Нецелевое использование бюджетных средств

914

Вопрос

15.05.2014г. зарегистрировано юридическое лицо Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад. Открытие детского сада запланировано 01.09.14г. Источник финансирования – субсидии на выполнение муниципального задания из местного бюджета и субсидии на иные цели по целевой программе «Развитие сети дошкольных учреждений на 2012-2015гг.». Здание детского сада в оперативное управление не передано и на балансе МАДОУ не числится. В данный момент ведется работа по подготовке к открытию детского сада.
Правомерно ли заключение договоров на монтаж системы видеонаблюдения, установку и пуско-наладку электропривода на распашные ворота, проведение телефонии и интернета с дальнейшим заключением договоров по абонентской плате за услуги связи, монтаж локальной вычислительной сети, договоров на коммунальные услуги, на обслуживание технологического оборудования и т.д.?
Является ли оплата по данным договорам нецелевым использованием бюджетных средств?

Ответ

Заключение договоров на монтаж системы видеонаблюдения, установку и пуско-наладку электропривода на распашные ворота, проведение телефонии и интернета с дальнейшим заключением договоров по абонентской плате за услуги связи, монтаж локальной вычислительной сети, договоров на коммунальные услуги, на обслуживание технологического оборудования по зданию, не переданному в оперативное управление, не будут считаться неправомерными в случае, если расходы на исполнение данных договоров предусмотрены условиями получения субсидий на иные цели и субсидий на госзадание. Объясняется это так. Конкретные условия предоставления субсидий на иные цели, перечисляемых автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, как правило, устанавливаются в соответствующих соглашениях, заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, содержится информация:

- о целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;

- порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;

- порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.

Таким образом, автономное учреждение обеспечивает целевой характер использования средств субсидии на иные цели в том случае, если осуществленные расходы не противоречат условиям соглашения о предоставлении субсидии. Расходование субсидий на цели, не предусмотренные условиями их выделения, является нецелевым.

Документом, определяющим направления использования автономным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Министерства финансов РФ от 28.07.2010 № 81н. Положениями Приказа № 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в Плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.
В соответствии с положением ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
К автономным учреждениям меры ответственности, установленные за нецелевое использование бюджетных средств, не применяются. Связано это с тем, что такие учреждения не являются участниками бюджетного процесса (п.1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ). К тому же поступившие субсидии не являются бюджетными средствами, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, учреждения несут ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании, на выполнение которого предоставляются субсидии. Об этом сказано в совместном письме от 26 сентября 2012 г. Минфина России № 02-13-07/3919 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-545.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Бюджетный кодекс РФ

<…>

Статья 78.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями

<…>


Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

<…>

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.*

<…>

2. Рекомендация: Как учредителю отразить в бюджетном учете предоставление финансового обеспеченияподведомственным бюджетным (автономным)учреждениям

<…>

Целевые субсидии

Субсидии на иные цели предоставляйте бюджетным (автономным) учреждениям в соответствии с порядком определения объема и условиями предоставления субсидий на иные цели. Такой порядок установлен:

Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;

местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Так, из федерального бюджета субсидии на иные цели (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капвложений)предоставляются федеральным бюджетным (автономным) учреждениям в порядке, установленном учредителем по согласованию с Минфином России. Такой порядок должен содержать:

1) цели предоставления субсидии;

2) условие о заключении договора (соглашения) о предоставлении субсидии между учредителем и учреждением (если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами), в котором должны быть предусмотрены следующие условия:

право учредителя на проведение проверок соблюдения учреждением условий, установленных договором (соглашением);

порядок возврата сумм, использованных учреждением, если по итогам проверок установлен факт нарушения целей и условий, определенных порядком (правилами) и договором (соглашением) предоставления субсидий;

порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий, установленной учредителем;

условие о перечислении субсидий на счета, на которых учитываются операции со средствами, поступающими учреждениям, в соответствии с заявками и (или) отчетами по форме и в сроки, которые установлены учредителем (если иное не предусмотрено порядком (правилами) или соглашениями (договорами) предоставления субсидий).*

Российской академии наук (РАН), ее региональным отделениям, отраслевым академиям наук субсидии на иные цели предоставляются в порядке, установленном ими по согласованию с Минфином России и Минобрнауки России.

Такой порядок предусмотрен пунктом 14 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272.

На уровне субъекта РФ Минфин России рекомендует в соглашениях предусматривать условие о предоставлении иных субсидий в объеме, необходимом учреждению для осуществления текущих платежей, на основании их заявок. Такое условие позволит повысить эффективность управления средствами бюджета. Об этом сказано в письме Минфина России от 4 мая 2012 г. № 02-03-09/1604.

На федеральном уровне учредитель должен предоставить в Казначейство России перечень целевых субсидий (в разрезе аналитических кодов) на соответствующий год (ф. 0501015) (п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н). Если в перечень нужно внести дополнения, представьте в Казначейство России новый перечень, сформированный с учетом изменений. При этом вносить изменения в перечень целевых субсидий в части остатков субсидий прошлых лет (используемых подведомственными учреждениями в текущем году) не требуется. Об этом сказано в письме Минфина России от 13 июня 2012 г. № 02-03-07/2122.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Рекомендация: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

Общие требования

Единые требования к составлению Плана утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. При этом требования, установленные данным приказом для подразделений, распространяются также на федеральные бюджетные и автономные учреждения, функции и полномочия учредителя которых (в случаях, предусмотренных законодательством) выполняет другое федеральное бюджетное (автономное) учреждение (п. 2 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Учредитель вправе при установлении порядка формирования Плана предусмотреть детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ. А по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

Об этом сказано в пункте 11 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Плановые объемы выплат, связанные с выполнением госзадания, формируйте с учетом нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Правительством РФ (госорганом субъекта РФ, местной администрацией). Для федеральных учреждений порядок определения норматива затрат на выполнение госзадания и нормативных затрат на содержание имущества утверждает учредитель (п. 7 постановления Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671).

При этом указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, в законодательстве нет. Поэтому учреждения вправе самостоятельно определять объемы выплат в пределах общего объема субсидий на выполнение госзадания (в т. ч. путем перераспределения средств на иные выплаты, с обязательным уточнением Плана).*

Такой вывод следует из положений пункта 12 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, писем Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132.

Внимание: бюджетные и автономные учреждения несут административную ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, а также ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в госзадании (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 02-13-06/4132). Поэтому при превышении плановых выплат над объемом нормативных затрат нужно оценить, не приведет ли это к таким нарушениям.*

<…>

С.С. Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

4. Статья справки: Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование бюджетных средств – это направление средств бюджета бюджетной системы России и оплата денежных обязательств в целях, частично или полностью не соответствующих целям, которые определены:

  • законом (решением) о бюджете;
  • сводной бюджетной росписью;
  • бюджетной росписью;
  • бюджетной сметой;
  • договором (соглашением);
  • другим документом, являющимся правовым основанием предоставления бюджетных средств.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.*

5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ, КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 26.09.2012 №№ 02-13-07/3919, 42-7.4-05/5.1-545

Об исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений

<…>


При этом, учитывая, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия.*

<…>

6. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.08.2012 № 02-07-10/3259

О включении в планы контрольной деятельности Минюста России подведомственных федеральных бюджетных учреждений в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью

<…>

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

Учитывая ст.6 БК РФ, а также ст.152 БК РФ, определяющую закрытый перечень участников бюджетного процесса, к которым в том числе относятся получатели бюджетных средств, бюджетные учреждения не являются участниками бюджетного процесса.

В соответствии с п.1 ст.78.1 БК РФ в бюджетах предусматриваются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Согласно ст.268 БК РФ Росфиннадзор осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.

В связи с этим контроль прежде всего направлен на соблюдение условий предоставления субсидий, а именно выделения, получения, целевого использования бюджетных средств. При этом, по мнению Департамента бюджетной политики и методологии, в отношении субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), Росфиннадзор может только подтвердить отсутствие или наличие фактов хищений средств, полученных за счет указанной субсидии.

В соответствии со ст.32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред.Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) контроль за деятельностью, в том числе за финансово-хозяйственной, федеральных бюджетных учреждений осуществляют федеральные государственные органы, на которые возложены функции и полномочия учредителя.

Учитывая реализацию механизмов по финансовому обеспечению деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.*

Таким образом, по мнению Департамента бюджетной политики и методологии, Минюсту России следует включать в план контрольной деятельности подведомственные федеральные бюджетные учреждения в целях осуществления ведомственного финансового контроля.

Директор департамента
бюджетной политики и методологии
С.В.Романов

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

01.08.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль