболки и т.д.. вся продукция с нашей символикой. Хотели бы узнать у экспертов какие наши действия  по составлению калькуляции? Как отразить себестоимость данной продукции в бух.учете?  Какими документами регламентируется вся наша деятельность  по изготовлению сувенирной продукции и дальнейшей ее реализации? может ли наш штатный сотрудник  сам изготавливать данную продукцию на пожертвованом оборудовании? Можем ли мы в конце года подать в налоговую инспекцию уведомление на перевод на упрощенную систему налогооблажения по приносящей доход деятельности? Сейчас мы на общей системе и будет ли выгоден этот перевод? Какие налоги при этом мы будем платить, а именно волнует налог на добавленную стоимость ?

Ответ

Формирование себестоимости сувенирной продукции и отражение ее в бухгалтерском учете производите  в соответствии с  приведенным материалом. Более подробно увидеть материалы приведенной статьи журнала по  формированию себестоимости продукции Вы можете увидеть пройдя  по приведенной в конце ответа ссылке. Приносящая доход деятельность учреждения по изготовлению сувенирной продукции в первую очередь должна быть предусмотрена Уставом учреждения. Кроме того учреждению необходимо разработать и утвердить Положение по приносящей доход деятельности, где установить порядок изготовления сувенирной продукции и дальнейшей ее реализации. Для изготовления сувенирной продукции учреждение вправе привлекать своих сотрудников доплачивая им за эту работу. Перейти в конце года на УСН учреждение не может, так как в соответствии с подпунктом 17 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ бюджетные учреждения не вправе применять упрощенку.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Формирование себестоимости продукции
 

Рассмотрим порядок формирования себестоимости продукции, работ, услуг.

Общие принципы формирования себестоимости в бухгалтерском учете

Общие принципы и правила формирования себестоимости продукции, работ и услуг в бухгалтерском учете учреждений установлены пунктами 134–140 Инструкции по применению Единого плана счетов.

В пункте 134 Инструкции по применению Единого плана счетов указано, что учреждение организует учет затрат в соответствии со следующими принципами классификации.

1. По экономическим элементам. Как уже отмечалось, данная классификация затрат существенное значение имеет прежде всего для организации налогового учета. В данном случае все расходы разделяются в соответствии с их экономическим характером – без подразделения в зависимости от времени и места (этапа производственного цикла) их осуществления.

Таким образом, при формировании себестоимости продукции, работ или услуг по экономическим элементам может быть использован следующий подход.

В состав расходов на оплату труда включаются затраты, учтенные по кодам 211 и 212 КОСГУ.

Отметим, что в общем случае коды КОСГУ в автономных учреждениях не используются: выбор кода, отражаемого в трех последних разрядах номера плана счетов бухгалтерского учета, осуществляется самим учреждением.

Однако для счетов учета расходов и затрат в Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений сделано исключение: номера счетов, предназначенных для учета расходов и затрат, полностью соответствуют аналогичным номерам счетов, применяемых в бюджетных учреждениях. То есть коды в разрядах 24–26 номера счета установлены жестко, и они соответствуют классификации КОСГУ. Поэтому ссылки на коды КОСГУ в данном случае являются уместными и правомерными.

В составе социальных взносов отражаются расходы, относимые на код 213.

В составе материальных расходов – стоимость запасов, списанная с кредита счетов счета 0 105 00 000 «Материальные запасы». Здесь же учитывается стоимость введенных в эксплуатацию основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно. В составе амортизации – суммы, учтенные на соответствующих счетах счета 0 104 00 000 «Амортизация». Все расходы, не отнесенные в состав перечисленных выше групп, учитываются в составе прочих.

2. По статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей).*

Здесь следует исходить из технологических и иных особенностей осуществления производственных затрат. Перечень калькуляционных статей следует закрепить в соответствующем разделе учетной политики учреждения (в части, посвященной вопросам организации и ведения аналитического учета).

При этом состав калькуляционных статей учреждением устанавливается самостоятельно. За основу может быть принят стандартный набор статей калькуляции либо соответствующий перечень, приведенный отраслевыми и ведомственными нормативными актами общего характера (разработанными соответствующими министерствами и ведомствами для организаций и учреждений, входящих в их систему). В частности, при определении состава калькуляционных статей для формирования себестоимости сельскохозяйственной продукции могут быть использованы приказы Минсельхоза России, для формирования себестоимости коммунальных услуг – Минрегиона России.

3. По способу включения в себестоимость (прямые и накладные).

Особенностью новых планов счетов бухгалтерского учета в учреждениях (включая автономные) является то, что распределение расходов на прямые и косвенные уже заложено в структуре счетов, открываемых к счету 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Следует иметь в виду, что при изготовлении одного (единственного) вида продукции, работ, услуг все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг, относятся к прямым. Таким образом, необходимость открытия и ведения счета 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг» возникает только тогда, когда учреждение выпускает несколько видов продукции (отличающихся технологией производства, продолжительностью технологического цикла или иными признаками).

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость изготовления единицы готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги. Накладные расходы распределяют одним из способов, закрепленных в учетной политике учреждения:

  • – по прямым затратам на оплату труда;
  • – по материальным затратам;
  • – по иным прямым затратам;
  • – по объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • – по иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.*

4. По связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Данная классификация, на наш взгляд, может существенно упростить процесс определения сумм субсидий, особенно в тех учреждениях, которые будут получать бюджетные денежные средства на принципах нормативно-подушевого финансирования. То есть классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные может применяться не только в целях формирования себестоимости продукции, но гораздо шире – для определения фактической стоимости услуг, оказываемых учреждением как за плату, так и бесплатно (в рамках выполнения государственного (муниципального) задания). Схемы расчета и принципы распределения затрат по данному признаку скорее всего будут определены и подробно детализированы (в зависимости от отрасли) соответствующими подзаконными актами Минфина России.

Также обособленно в бухгалтерском учете учреждения будут отражаться общехозяйственные расходы, особенностью которых является то, что по истечении отчетного месяца они должны частично распределяться на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов – относиться на увеличение расходов текущего финансового года.

Совокупность прямых расходов, списанных на себестоимость продукции, работ или услуг, составляет себестоимость незавершенного производства (НЗП).

В соответствии с пунктом 137 Инструкции по применению Единого плана счетов к НЗП относится продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.

Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактической себестоимости прямых затрат. Таким образом, в фактическую стоимость НЗП не включается сумма накладных и общехозяйственных расходов учреждения. Другими словами, распределение и списание накладных и общехозяйственных расходов осуществляется только после сдачи готовой продукции на склад (подписания акта приемки выполненных работ или оказанных услуг). Это означает, что при формировании фактической себестоимости готовой продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений регламентировано применение так называемого метода директ-костинг, согласно которому по отдельным объектам калькулирования обобщаются только переменные расходы, к которым относятся:

  • – прямые расходы, учитываемые на счете 109 60 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • – часть накладных расходов без учета общехозяйственных расходов, учитываемых на счете 109 70 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг», которые можно непосредственно отнести на объект калькулирования.

Способы распределения накладных расходов

Выбор способа предоставляется учреждению или его учредителю и может осуществляться с учетом следующих особенностей.

Распределение накладных расходов пропорционально прямым затратам на оплату труда

По нашему мнению, данный метод целесообразно применять в тех случаях, когда учреждение выпускает несколько видов продукции, отличающихся удельным весом расходов на оплату труда в себестоимости единицы продукции. А также тогда, когда в рамках приносящей доход деятельности автономное учреждение выпускает продукцию и выполняет работы. Или, скажем, выполняет работы и оказывает услуги и т. п.

Обращаем внимание на то, что под затратами на оплату труда следует понимать размер заработной платы, начисленной основным производственным рабочим.

Это вытекает как из экономического содержания расходов, так и из логики их распределения.

Затраты на оплату труда управленческого и обслуживающего персонала учитываются, как правило, в составе накладных и общехозяйственных расходов, поэтому распределение затрат пропорционально всей сумме начисленной заработной платы потребует разработки сложных учетных процедур и исказит информацию о корреляции отдельных видов затрат.

Пример расчета себестоимости*

В рамках приносящей доход деятельности учреждение выпускает два вида продукции и выполняет один вид работ. Сумма накладных расходов, подлежащих распределению, составила за отчетный месяц 800 000 руб. Заработная плата, начисленная рабочим при производстве первого вида продукции, равна 500 000 руб., второго – 400 000 руб., при выполнении работ – 300 000 руб. Таким образом, на себестоимость первого вида продукции надо отнести 333 333 руб. (800 000 : (500 000 + 400 000 + 300 000) х 500 000). Соответственно на себестоимость второго вида продукции – 266 667 руб. (800 000 : (500 000 + 400 000 + 300 000) х 400 000).
А на себестоимость выполненных работ – 200 000 руб. (800 000 : (500 000 + 400 000 + 300 000) х 300 000).

Подчеркнем, что в данном случае речь идет только о процедурах, оформляемых в аналитическом учете – при формировании информации, необходимой для проведения экономического или финансового анализа.

Распределение накладных расходов на материальные затраты

Этот вариант целесообразно использовать там, где виды выпускаемой продукции или выполняемых работ существенно отличаются по показателю материалоемкости.

Распределение сумм пропорционально иным расходам

Пункт 134 Инструкции по применению Единого плана счетов допускает в качестве базы для распределения накладных расходов использование суммы иных прямых расходов. Предполагается, что накладные расходы могут распределяться также пропорционально начисленной амортизации.

По нашему мнению, подобную схему расчета следует применять с учетом особенностей определения размера амортизационных начислений, который зависит не только от первоначальной (или восстановительной) стоимости объектов основных средств, но и от срока их полезного использования.

Таким образом, большая часть накладных расходов может оказаться отнесенной на те виды продукции, в изготовлении которых используются основные средства с минимальными сроками эксплуатации (что, прежде всего, характерно для активной части основных средств). За базу можно принять не амортизацию, а стоимость основных средств. Однако и здесь следует учитывать только те объекты, амортизация по которым не относится в состав накладных или общехозяйственных расходов, проще говоря, объектов основных средств производственного назначения (машины, оборудование, транспортные средства и т. п.).

Распределение накладных расходов пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Данный способ распределения сумм целесообразен, когда предпринимательская деятельность в течение года осуществляется ритмично, а организация деловых связей с контрагентами практически исключает ситуации, когда готовая продукция не может быть отгружена в течение периода, превышающего один календарный месяц. Иначе достаточно существенные суммы накладных расходов могут оставаться нераспределенными, в том числе и на отчетную дату.

Выбор базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования производится учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Другими словами, при выборе базы для распределения накладных расходов следует не только ориентироваться на их экономическое содержание, но и учитывать востребованность соответствующих сведений со стороны внутренних пользователей бухгалтерской информации.*

Списание себестоимости продукции, работ, услуг

Пунктом 296 Инструкции по применению Единого плана счетов определено, что сформированная по результатам деятельности учреждения себестоимость выполненных работ, оказанных услуг, реализованной готовой продукции отражается на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года, уменьшая доходы от оказания платных услуг (работ), реализации готовой продукции.

Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в коммерческих организациях допускают использовать две основные схемы списания произведенных затрат на счета учета готовой продукции – по фактической или по нормативной себестоимости. В учреждениях будет применяться только одна схема – вторая.

На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости. По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции.

Возникающие при этом отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся:

  • – на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции;
  • – на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т. п.

Таким образом, по окончании отчетного месяца бухгалтерия автономного учреждения будет обязана выполнить следующие учетные процедуры:

  • – распределить накладные расходы;
  • – распределить общехозяйственные расходы и определить стоимость переходящего остатка НЗП;
  • – сформировать фактическую себестоимость выпущенной продукции (выполненных работ или оказанных услуг). При этом должны быть учтены и расходы, которые не могут включаться в плановую (нормативно-плановую) себестоимость, так называемые непроизводительные расходы – от простоев, брака и т. п.;
  • – сопоставить размеры фактической и плановой себестоимости и списать образовавшуюся разницу: положительную – на увеличение себестоимости (полной) или расходов, связанных с реализацией, отрицательную – на уменьшение полной себестоимости или на увеличение доходов.*

Отражение операций в учете

Согласно пункту 138 Инструкции по применению Единого плана счетов, затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

При этом Инструкция по применению Единого плана счетов допускает, что в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства по раскрытию информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг устанавливать в составе рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета.

Таким образом, с одной стороны, учреждению и его учредителю предоставлены достаточно широкие полномочия по определению системы (и отдельных элементов) бухгалтерского учета себестоимости продукции.

С другой стороны, учреждение обязано не только проработать соответствующие вопросы во внутреннем локальном нормативном акте (учетной политике), но и вносить в него необходимые изменения в соответствии с изменениями бухгалтерского, гражданского и налогового законодательства. При этом не исключается, что правила учета могут меняться и в течение календарного года. Все зависит от того, насколько существенными окажутся очередные изменения той или иной отрасли законодательства, и от того, насколько обновленные законодательные нормы будут противоречить тем, которые действовали на момент разработки и утверждения учетной политики учреждения (как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений для учета затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг (на основании информации о которых формируется себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг) предусматривает отдельный синтетический счет – 0 109 00 000.

К нему могут открываться четыре группы счетов:

  • – 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • – 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • – 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;– 0 109 90 000 «Издержки обращения».

Первые три из четырех приведенных групп имеют непосредственное отношение к формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

На счете 0 109 60 000 группируются затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции, работ или услуг.

После распределения и списания накладных расходов (собранных на счете 0 109 70 000) может быть сформирована себестоимость, которая в коммерческих организациях традиционно называется заводской.

Наконец, включение в состав затрат, осуществленных при выпуске продукции (выполнении работ, оказании услуг), общехозяйственных расходов (счет 0 109 80 000) формирует полную себестоимость.

Исходя из характеристики счета 0 109 00 000, можно сделать вывод, что на нем аккумулируются затраты:

  • – на изготовление готовой продукции для собственных нужд и для продажи – в рамках как предпринимательской деятельности, так и производимой за счет целевых поступлений;
  • – на формирование стоимости выполненных работ и оказанных услуг в рамках предпринимательской деятельности;
  • – на формирование себестоимости продукции вспомогательных и обслуживающих производств;
  • – на содержание обслуживающих и подсобных предприятий и хозяйств, а также объектов социально-культурной сферы.*

Бухгалтерский учет затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг

Для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначен счет 0 109 00 000. Полный перечень счетов бухгалтерского учета, которые разрешается открыть, можно представить в форме следующей таблицы.

Перечень счетов для формирования себестоимости*

Вид расходов

Номер счета бухгалтерского учета

Себестоимость готовой продукции, работ, услуг

Накладные расходы

Общехозяйственные расходы

Заработная плата

0 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 211
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы»

0 109 80 211
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части заработной платы»

Прочие выплаты

0 109 60 212
«Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 212
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат»

0 109 80 212
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат»

Начисления на оплату труда и прочие выплаты

0 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 213
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части начислений на выплаты по оплате труда»

0 109 80 213
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части начислений на выплаты по оплате труда»

Услуги связи

0 109 60 221
«Затраты на услуги связи в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 221
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи»

0 109 80 221
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части услуг связи»

Транспортные услуги

0 109 60 222
«Затраты на транспортные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 222
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части транспортных услуг»

0 109 80 222
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части транспортных услуг»

Коммунальные услуги

0 109 60 223
«Затраты на коммунальные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 223
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»

0 109 80 223
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части коммунальных услуг»

Арендная плата

0 109 60 224
«Затраты на арендную плату за пользование имуществом в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 224
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части арендной платы за пользование имуществом»

0 109 80 224
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части арендной платы за пользование имуществом»

Содержание имущества

0 109 60 225
«Затраты на работы, услуги по содержанию имущества в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 225
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»

0 109 80 225
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части содержания имущества»

Прочие работы, услуги

0 109 60 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 226
«Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»

0 109 80 226
«Общехозяйственные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг»

Амортизация основных средств и нематериальных активов

0 109 60 271
«Амортизация основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 271
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»

0 109 80 271
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части амортизации основных средств и нематериальных активов»

Материальные запасы

0 109 60 272
«Расходование материальных запасов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»

0 109 70 272
«Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»

0 109 80 272
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части расходования материальных запасов»

Прочие затраты

0 109 60 290
«Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»

0 109 70 290
«Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ, услуг»

0 109 80 290
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»

       

На практике при ведении деятельности по выпуску продукции, выполнению работ или оказанию услуг далеко не все виды расходов могут иметь место. В частности, учреждения обычно не платят арендную плату. Это связано прежде всего с тем, что необходимыми производственными и служебными помещениями и площадями они обычно обеспечены.

Тем не менее представляется целесообразным предусмотреть в рабочем плане счетов полный перечень возможных затрат, включаемых в себестоимость готовой продукции (работ, услуг). Также, по нашему мнению, полный перечень расходов следует включить и в форму плана (сметы) доходов и расходов учреждения. Это позволит при необходимости (возникновении новых видов расходов в течение календарного года) не вносить изменения в учетную политику.

При этом, в частности, следует обратить внимание на следующие моменты.

Счета более низкого уровня (к счетам 0 109 60 000–0 109 80 000) можно открыть практически по всем видам расходов учреждения. В частности, как можно заключить из пункта 59 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, в формировании себестоимости продукции, работ или услуг могут учитываться даже затраты на пособия по социальной помощи населению, а также затраты на пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления. Разумеется, в данном случае речь идет о доплатах, производимых за счет учреждения.

Во всех прочих случаях на себестоимость продукции относятся фактические затраты.

При этом в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений указаны бухгалтерские проводки, оформляемые по соответствующим счетам счета 0 109 00 000 в непосредственной корреспонденции со счетами учета обязательств или расчетов.

В то же время в практической деятельности возникает как минимум две группы расходов: расходы, принадлежность которых можно определить с достаточной степенью конкретизации, и расходы, которые подлежат распределению между различными видами деятельности (в частности, между основной и деятельностью, приносящей доход). Из текста Инструкции можно сделать вывод, что такое распределение следует делать на этапе отражения в бухгалтерском учете произведенных затрат.

Тем не менее имеет право на существование и иная точка зрения: затраты, подлежащие распределению или перераспределению, первоначально отражаются на счетах учета расходов учреждения (счет 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года»), а впоследствии их часть, относящаяся к приносящей доход деятельности, увеличивает себестоимость продукции, работ и услуг.

Также весьма значимым отличием схемы распределения накладных и общехозяйственных расходов в учете учреждений (включая автономные) от схемы распределения аналогичных затрат в учете коммерческих организаций является то, что распределяется каждый вид расходов (а не их обезличенная сумма). Окончательное списание расходов по отдельным кодам КОСГУ возможно только по завершении процесса формирования полной себестоимости продукции (при списании ее стоимости на счет учета материальных запасов), работ или услуг (при их списании на счета учета доходов и продаж). С одной стороны, эта особенность обусловливает необходимость дополнительных учетных процедур, с другой – позволяет максимально точно исправлять допущенные ошибки и производить корректировки в случаях, вызванных объективными причинами (например, потеря продукции, ее недостача или брак в производстве, выявленный после списания части накладных или общехозяйственных расходов).

По совокупности приведенных и прокомментированных требований Инструкции по применению Единого плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений можно привести схему учета затрат, формирующих себестоимость продукции.*

Формирование себестоимости*

<…>

АВТОНОМНЫЙ УЧЕТ ПО НОВОМУ ПЛАНУ СЧЕТОВ – 2014

2. Рекомендация: Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

  • прямо указана в учредительных документах;
  • служит достижению целей, ради которых учреждение создано.*

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Оформление прав на ведение платной деятельности

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания* (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

<…>

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:*

  • казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;
  • бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности в план ФХД.*

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации* (п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

  • услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;
  • иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель* (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

<…>

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно* (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

<…>

Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Занижение стоимости будет свидетельствовать:

  • либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет субсидии.*

<…>

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии

и организации внутреннего контроля в государственном секторе,

государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Рекомендация: Кто м

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль