Услуги по поставке тепловой энергии сторонней организации

198

Вопрос

М ожет ли краевое государственное учреждение социального обслуживания населения интернат оказавать услуги по поставке тепловой энергии сторонней организации муниципальному образовательному учреждению школе?

Ответ

Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. В соответствии с пунктом 9 статьи 2 указанного Закона, потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

 

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

прямо указана в учредительных документах;

служит достижению целей, ради которых учреждение создано.

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4 статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6-7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.

Исходя из этого, оказание услуг по поставке тепловой энергии сторонней организациигосударственным учреждением социального обслуживания населения - интернатом неправомерно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.07.2010 № 190-ФЗ

О теплоснабжении (с изменениями на 3 февраля 2014 года)

<…>

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление);*

<…>

3) источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии;

4) теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;*

4_1) теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения;*

<…>

8) теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности;*

9) потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;*

<…>

11) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);*

12) передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя;*

<…>

2. Рекомендация: Как проверить деятельность, приносящую доход

Все типы учреждений (бюджетное, автономное и казенное) имеют право вести приносящую доход деятельность только при условии, что она:

прямо указана в учредительных документах;

служит достижению целей, ради которых учреждение создано.

Такие правила определены статьей 298 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 4статьи 9.2, пунктом 1 статьи 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и частями 6–7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.*

Оформление прав на ведение платной деятельности             

Наличие права на ведение платной деятельности определяют по учредительным документам. Чтобы учреждение получило такое право, учредитель должен установить, какая деятельность будет служить достижению целей его создания, и прямо указать ее в уставе, положении и т. п.*

Распространенная формулировка «и иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством» не будет означать, что учреждение имеет универсальное разрешение на ведение любых доходных операций. Учредительные документы должны содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми бюджетные и казенные учреждения вправе заниматься в соответствии с целями их создания (п. 1 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Аналогичное требование законодательства к уставу автономного учреждения имеется в пункте 5 части 2 статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Внимание: сделки, которые не соответствуют целям создания учреждения и его специальной правоспособности, могут быть признаны недействительными по решению суда.*

Нужно учитывать, что получение доходов может быть ограничено дополнительными условиями отраслевого законодательства (абз. 2 п. 2 ст. 24 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Например, нельзя оказывать платные образовательные услуги вместо бесплатных образовательных программ, финансируемых из бюджета.

Если устав или положение предоставляют право на ведение деятельности, приносящей доход, то до ее начала:

казенному учреждению ГРБС утверждает смету с учетом расходов на ведение платной деятельности, а также доводит дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве источника финансирования данных расходов. Конкретный порядок составления сметы должен определить ГРБС исходя из общих требований, установленных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н;

бюджетное и автономное учреждения включают показатели планируемых поступлений от приносящей доход деятельности вплан ФХД.

Этот порядок следует из части 2 статьи 161, пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, пункта 7 части 13 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письма Минфина России от 20 июня 2011 г. № 02-03-06/2736.

При этом плановые показатели доходов от платной деятельности бюджетные и автономные учреждения указывают в плане ФХД отдельно от других плановых поступлений. Учреждение должно рассчитывать их исходя из планируемого объема оказания услуг (выполнения работ) и планируемой стоимости их реализации (п. 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

Порядок определения платы

Порядок определения стоимости услуг (работ) зависит от вида деятельности, в рамках которого оказываются услуги (выполняются работы). В целях определения такого порядка законодательство делит платные услуги на два типа:

услуги по основным видам деятельности, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания. При наличии прямого указания в законе такие услуги включаются в государственное задание;

иные услуги, которые только способствуют достижению основных целей учреждения.

Для бюджетных учреждений порядок определения стоимости основных платных услуг устанавливает учредитель (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Автономные учреждения имеют право самостоятельно определить стоимость своих основных платных услуг. Связано это с тем, что законодательство содержит только общее требование к автономным учреждениям, согласно которому оказывать основные платные услуги нужно в порядке, установленном федеральными законами. Значит, автономное учреждение не может само определять цену, только если в каком-то конкретном случае это прямо указано в специальном законе (ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Плату за неосновные услуги и бюджетные и автономные учреждения устанавливают самостоятельно (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

От казенных учреждений законодательство не требует при определении цен делить платные услуги на основные и неосновные. Специальная норма для них в законодательстве отсутствует. Поэтому формально казенные учреждения имеют право определять стоимость любых платных услуг самостоятельно. Однако, как правило, в положениях об органах власти закреплены полномочия на определение порядка стоимости платных услуг подведомственных казенных учреждений. В связи с этим в случае отсутствия сведений о порядке расчета стоимости конкретных услуг казенному учреждению лучше предварительно обратиться за информацией к ГРБС.

Бюджетным и автономным учреждениям нужно учитывать, что плата за оказание основных услуг не должна быть ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Занижение стоимости будет свидетельствовать:

либо о завышении бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;

либо об оказании платных услуг за счет субсидии.

За счет субсидии из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания могут финансироваться только расходы на его выполнение (п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, основные платные услуги учреждение должно оказывать на тех же условиях, что и государственные (муниципальные) услуги, которые финансируются за счет средств бюджетной системы (п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 6 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Требование об одинаковых условиях оказания услуг, по мнению Минфина России, относится и к их стоимости. Следовательно, занижение стоимости платных услуг по сравнению с финансовым обеспечением таких же услуг в рамках государственного задания влечет за собой нарушение данных положений законодательства (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036).

Стоит отметить, что наличие убытка по приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным услугам) само по себе не свидетельствует о том, что она ведется в ущерб основным целям учреждения. Однако экономическая нецелесообразность, явная невыгодность и убыточность коммерческих сделок могут свидетельствовать о злоупотреблении учреждения своим правом и нарушении условий ведения приносящей доход деятельности, установленных законодательством (постановление Президиума ВАС РФ от 20 мая 2008 г. № 15756/07). Такую деятельность, если нет иных веских оснований для ее продолжения, нужно прекращать.

Порядок использования выручки

Не менее важным направлением проверки приносящей доход деятельности учреждений является контроль использования полученных доходов. Различным типам учреждений законодательство предоставляет разные права на самостоятельное использование выручки.

Автономное учреждение ограничено в своих действиях лишь одним требованием: оно может использовать собственные доходы только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (ч. 8 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Для учета поступлений и расходования средств от деятельности, приносящей доход, автономные учреждения вправе использовать как расчетные счета в кредитных организациях, так и лицевые счета в органах Казначейства России (либо в региональных или муниципальных финансовых органах) (письмо Минфина России от 18 апреля 2012 г. № 02-13-06/1377). Не запрещено использовать на собственные нужды и выручку, поступившую в кассу автономного учреждения.

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Минуя лицевые счета, бюджетные учреждения могут использовать только выручку, которая поступает в кассу учреждения.

Кроме того, учреждения не вправе:

самостоятельно заключать крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ);

размещать полученные денежные средства на банковских депозитах и совершать сделки с ценными бумагами (п. 14 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Казенные учреждения свою выручку использовать не вправе. Вся выручка от их платной деятельности должна полностью поступать в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому покупатели, как правило, перечисляют плату за услуги напрямую в бюджет. Если же плата была внесена наличными в кассу, то полученные средства учреждение обязано перечислить в доход бюджета самостоятельно, путем внесения на лицевой счет администратора доходов в Казначействе России (письмо от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366).

Расходы по контрактам, связанным с ведением приносящей доход деятельности, казенное учреждение оплачивает за счет бюджетных средств в общем порядке. Заключение контрактов при отсутствии лимитов бюджетных обязательств недопустимо (абз. 3 ст. 162, п. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ).

Вопросы контроля

Если учреждение ведет приносящую доход деятельность, то перечень вопросов, которые оно должно отслеживать в рамках внутреннего финансового контроля, зависит от типа учреждения и вида деятельности.

Казенное учреждение по всем видам приносящей доход деятельности (как по основным, так и по вспомогательным) должно контролировать:

правильность применения правовых актов и учредительных документов, которые регулируют порядок ведения деятельности и стоимость платных услуг;

наличие утвержденной сметы (с учетом ведения платной деятельности);

законность поступления и правильность оприходования выручки, а также ее своевременное перечисление в доход бюджета;

отсутствие невыясненных платежей на лицевом счете у учреждения, на которое возложены функции администрирования доходов;

правильность исполнения и ведения сметы в части приносящей доход деятельности;

соблюдение порядка заключения контрактов для нужд приносящей доход деятельности;

ведение раздельного учета доходов и расходов по приносящей доход и по основной деятельности учреждения;

достоверность данных бюджетной отчетности в части приносящей доход деятельности.

Бюджетное учреждение в силу своей специфики проверяет:

правильность применения порядка расчета стоимости основных услуг, установленного учредителем;

обоснованность собственных расчетов стоимости вспомогательных платных услуг;

правильность применения правовых актов и учредительных документов, которые регулируют порядок ведения приносящей доход деятельности;

правильность оприходования выручки, поступившей на лицевые счета и в кассу учреждения;

выполнение запрета на оплату расходов по платной деятельности за счет средств субсидий;

выполнение запрета на оказание платных услуг вместо услуг, которые включены в государственное задание;

законность расходования денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, с лицевых счетов и из кассы, а также правильность оформления и отражения таких расходов в учете;

соблюдение порядка расходования выручки;

достоверность бухгалтерской отчетности о результатах предпринимательской деятельности (в частности, отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)).

Автономное учреждение имеет меньше ограничений, однако это не означает, что ему нужно контролировать меньше вопросов. Оно также должно следить:

чтобы расходы в рамках приносящей доход деятельности не финансировались за счет субсидий. Для этого нужно отслеживать не только направление расходования средств с расчетного и лицевого счетов учреждения, но и финансовые результаты приносящей доход деятельности. Размер оплаты услуг не должен вести к заведомой убыточности операций;

операции, приносящие доход, не препятствовали выполнению государственного (муниципального) задания. То есть сотрудники, труд которых оплачивается за счет бюджета, не должны участвовать только в доходных операциях или участвовать в них в ущерб основным целям учреждения.

Кроме того, автономное учреждение должно отслеживать общие для всех типов учреждений вопросы внутреннего финансового контроля:

выполнение требований законодательства и иных нормативных актов к ведению деятельности, приносящей доход;

правильность оформления и отражения доходов и расходов по приносящей доход деятельности в учете;

достоверность бухгалтерской отчетности;

своевременность и полнота уплаты налогов и сборов.

Методы контроля

Способы и методы контроля приносящей доход деятельности во всех типах учреждений зависят от характера организации внутреннего финансового контроля в целом. Все типы и методы контрольных мероприятий можно использовать для проверки операций, проведенных в рамках приносящей доход деятельности. Каких-то особых методов для проведения такого контроля не требуется.

Так, порядок документооборота для целей согласования (санкционирования) на стадии предварительного контроля может отличаться по типу самого документа, ответственному лицу или подразделению, но не по виду деятельности, в рамках которого этот документ составлен. Например, главный бухгалтер обязан в равной мере контролировать законность всех платежей и правильность составления всех платежных документов.

Меры предварительного контроля, которые установлены процедурами закупок автономных учреждений или заключения контрактов казенных учреждений, также не отличаются по видам деятельности.

Внимание: бюджетным учреждениям дано право выбора процедуры проведения закупок за счет средств от деятельности, приносящей доход. В части таких закупок они могут в течение года применять либо контрактную систему, либо порядок проведения закупок, установленный для автономных учреждений.

Методы текущего контроля операций по поступлению и расходованию выручки и ее отражения в учете также ничем не отличаются от методов текущего контроля иных операций. Главный бухгалтер (или иное должностное лицо) в ходе ежедневного мониторинга записей в бухгалтерской программе может проверять правильность бухгалтерских проводок по учету выручки и одновременно по поступлению субсидий.

Ревизии и проверки – методы последующего контроля, которые применимы для изучения любых вопросов.

Ревизия может быть проведена в отношении всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения (за определенный период). И тогда проверка платной деятельности будет лишь частью общей ревизии. Можно провести специальную проверку деятельности, приносящей доход, либо даже проверку какого-то отдельного специфического вопроса. Например, казенное учреждение в рамках одного контрольного мероприятия может проверять законность поступления выручки и ее своевременное перечисление в доход бюджета. Бюджетные и автономные учреждения могут организовать проверку законности и правильности расходования денежных средств, полученных от деятельности, приносящей доход.

Конкретный вопрос проверки или ревизии приносящей доход деятельности учреждение определяет исходя из приоритетов текущего момента (либо по плану контрольных мероприятий на год). От темы проверки или ревизии зависит состав изучаемых предметов и материалов.

Объекты контроля

Объектами контроля приносящей доход деятельности являются практически все виды документов (или данных):

первичные бухгалтерские документы, договоры и контракты;

регистры бухучета и данные бухгалтерских программ;

бухгалтерская отчетность (бюджетная отчетность и данные бюджетного учета);

план финансово-хозяйственной деятельности (бюджетная смета казенного учреждения);

нормативные документы: приказы, распоряжения, регламенты (регламент оказания услуг или определения тарифов на платные услуги и т. п.);

учредительные документы, организационно-распорядительные документы кадровой службы.

Каждый из вышеуказанных документов можно анализировать на любом этапе контроля. Так, наличие права на ведение деятельности в учредительных документах нужно проверять предварительно. Но и в рамках текущего или даже последующего контроля бывает не лишним сверить формулировку в уставе с фактическим содержанием выполнявшихся операций.

Порядок изучения конкретного документа зависит от типа и вида контрольного мероприятия, в рамках которого анализируется платная деятельность. Общее правило: информацию из документа нужно сопоставить с условиями ведения деятельности – как с установленными законодательством, так и с фактическими. В мероприятиях текущего и последующего контроля, кроме того, необходимо определить правильность и достоверность отражения в учете операций, связанных с этим документом.

Например, на стадии составления и утверждения плана ФХД изучается не только обоснованность расчетов, но и правильность применения кодов бюджетной классификации, указанных в нем. Коды должны соответствовать источникам образования либо направлениям использования средств от приносящей доход деятельности.

На стадии текущего и последующего контроля план ФХД используется для сопоставления с фактическими данными о доходах и расходах. Такое сравнение позволяет своевременно изменять плановые показатели, исправляя недочеты планирования (или даже ценообразования). В ходе анализа плана:

сверяйте фактические поступления с плановыми доходами, а заодно и с целями создания учреждения;

фактические расходы сопоставляйте с планом в разрезе статей, подстатей КОСГУ, а у автономных учреждений (при необходимости) – кодов вида выбытий, изучайте их структуру и динамику нарастающим итогом;

анализируйте соотношение фактических доходов и расходов от приносящей доход деятельности.

Если сравнение плана с фактом показало, что средства по какой-либо из статей исчерпаны, то инициируйте внесение изменений в план ФХД. Если обнаружены незапланированные расходы, установите причину и также внесите изменения. Применение в учете кода КОСГУ, не предусмотренного планом, может оказаться обычной ошибкой. Поэтому в ходе сопоставления бухгалтерских регистров с плановыми показателями попутно контролируйте правильность ведения учета доходов и расходов.

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Справочник: Основные сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

Критерии сравнения

Типы государственных (муниципальных) учреждений

Казенное

Бюджетное

Автономное*

Основной нормативный документ, который устанавливает порядок функционирования учреждения

Бюджетный кодекс РФ

Закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ

Закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ

       

<…>

Право заниматься платной деятельностью, распоряжение доходами*

Может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе и соответствует целям создания учреждения

Доходы подлежат зачислению в соответствующий бюджет бюджетной системы России

(п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392)

Доходы в виде средств от производственной деятельности (привлечения осужденных к труду) федеральных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, после зачисления в бюджет направляются на финансовое обеспечение деятельности указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований

(п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ)

Вправе:
– оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к основной деятельности, за плату;
– осуществлять приносящую доход деятельность, которая служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствующую указанным целям. При условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах

Доходы поступают в самостоятельное распоряжение учреждения

(п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, ч. 6–7 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ)*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

28.07.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 21.21%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль