Обязанности налогового агента по НДС при аренде госимущества

182

Вопрос

Подскажите , пожалуйста , ответ на следующий вопрос. У нас заключены договора на аренду муниципального имущества под общественные приемные депутатов на территории автономного округа. В соответствии с п.3 ст. 161 НК РФ "при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога". В соответствии с вышеуказанной статьей мы перечисляем НДС. Прочитал одну публикацию, в которой было написано, что "В случае приобретения услуг, оказываемых казенными учреждениями, по аренде муниципального имущества, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают". Вопрос: Обязаны ли мы перечислять НДС как арендаторы муниципального имущества?

Ответ

В соответствии с приведенным материалом, при аренде госимущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Поэтому в данной ситуации, если у учреждения договор на аренду муниципального имущества под общественные приемные депутатов на территории автономного округа, заключен именно с казенным учреждением, то обязанности налогового агента по НДС у него не возникает.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Ситуация: В каких случаях учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Учреждение должно исполнять обязанности налогового агента по НДС, если оно или его обособленное подразделение арендует госимущество у органов госвласти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.*

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой госимущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, бюджетное или автономное учреждение, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды госимущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. То есть если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда от 2 октября 2003 г. № 384-О, письмах Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508, от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86, от 11 марта 2012 г. № 03-07-11/66, от 24 мая 2011 г. № 03-07-11/142 и ФНС России от 16 апреля 2012 г. № ЕД-3-3/1312.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А,Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

С 1 января 2012 года выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при аренде госимущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605), от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508, от 27 марта 2012 г. № 03-07-11/86, ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.*

Главбух советует: подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие в договоре не прописано, платить налог арендатору – налоговому агенту придется за счет собственных средств.

Из рекомендации «Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС»

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

30.07.2014 г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 40%
  • Над составлением бюджетной сметы 20%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 60%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль