Перечислении учреждением дебиторской задолженности в доход бюджета

792

Вопрос

Подскажите, как поступить в след.ситуации. В гос.органе прошла проверка, выявившая оплату фактически непотребленной электроэнергии (за прошлый год). На начало года у нас нет дебиторки за контрагентом. Сумма нарушения восстановлена в учете путем сторнирования прежней счет-фактуры (на сумму оплаты) и проведением в учете корректирующей счет-фактуры,  с данными фактического потребления электроэнергии. Таким образом, по счету 302.23 возникла "-" сумма, которая является фактически нашей дебиторкой. В о прос - следует ли зачислить в доход сумму (запросив ее с контрагента ) или возможно произвести зачет в счет будущих оказанных услуг (контрагент и в том году и в этом - один и тот же). Склоняемся к возврату средств и зачислению их в доход (п.2.5.6 приказа 8н от 10.10.2008). Если произведем зачет - то не нарушим ли БК РФ в части принятия обязательств на текущий год?

Ответ

Сумма, восстановленная в учете путем сторнирования первоначальной счет - фактуры и проведением в учете корректирующей счет - фактуры,  с данными фактического потребления электроэнергии, по своей сути является дебиторской задолженностью прошлых лет. По общему правилу дебиторская задолженность прошлых лет должна быть перечислена в доход бюджета должником (п. 2.5.6 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 октября 2008 октября 2008 г. № 8).Для этого ему необходимо сообщить реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджетов).

 

Если поставщик вернет деньги на лицевой счет учреждения, то не позднее пяти рабочих дней с даты зачисления на счет деньги нужно перечислить в доход бюджета (п. 2.5.6 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 10 октября 2008 октября 2008 г. № 8).

При перечислении задолженности в графе 2 раздела 4 заявки на кассовый расход «Код по БК» нужно указать код классификации доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». Объясняется это тем, что учреждение компенсирует затраты, понесенные государством в прошлом финансовом году на оплату электроэнергии. Подробнее об этом в рекомендации № 1.

Получатель бюджетных средств  не вправе произвести оплату по контракту текущего года за минусом дебиторской задолженности прошлого года. Объясняется это тем, что дебиторская задолженность прошлых лет является неналоговым доходом бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). При уменьшении контрагенту оплаты по контракту на сумму дебиторской  задолженности  прошлого года в бюджет она не поступит. При этом расходная часть бюджета уменьшится на сумму этой задолженности. То есть произойдет взаимозачет между доходной и расходной частями бюджета. Однако Бюджетный кодекс РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 Бюджетного кодекса РФ). Несоблюдение требования о зачислении доходов бюджетов и иных поступлений в бюджетную систему РФ может быть квалифицировано проверяющими как нарушение бюджетного законодательства.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Какой код классификации доходов указать в заявке на кассовый расход при перечислении учреждением – ПБС в доход бюджета зарплаты прошлых лет. В текущем финансовом году задолженность зачислена на лицевой счет учреждения

По общему правилу дебиторская задолженность прошлых лет должна быть перечислена в доход бюджета должником (п. 2.5.6Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н). Для этого ему необходимо сообщить реквизиты (в т. ч. код классификации доходов бюджетов).

В рассматриваемой ситуации задолженность зачислена на лицевой счет учреждения. Поэтому не позднее пяти рабочих дней после поступления задолженности на лицевой счет учреждения ее нужно перечислить в доход бюджета (п. 2.5.6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н). При перечислении задолженности в графе 2 раздела 4 заявки на кассовый расход (графе 1 раздела 3 заявки на кассовый расход (сокращенная)) «Код по БК» нужно указать код классификации доходов бюджета 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства». Объясняется это тем, что учреждение компенсирует затраты, понесенные государством в прошлом финансовом году на выплату зарплаты сотрудникам. Детализация данного кода классификации доходов зависит от того, за счет средств какого бюджета финансируется учреждение.*

Например, если учреждение финансируется из средств федерального бюджета, укажите код 000 1 13 02991 01 0000 130, если за счет средств бюджетов субъектов РФ – код 000 1 13 02992 02 0000 130. Другие коды классификации доходов (если учреждение финансируется из средств другого бюджета) приведены в приложении 1 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н. При этом на месте 1–3 разрядов кода классификации доходов укажите код главного администратора. На месте 14–17 разрядов укажите код подвида доходов. В частности, при возврате сумм дебиторской задолженности прошлых лет по расходам федеральных казенных учреждений (не относящихся к учреждениям УИС и не являющихся загранучреждениями) следует указать код подвида доходов 0300 «Средства, поступающие от деятельности прочих учреждений» (п. 4 раздела II указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Из рекомендации «Как получателям бюджетных средств сформировать балансовые счета бюджетного учета»

Игорь  Кузьмин,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса (Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России)

2. Рекомендация: Как в бухучете отразить возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Поставщик вернул перечисленный в прошлом финансовом году аванс на покупку основного средства

Порядок отражения в бухучете возврата аванса, перечисленного в прошлом финансовом году на покупку основного средства, зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Дебиторскую задолженность прошлых лет поставщик должен перечислить в доход бюджета (как компенсацию затрат государства) (п. 2.5.6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н). Для этого сообщите ему необходимые реквизиты.*

В учете поступление дебиторской задолженности прошлых лет в бюджет отразите следующим образом.

Если учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета:

Дебет КДБ.1.210.02.130 Кредит КРБ.1.206.31.660
– отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета.

Если учреждению полномочия администратора доходов бюджета не переданы:

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КРБ.1.206.31.660
– отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета (на основании извещения по форме № 0504805);

Дебет КДБ.1.304.04.130 Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражены расчеты между администратором и учреждением-ПБС, оформленные извещениями (ф. 0504805).

Следует отметить, что на практике возможна ситуация, когда поставщик возвращает дебиторскую задолженность прошлых лет на лицевой счет учреждения. В этом случае не позднее пяти рабочих дней с даты зачисления задолженности на счет ее нужно перечислить в доход бюджета. В бухучете сделайте следующие записи:*

Если учреждению переданы полномочия администратора доходов бюджета:

Дебет КРБ.1.304.05.310 Кредит КРБ.1.206.31.660
– зачислен возврат дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет получателя бюджетных средств (как восстановление кассовых расходов);

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КРБ.1.304.05.310
– перечислена дебиторская задолженность прошлых лет в доход бюджета;

Дебет КДБ.1.210.02.130 Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета.*

Если учреждению полномочия администратора доходов бюджета не переданы:

Дебет КРБ.1.304.05.310 Кредит КРБ.1.206.31.660
– зачислен возврат дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет (как восстановление кассовых расходов);

Дебет КДБ.1.303.05.830 Кредит КРБ.1.304.05.310
– перечислена дебиторская задолженность прошлых лет в доход бюджета;

Дебет КДБ.1.304.04.130 Кредит КДБ.1.303.05.730
– отражено поступление дебиторской задолженности прошлых лет в доход бюджета (на основании извещения по форме № 0504805).

Такие правила установлены пунктами 80, 91, 104, 111 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 206.00, 303.00, 304.04, 304.05), пунктом 2.5.6 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н.

Внимание: до 1 января 2013 года положения Инструкции № 162н (п. 80) не предусматривали необходимость перевода задолженности по расходам в задолженность по доходам. В инструкции операции, связанные с зачислением дебиторской задолженности прошлых лет, отражались проводкой: Дебет 304.05 (210.02, 303.05) и Кредит 206.00.

С 1 января 2013 года в Инструкцию № 162н внесены изменения (приказом Минфина России от 24 декабря 2012 г. № 174н). В новой редакции пункта 80 предусмотрена корреспонденция для перевода дебиторской задолженности из долга по расходам в долг по доходам через счет 205.00. При этом нужно сделать проводку:

Дебет КДБ.1.205.31.560 Кредит КРБ.1.206.31.660
– отражено начисление доходов в виде финансовых требований по восстановлению расходов государства получателем авансовых платежей (в начале следующего финансового года).

Подробнее о том, на кого распространяется обязанность по переводу задолженности на счет 205.00 и в каких случаях, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение материальных запасов (товаров) в таре.

<…>

Из рекомендации «Как оформить и отразить в бухучете приобретение основных средств за плату»

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Станислав  Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

3. Рекомендация: Вправе ли получатель бюджетных средств (казенное учреждение) произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (штрафа, пеней). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил условия контракта

<…>

Вместе с тем, неустойка (штраф, пени) является неналоговым доходом бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). При уменьшении контрагенту оплаты по контракту на сумму неустойки в бюджет она не поступит. При этом расходная часть бюджета уменьшится на сумму неустойки. То есть произойдет взаимозачет между доходной и расходной частями бюджета. Однако Бюджетный кодекс РФ не предусматривает исполнение бюджета по доходам путем зачета расходных обязательств (ст. 218 Бюджетного кодекса РФ).*

Таким образом, если условиями контракта предусмотрено уменьшение размера оплаты на сумму неустойки (штрафа, пеней), в него также целесообразно включить условие о том, что исполнение обязательств по перечислению неустойки поставщика (исполнителя, подрядчика) в доход бюджета возложено на государственного (муниципального) заказчика (ст. 313 ГК РФ). Контракт в таком случае оплатите в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (штрафа, пеней). Неустойку самостоятельно перечислите в доход соответствующего бюджета. При этом в платежном документе укажите наименование поставщика (исполнителя, подрядчика), за которого перечисляете неустойку (штраф, пени). Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 26 декабря 2011 г. № 02-11-00/5959.

Кроме того, нужно внести изменения в показатели учтенного органом Казначейства России бюджетного обязательства. Для этого представьте по месту обслуживания следующие документы:

заявку на внесение изменений в бюджетное обязательство (ф. № 0531705). В разделе 2 заявки «Реквизиты контрагента» укажите как реквизиты исполнителя, так и реквизиты соответствующего администратора доходов бюджета;

акт о приемке товаров, работ, услуг, содержащий сведения о сумме неустойки (штрафа, пеней) и основания для ее взыскания.

Такие разъяснения приведены в совместном письме от 8 ноября 2013 г. Минфина России № 02-03-007/47762 и Казначейства России № 42-7.4-05/3.3-684.

Внимание: несоблюдение требования о зачислении доходов бюджетов и иных поступлений в бюджетную систему РФ может быть квалифицировано проверяющими как нарушение бюджетного законодательства.*

<…>

Из рекомендации «Как заключить государственный (муниципальный) контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг»

<…>

Станислав  Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

4. ПРИКАЗ КАЗНАЧЕЙСТВА РОССИИ ОТ 10.10.2008 № 8Н

О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций ... (с изменениями на 6 сентября 2013 года)

<…>

2.5. Отражение операций по кассовым выплатам и кассовым поступлениям на лицевых счетах

<…>

2.5.6. Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет N 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

27.07.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль