Отражение в бухгалтерском учете доходов, полученных от сдачи имущества в аренду

124

Вопрос

Как бюджетному учреждению (балансодержателю) отразить в бухгалтерском учете доходы, полученные от сдачи имущества в аренду по договору(тройному КУС Минземимущество, Балансодержатель, Арендатор)  о передаче объектов муниципального нежилого фонда в аренду без права выкупа. Когда заключался договор учреждение было казенным. Статус изменился.  Арендатор перечисляет ежемесячно арендную плату Балансоодержателю без учета НДС, а НДС перечисляется отдельно в ИФНС.( на основании расчета годовой и ежемесячной арендной платы утвержденной КУС Минземимущество). Может ли Баласодержатель пользоваться доходами или должен перечислить в бюджет?

Ответ

Бюджетное учреждение (балансодержатель) вправе самостоятельно использовать доходы в виде арендной платы. При этом учреждение также должно самостоятельно уплачивать НДС в бюджет. Объясняется это так.

 

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, в том числе от сдачи имущества в аренду (п. 3 ст. 298 ГК РФ). В отличие от него казенное учреждение должно перечислять доходы в бюджет. Поэтому при смене статуса учреждения с казенного на бюджетное исчезают правовые основания для перечисления в бюджет арендной платы.

Все операции по реализации услуг, имущественных прав признаются объектом обложения НДС. Исключение – операции в пункте 2 статьи 146 и статье 149 Налогового кодекса РФ. В этих нормах поименовано оказание любых услуг казенными учреждениями, в том числе и услуг аренды (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, учреждение, имея тип – казенное, не являлось плательщиком НДС с дохода от аренды. Это значит, что и арендатор не должен был перечислять НДС в бюджет в качестве налогового агента.

После смены типа учреждения на бюджетное должны применяться иные нормы Налогового кодекса РФ. В частности, кодекс не содержит положений, в которых имеются аналогичные льготы для бюджетных учреждений. Поэтому начислять и уплачивать НДС оно должно самостоятельно на общих основаниях (определение ВАС РФ от 13 февраля 2014 г. № ВАС-705/14).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как проверить деятельность, приносящую доход

<…>

Порядок использования выручки

<…>

Бюджетное учреждение может самостоятельно использовать доходы от приносящей доход деятельности, но только для достижения тех целей, ради которых учреждение было создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).*

Бюджетные учреждения счетов в банках не имеют и средства от деятельности, приносящей доход, отражают на лицевых счетах, открытых в финансовых органах субъекта РФ, муниципального образования либо в органах Казначейства России (ч. 1 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Минуя лицевые счета, бюджетные учреждения могут использовать только выручку, которая поступает в кассу учреждения.

Кроме того, учреждения не вправе:

Казенные учреждения свою выручку использовать не вправе. Вся выручка от их платной деятельности должна полностью поступать в доход соответствующего бюджета (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому покупатели, как правило, перечисляют плату за услуги напрямую в бюджет.* Если же плата была внесена наличными в кассу, то полученные средства учреждение обязано перечислить в доход бюджета самостоятельно, путем внесения на лицевой счет администратора доходов в Казначействе России (письмо от 2 июня 2011 г. Минфина России № 02-03-06/2530 и Казначейства России № 42-7.4-05/5.3-366).

<…>

Наталия Гусева, руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация: Какие операции облагаются НДС


Все российские организации могут являться плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ).

Ситуация: являются ли государственные (муниципальные) учреждения плательщиками НДС

Да, являются.

Все организации, осуществляющие операции, которые признаются объектами обложения НДС, являются плательщиками этого налога (ст. 143 и 146 НК РФ). В статье 143 Налогового кодекса РФ при перечислении плательщиков НДС не сделано исключений для государственных (муниципальных) учреждений. Следовательно, при совершении операций, признаваемых объектами обложения НДС, они обязаны рассчитать и уплатить этот налог.* Такой вывод подтверждают Минфин России в письме от 25 декабря 2007 г. № 03-07-11/643 и Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 мая 2014 г. № 33.

НДС начисляйте при совершении следующих операций:

Об этом говорится в пункте 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

При осуществлении операций, которые являются объектом обложения НДС, выставьте счет-фактуру (п. 5 ст. 168, подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Не нужно начислять НДС при совершении операций, которые:

<…>

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента

налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Статья: Когда НДС с арендной платы платит само учреждение


Суд согласился с налоговиками, что учреждение должно само уплачивать НДС с арендной платы, полученной при передаче в пользование имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления ( определение ВАС РФ от 13 февраля 2014 г. № ВАС-705/14).

Суть спора

Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации по НДС, представленной государственным университетом. В ходе проверки налоговики пришли к выводу, что университет занизил налоговую базу по НДС, не включив в него арендную плату за имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления. Соответственно учреждению доначислили налог, пени и штрафы.

Но поскольку задолженность в установленный в требовании срок учреждение не уплатило, инспекция обратилась в суд с соответствующим заявлением.

Решение суда

Арбитражный суд Кировской области в решении от 22 июля 2013 г. № А28-4992/2013 признал правоту чиновников. Но это не устроило учреждение.

В результате данного спора дело дошло до ВАС РФ Высшие арбитры сочли, что выводы судов правомерны. Они сводятся к следующему.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной или натуральной форме.

В данном случае университет сдавал в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является Российская Федерация, представителем собственника – Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кировской области.

Вся арендная плата по договорам аренды поступала на лицевой счет университета, открытый в УФК по Кировской области.

Таким образом, судьи решили: университет является плательщиком НДС со стоимости услуг по передаче в аренду имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.*

При этом был отклонен довод университета о том, что задолженность по НДС, а также пени и штраф исчислены инспекцией без учета сумм налога, фактически уплаченных арендаторами в бюджет.

Причем даже тот факт, что налог перечислил арендатор (как налоговый агент), ситуацию не спас. Ведь в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством.

И.Н. Елисова, ведущий эксперт журнала «Учет в бюджетных учреждениях»

Журнал «Учет в бюджетных учреждениях», № 4, апрель 2014

4. Правовая база: Письмо Минфина России от 24 марта 2013 г. N 03-07-15/12713


В связи с письмом о доведении разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента покупателем услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, оказываемых казенными учреждениями, сообщаем следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Кодекса выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду муниципального имущества, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налогов налогоплательщиком.

Таким образом, в случае приобретения услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают.*

<…>

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

22.07.2014 г.

С уважением,

Людмила Рябинина, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль