Порядок определения объема и условия предоставления субсидий

489

Вопрос

Автономное учреждение получило субсидию на иные цели в размере 100 тыс. руб. Цель ремонт пола. Как правильно провести ремонт? Можно ли необходимые  строительные материалы учреждению приобрести  у юр.лица. А на выполнение работ, связанных с ремонтом,   заключить договор - подряда гражданско-правового характера   с физическим лицом?

Ответ

Да, можно.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ.

Исходя из текса вопроса, в соглашении о предоставлении субсидии не указаны статьи КОСГУ, по которым учреждение должно расходовать полученные денежные средства, указана только цель – ремонт пола. Соответственно, учреждение по своему усмотрению достигает результат, для которого предоставлена субсидия (т.е., направляет их именно на получение конкретного результата). Поэтому учреждение может приобрести материалы для ремонта самостоятельно, а на выполнение ремонтных работ заключить договор.

Договор (по приобретению материалов и договор гражданско-правового характера) нужно заключить в простой письменной форме.Простая письменная форма» не означает, что это должен быть именно один документ, подписанный обеими сторонами. Закон предусматривает много способов для совершения двухсторонних (многосторонних) сделок в простой письменной форме.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как заключить контракт (договор), если закупки проводились по правилам Закона № 223-ФЗ

Договор в рамках Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ могут заключать:

Договор заключается с победителем торгов или же с единственным поставщиком. При этом способ закупки значения не имеет.

Об этом сказано в пунктах 1, 4 части 2 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, частях 3, 4, 6 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и письме Минфина России от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591.

Какими способами можно заключить договор

Договор нужно заключить в простой письменной форме (подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ).* Причем в некоторых случаях договор требует нотариального удостоверения:

  • в силу закона (например, договор о залоге движимого имущества в обеспечение обязательств по нотариально удостоверенному договору – ст. 339 ГК РФ, договор ренты – ст. 584 ГК РФ);
  • если это предусмотрено соглашением сторон.

Об этом сказано в статье 163 Гражданского кодекса РФ. Кроме того, в ряде случаев сделки требуют госрегистрации (например, при сделках с недвижимым имуществом или музейными предметами и коллекциями) (ст. 164 ГК РФ).

Большинство договоров оформляются в виде одного документа, но это не всегда обязательно. Только в нескольких случаях закон предусматривает обязательную форму договора в виде подписания сторонами одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Это, в частности:

В остальных случаях у сторон больше возможностей. «Простая письменная форма» не означает, что это должен быть именно один документ, подписанный обеими сторонами. Закон предусматривает много способов для совершения двухсторонних (многосторонних) сделок в простой письменной форме. Помимо подписания единого документа, договор может быть заключен путем:*

  • обмена письменными документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ);
  • подписания протокола о результатах проведения торгов. Он имеет силу договора в случае, когда предметом торгов было именно заключение договора, а не право на заключение договора (п. 5 ст. 448 ГК РФ);
  • присоединения к договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или других стандартных формах (ст. 428 ГК РФ);
  • совершения лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, в том числе по отгрузке товара, предоставлению услуг, уплате денежной суммы и т. д. (п. 3 ст. 438 ГК РФ);
  • выдачи документа, необходимого для того, чтобы письменная форма договора считалась соблюденной. Например, для договора хранения таким документом может быть сохранная расписка или другой документ, подписанный хранителем (п. 2 ст. 887 ГК РФ). Кроме того, письменная форма контракта будет соблюдена при наличии документов, которые подтверждают факт оплаты товаров, работ, услуг: товарный, кассовый чеки, квитанции, бланки строгой отчетности;
  • направления акцепта на оферту, размещенную в Интернете (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 января 2008 г. № 09АП-18445/2007-ГК).

Способы заключения договора можно прописать в Положении о закупке. Если вы этого не сделаете, то заключить договор можно будет любым способом, предусмотренным гражданским законодательством.

<…>

Максим Чемерисов,

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2.Рекомендации: Как бюджетному (автономному) учреждению учесть поступление финансового обеспечения от учредителя

<…>

Целевые субсидии

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели устанавливаются:

  • Правительством РФ – в отношении субсидий из федерального бюджета;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении субсидий из бюджетов субъектов РФ;*
  • местной администрацией – в отношении субсидий из местных бюджетов.

Об этом сказано в абзаце 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Из федерального бюджета целевые субсидии (за исключением субсидий, направляемых на осуществление капвложений) предоставляются федеральным бюджетным и автономным учреждениям в порядке, установленном учредителем по согласованию с Минфином России. Одним из условий предоставления субсидии может быть заключение соглашения о предоставлении субсидии между учредителем и учреждением.

Такой порядок предусмотрен пунктом 20 постановления Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213.

Учреждения, которые получают целевые субсидии, должны предоставить учредителю Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016) (п. 13 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н). Подробнее об этом см. Как сформировать Сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016).

<…>

В учете автономных учреждений:

Федеральные автономные учреждения до поступления целевой субсидии на счет вправе оплатить целевые расходы за счет других средств (субсидий на госзадание, средств от приносящей доход деятельности). После того как целевая субсидия поступит на счет, расходы, произведенные за счет других источников, учреждение может возместить. Для этого нужно подать в Казначейство России:

  • заявление, подписанное руководителем (уполномоченным лицом) учреждения и согласованное с учредителем. К заявлению приложите копии платежных документов и документов-оснований, которые подтверждают произведенные кассовые расходы;
  • заявку на кассовый расход (ф. 0531801) на списание средств с лицевого счета по иным субсидиям. При этом в назначении платежа укажите «выплаты учреждению согласно заявлению от «__» _____ ____г. № «___», в качестве документа-основания – заявление и реквизиты заявления, в коде цели субсидии укажите соответствующий код соответствующей субсидии.

Полный порядок совершения таких кассовых операций приведен в пункте 24.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н.

Неиспользованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий по общему правилу подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. При этом федеральные учреждения могут не перечислять остатки целевых субсидий в бюджет. Но только если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представят в орган Федерального казначейства Сведения (ф. 0501016), в соответствии с которыми наличие потребности в направлении остатков субсидии на те же цели подтверждено учредителем.

Если у учреждения есть филиал, решение о наличии потребности в направлении остатков субсидии на те же цели принимает учреждение, создавшее данный филиал. При этом филиал представляет в орган Федерального казначейства Сведения (ф. 0501016), утвержденные головным учреждением. При отсутствии у филиала такой потребности остатки средств нужно перечислить на лицевой счет учреждения для учета операций с целевыми субсидиями для последующего возврата в бюджет.

Такой порядок следует из пункта 3 приложения 2 к приказу Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н и разъяснен в письмах Минфина России от 18 июля 2013 г. № 02-13-07/28267, от 17 декабря 2012 г. № 02-03-09/5197.

Для учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений порядок возврата субсидий должен быть определен на региональном (местном) уровне (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ).

Возврат неиспользованных целевых субсидий в доход бюджета подлежит отражению по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы» со знаком минус. Указанные операции также со знаком минус отразите в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) в разделе 1 «Доходы учреждения» по строке 104. Такие разъяснения приведены в письмах Минфина России от 18 июля 2013 г. № 02-13-07/28267, от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225.

<…>

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Рекомендация: Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самым значимым принципом бюджетной системы является принцип адресного и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного – это разные вопросы. Однако, как правило, Росфиннадзор и другие органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому и учреждение при проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.*

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009, от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

Ошибки указания кодов КОСГУ очень часто служат для государственных контролеров основанием для того, чтоб зафиксировать нецелевое использование бюджетных средств. Большое значение таких ошибок связано с тем, что они самый очевидный признак расхода на цели, не указанные в смете.

Но не каждую ошибку нужно считать нецелевым использованием средств. Бывают также ситуации, когда использование определенного кода КОСГУ связано с указаниями ГРБС или органов казначейства. Применение неправильного кода КОСГУ будет обычным нарушением методологии в следующих случаях:

  • расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;
  • расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);
  • порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;
  • на момент перечисления платы за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы;
  • установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534, от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Следует отметить, что на самые острые вопросы, которые не отражены в методологии применения КОСГУ, представители финансового ведомства ежегодно дают письменные и устные разъяснения. Учреждение может задать вопрос о предстоящих расходах или воспользоваться более ранними разъяснениями. Определение правильного КОСГУ для хозяйственной операции или вида однородных операций – это уже элемент контроля, который также позволит избежать ошибок в бухучете.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

4. Рекомендация: Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином

Организация может заключить с гражданином как трудовой, так и гражданско-правовой договор на выполнение работ или оказание услуг.

Когда заключают ГПД

Как правило, гражданско-правовые договоры заключаются на выполнение разовых работ, для которых нецелесообразно принимать сотрудника по трудовому договору. Это, например, ремонт офиса, компьютеризация отдела, перевод иностранной документации и т. п. Такие договоры регулируются гражданским законодательством. Их нельзя использовать для оформления штатных сотрудников, которые будут выполнять определенную трудовую функцию и подчиняться правилам трудового распорядка (ст. 11, ч. 2 ст. 15 ТК РФ).*

<…>

Виды договоров

К гражданско-правовым договорам на выполнение работ (оказание услуг), в частности, относятся:

Имейте в виду, что можно заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный гражданским законодательством (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Поэтому в указанную группу гражданско-правовых договоров могут быть отнесены и другие соглашения с гражданами, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

<…>

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

29.07.2014 г.

С уважением,

Булат Ахмутинов, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Наталией Зориной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль