Система оплаты труда в казенном учреждении

1743

Вопрос

Прошу помощи по такому вопросу, мы являемся федеральным казенным учреждением, ведомственная принадлежность МЧС России. При отправлении на уведомительную регистрацию коллективного договора получили ответ о необходимости внести изменения и дополнения в раздел "Оплата труда" в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол №11. Основным документом по оплате труда у нас является приказ МЧС России № 545 от 22.09.2009. Есть ли необходимость использовать данные рекомендации нам?

Ответ

Единые рекомендации, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11 должны учитываться Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, соответственно, их применение Вашим учреждением обязательно.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Решение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год»

«I. Общие положения

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2014 году.

<…>»

2. Рекомендация: Как установить систему оплаты труда в казенном учреждении

Система оплаты труда в казенном учреждении устанавливается коллективными договорами, соглашениями и другими локальными документами. Такие документы составляются в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми:

  • на федеральном уровне – для федеральных учреждений;
  • на федеральном уровне и уровнях субъектов РФ – для учреждений субъектов РФ;
  • на федеральном, региональном и местном уровнях – в отношении муниципальных учреждений.

Об этом сказано в пунктах 3, 4 статьи 152 Бюджетного кодекса РФ и статье 144 Трудового кодекса РФ.

Порядок установления системы оплаты

Для федеральных казенных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, ст. 144 ТК РФ).

Система оплаты труда сотрудников федерального казенного учреждения устанавливается Положением об оплате труда, которое утверждает учредитель по согласованию с Минтрудом России. Данное положение носит обязательный характер. До момента утверждения такого положения казенные учреждения должны продолжать соблюдать нормы положений об оплате труда, установленные ими ранее (до вступления в силу новой редакции постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

Система оплаты труда устанавливается с учетом:

Вместо квалификационных справочников учреждение может использовать профессиональные стандарты. Комплексный план их разработки на 2014–2016 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. Опубликованные в настоящее время профессиональные стандарты приведены в таблице.

При разработке системы оплаты труда определяется основной, вспомогательный и административно-управленческий персонал.

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, пунктах 2, 2(1), 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Обратите внимание на то, что федеральные госорганы – учредители и федеральные учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета вправе установить предельную долю зарплаты административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем объеме фонда оплаты труда подведомственных учреждений (но не более 40%). А также утвердить перечень должностей, относящихся к данным категориям.

Это следует из пункта 10(2) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Внимание: распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы.

Размеры окладов

Размер должностных окладов сотрудников устанавливает руководитель с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда. При этом размер зависит от того, к какой профессиональной квалификационной группе (ПКГ) относятся занимаемые ими должности.

Для каждого вида экономической деятельности утверждены свои ПКГ. Действующие в настоящее время ПКГ приведены в таблице. ПКГ могут быть структурированы по квалификационным уровням. По каждому квалификационному уровню должностной оклад устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая нужна для соответствующей работы.

Если при формировании ПКГ не структурированы по квалификационным уровням, то все должности служащих, входящих в одну группу, считаются примерно равноценными по сложности выполняемой работы. Поэтому им может быть установлен одинаковый оклад для всех должностей, включенных в одну группу.

Должностной оклад руководителя определяется трудовым договором.

Должностные оклады заместителей руководителя и главного бухгалтера федерального учреждения устанавливаются на 10–30 процентов ниже должностного оклада руководителя.

Об этом сказано в пунктах 2(1), 3, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Компенсационные и стимулирующие выплаты

Кроме должностного оклада, системой оплаты труда могут быть предусмотрены выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Устанавливайте их в пределах фонда оплаты труда.

Выплаты компенсационного характера для всех сотрудников учреждения устанавливайте с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда. Эти выплаты не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, и назначаются за работу:

  • с тяжелыми, вредными (опасными) и иными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
  • в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ):
    районный коэффициент;
    – коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях;
    – коэффициент за работу в высокогорных районах;
    надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149–154 ТК РФ):
    – за совмещение профессий (должностей);
    – за расширение зон обслуживания;
    – за увеличение объема работы;
    – за исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника (без освобождения от работы, предусмотренной трудовым договором);
    – за выполнение работ различной квалификации;
    – за работу в ночное время;
  • со сведениями, составляющими государственную тайну (работу с шифрами, рассекречивание, засекречивание);
  • другие компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством или коллективными договорами (соглашениями).

Об этом сказано в пунктах 2(1), 4, 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, подпунктах «д»–«з» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, приказе Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

Исключение из общего правила установления компенсационных выплат составляют районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти выплаты начисляйте на фактический заработок сотрудника с учетом выплат, установленных системой оплаты труда (оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты). Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 169-13.

Размеры и условия выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда. Если ГРБС делегирует руководителю полномочия по самостоятельному установлению стимулирующих выплат, то сделать это нужно с учетом следующих правил.

Для стимулирования сотрудников к качественным результатам труда и их поощрения за работу предусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера:

  • за интенсивность и высокие результаты работы;
  • за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Такие виды выплат приведены в Перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

При установлении системы оплаты труда (а также в трудовых договорах) нужно предусмотреть конкретные выплаты стимулирующего характера:

  • за интенсивность: надбавка за интенсивность, премии за высокие результаты работы и за выполнение особо важных и ответственных работ;
  • за качество работ: надбавка за квалификационную категорию, премия за образцовое выполнение госзадания;
  • надбавки за выслугу лет, стаж непрерывной работы;
  • премиальные выплаты по итогам работы: за месяц, квартал, год.

Также в системе оплаты труда (трудовых договорах) можно предусмотреть другие стимулирующие выплаты, предусмотренные законодательством или актами, содержащими нормы трудового права. Перечень рекомендуемых выплат приведен в подпунктах «а»–«г» пункта 11 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Принципы разработки показателей и критериев выплат стимулирующего характера в федеральных учреждениях приведены в пункте 16 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11. Данные принципы рекомендуется использовать органам государственной власти субъектов РФ (органам местного самоуправления) при разработке нормативно-правовых актов по вопросам оплаты труда (подп. «г» п. 33 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11).

При разработке Положения о стимулирующих выплатах можно руководствоваться Программой совершенствования системы оплаты труда. В частности, проанализировать установленные в учреждении выплаты, формально классифицированные как стимулирующие, но фактически не мотивирующие сотрудников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей, с целью их упразднения (раздел IV Программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

О порядке и условиях назначения выплат стимулирующего характера руководителю учреждения см. Как начислить и отразить в бухучете премию руководителю учреждения.

Условия выплат премий и компенсаций, мер социальной поддержки изложите в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору). Сделать это нужно в форме, исключающей неоднозначное толкование таких условий и понятной сотрудником и работодателем. При этом в трудовом договоре укажите абсолютные размеры выплат или единицы измерения, в которых установлены выплаты (баллы, проценты), и условия, при которых они осуществляются. Об этом сказано в пункте 13 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Фонд оплаты труда

Фонд оплаты труда федерального казенного учреждения формируется исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда сотрудников.

Такой порядок установлен пунктом 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Документальное оформление

Все выплаты, назначенные сотрудникам в связи с введением новой системы оплаты труда (другими изменениями условий оплаты труда), должны найти свое отражение в трудовых договорах путем заключения дополнительных соглашений (ст. 57 ТК РФ, п. 2, 11, 15 Рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н). При заключении дополнительных соглашений или новых трудовых договоров используйте Рекомендации по оформлению трудовых отношений с сотрудником, утвержденные приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н, в целях реализации программы совершенствования системы оплаты труда.

<…>

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

23.07.2014г.

С уважением,

Евгения Шерченкова

эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Наталией Зориной

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 33.33%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.09%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 66.67%
  • Над налоговой отчетностью 21.21%
результаты

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль