Получении банковских кредитов для приобретения недвижимости

143

Вопрос

Может ли бюджетное учреждение открыть целевую кредитную линию в банке для приобретения недвижимости? Для получения кредита необходимо открыть расчетный счет в банке, имеет ли на это право бюджетное учреждение? Эта сделка не лизинг.

Ответ

Кредитная линия – это юридически оформленное обязательство банка выдавать клиенту кредит в определенном объеме в течение оговоренного времени. Кредитная линия отличается от единовременного кредитования тем, что клиент может получать ссуду не один раз в какой-то указанный в соглашении день, а тогда, когда ему она потребуется, частями.

 

Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ не установлено запрета на привлечение бюджетными учреждениями заемных средств, в том числе и в форме банковских кредитов.

Однако, существует мнение, что банковский кредит может быть привлечен только для обеспечения приносящей доход деятельности. Это связано с тем, что привлечение заемных средств связано с дополнительными расходами в виде процентов, а подобные затраты в норматив при расчете субсидии на выполнение государственного или муниципального задания вряд ли могут быть включены.

При привлечении займов и кредитов для обеспечения приносящей доход деятельности проблем с возмещением расходов по процентам не возникает.

Следует иметь в виду, что действующее законодательство ограничивает возможности бюджетного учреждения при получении банковских кредитов (займов).
Так, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, передача в залог перечисленных видов имущества без согласия собственника невозможна.
Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено действующим законодательством. В то же время, если передача этого имущества в залог в соответствии с положениями п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ будет квалифицироваться как крупная сделка, потребуется предварительное согласие на ее осуществление органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Процедура привлечения кредита и состав документации, которая при этом должна быть оформлена, регулируются гражданским и банковским законодательством, а также правилами работы с клиентами, действующими в конкретной кредитной организации.
По общему правилу бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством РФ средствами только через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством РФ (п. 8 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ). При этом данное правило не распространяется на операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ. Таким образом, законодательство не содержит запрета на открытие бюджетными учреждениями банковских счетов в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций. О расчетных счетах, открываемых с целью получения кредита, разъяснений нет.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное*

Автономное

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

       

<…>

Открытие счетов*

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России, финансовых органах (за исключением случаев, установленных законодательством), органе управления государственным внебюджетным фондом РФ;
– счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством). Зачисленные на такие счета средства от приносящей доход деятельности должны быть перечислены в доход бюджета после конвертации в валюту РФ

(п. 4 ст. 161, ст. 220.1 Бюджетного кодекса РФ,п. 3 ст. 3 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ,п. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1,п. 2.1 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н, письмо Минфина России от 13 сентября 2012 г. № 02-03-09/3686)

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России, финансовых органах (за исключением случаев, установленных законодательством);
– счета в кредитных организациях в иностранной валюте для осуществления валютных операций (в порядке, установленном законодательством)

(ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, п. 3 ст. 3, п. 8 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, п. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ,ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1)*

Вправе открывать:
– лицевые счета в органах Казначейства России (финансовых органах);
– счета в кредитных организациях (в т. ч. в иностранной валюте для осуществления валютных операций)

(ч. 3 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 1 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, ст. 30 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1)

<…>

2. Статья: Привлечение заемных средств возможно?

В практической деятельности могут возникать ситуации, связанные с временным недостатком собственных оборотных средств. Коммерческие организации подобные проблемы обычно решают путем привлечения кредитов и займов. Правомерен ли такой способ для бюджетных учреждений? Давайте разбираться.

Правовые аспекты

Вопрос правомерности использования заемных средств бюджетными учреждениями обусловлен особенностями финансирования – основная деятельность таких учреждений обеспечивается за счет субсидий на выполнение государственного или муниципального задания.

В настоящее время правовое положение бюджетных учреждений регулируется нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях». При этом бюджетным учреждениям действующим законодательством непосредственно запрещено только размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами (п. 14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Из текста пункта 248 Инструкции по применению Единого плана счетов следует, что в бухгалтерском учете могут отражаться операции по долговым обязательствам в рамках привлечения средств (по государственному или муниципальному долгу), а также долговым обязательствам, принятым в соответствии с законодательством РФ бюджетными учреждениями.

Согласно пункту 122 Инструкции по применению Плана счетов бюджетных учреждений, в учете может формироваться информация в денежном выражении о состоянии расчетов с кредиторами по долговым обязательствам бюджетного учреждения, принятым в соответствии с законодательством РФ, и операций, изменяющих указанные объекты учета.

Общие правила операций по привлечению займов и кредитов, а также расчетов по привлеченным средствам установлены положениями главы 42Гражданского кодекса РФ. Нормы статей данной главы также не содержат запрета на привлечение заемных средств бюджетными учреждениями.

Таким образом, бюджетные учреждения формально имеют право привлекать заемные средства как для возмещения временной нехватки оборотных средств, так и на инвестиционные цели.*

Нюансы привлечения кредитов и займов

При привлечении кредитов и займов могут возникнуть две технические проблемы.

Первая связана с особенностями финансирования основной деятельности учреждений в форме субсидий. Привлечение заемных средств предполагает несение дополнительных расходов в виде процентов за пользование ими, поэтому возникает вопрос о возмещении подобных затрат.

При привлечении займов и кредитов для обеспечения приносящей доход деятельности проблем с возмещением расходов по процентам не возникает.* Тем не менее недостаток оборотных средств может иметь место и при осуществлении основной деятельности, например, когда суммы субсидий поступают несвоевременно, а отдельные расходы (на оплату труда работников, сезонное обслуживание коммунальных сетей и т. д.) отложить нельзя.

В период существования запрета на привлечение бюджетными учреждениями заемных средств (ст. 118 Бюджетного кодекса РФ) из общего правила имелось исключение – учреждения могли брать кредиты, в частности в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца (ст. 237 Бюджетного кодекса РФ). С отменой статьи 118 была признана утратившей силу и статья 237 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, хотя бюджетным учреждениям и не запрещено привлекать кредиты для обеспечения основной деятельности, соответствующая операция, по мнению автора, должна быть согласована с распорядителем бюджетных средств с целью определения источника возмещения расходов на уплату процентов (суммы могут быть либо учтены при определении размера (норматива) субсидии, либо профинансированы посредством выделения субсидии на иные цели).*

Другая проблема возникает потому, что привлечение заемных средств, как правило, связано с обеспечительными процедурами, в частности с залогом. Так как нефинансовые активы бюджетного учреждения находятся у него на праве оперативного управления, возникает вопрос правомерности обращения залога на такое имущество.

По мнению автора, в данном случае следует руководствоваться нормой статьи 120 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом – как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Исключение составляет недвижимое имущество и особо ценное движимое, закрепленное за учреждением собственником этого имущества или приобретенное за счет выделенных собственником средств.

Таким образом, гражданское законодательство не запрещает использовать нефинансовые активы (за исключением особо ценного и недвижимого имущества) в качестве предмета залога.*

Отражаем операции по привлечению средств в учете

Бухгалтерский учет операций с заемными средствами регулируется нормами пунктов 122-125 Инструкции по применению Плана счетов бюджетных учреждений:

  • сумма основного долга отражается по кредиту соответствующего счета аналитического учета, открытого к счету 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам» и дебету счетов учета денежных средств. Следует обратить внимание на то, что в указанной инструкции в качестве примера приведены только номера счетов, открываемых для учета операций по внебюджетной и иной приносящей доход деятельности;
  • суммы начисленных процентов по займам и кредитам увеличивают задолженность по обязательствам, учтенным на счете 301 00 000, и относятся на увеличение дебета соответствующих счетов аналитического учета счета 2 401 20 230 «Расходы на обслуживание долговых обязательств».

Аналогичным порядком отражаются в учете суммы начисленных пеней и штрафных санкций по долговым обязательствам – по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 2 301 00 000 и дебету счета 2 401 20 290 «Прочие расходы».

Погашение задолженности отражается обычным порядком – по дебету счетов учета обязательств и кредиту счетов учета денежных средств.

Важно запомнить

В налоговом учете расходы на уплату процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов (принимая во внимание нормы статьи 269 Налогового кодекса РФ, где прописаны особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам).

К.А. Чиркова,

эксперт по бюджетному учету, к. э. н.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 4, АПРЕЛЬ 2012

3. Статья справки: Крупная сделка

Крупная сделка – сделка (несколько взаимосвязанных сделок), цена (стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества) по которой превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Такая сделка должна быть связана с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с законодательством бюджетное (автономное) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или залог. Об этом сказано в статье 14 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ,пункте 13 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.*

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.01.2013 № 02-13-06/296

О совершении бюджетным учреждением крупной сделки

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу совершения бюджетным учреждением крупной сделки и сообщает. В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений осуществляется путем предоставления им субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, а также субсидий на иные цели из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, согласно положениям п.3 ст.298 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.4 ст.9.2 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. В соответствии со ст.9.2 Федерального закона N 7-ФЗ крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя данного учреждения. При этом крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бюджетной отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупная сделка, совершенная с нарушением данных требований, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных данному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением вышеуказанных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

Согласно положениям п.10 ст.9.2 Федерального закона N 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, с учетом положений, установленных Федеральным законом N 7-ФЗ в части совершения бюджетным учреждением крупных сделок. Таким образом, по мнению Департамента, согласование органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, совершения данным учреждением крупной сделки необходимо независимо от источников финансового обеспечения указанной сделки. Кроме того, порядок предварительного согласования совершения бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п.13 ст.9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в соответствии с принимаемым им правовым актом. Вместе с тем, по мнению Департамента, план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с общими требованиями, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", не может являться документом, подтверждающим предварительное согласование учредителем совершения бюджетным учреждением крупных сделок. Порядок расчета стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности учреждения при определении величины крупной сделки разъяснен в письме Минфина России от 11.07.2012 N 02-06-07/2679.*

Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
С.В.Романов

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

31.07.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Вы внесли изменения в учетную политику на 2017 год?

  • Да 20%
  • Нет 80%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль