КОСГУ по приобретению фильтров сетевых

3020

Вопрос

В нашей учетной политике (учет по типу казенного учреждения) предусмотрено отнесение расходов по приобретению фильтров сетевых  на 340 статью КОСГУ. Будет ли ссылка на учетную политику аргументом в нашу пользу в споре с проверяющими (если проверяющие будут настаивать, что это 310 статья КОСГУ)?

Ответ

Сетевой фильтр может быть приобретен учреждением как за счет статьи КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", так и за счет статьи КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Окончательное решение об отнесении сетевого фильтра к основным средствам или материальным запасам может быть принято исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов.

 

Специалисты финансового ведомства указывают, что такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия . Об этом сказано в письме Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534. Поэтому учреждение вправе самостоятельно отнести этот актив либо к основным средствам, либо материальным запасам с учетом его предназначения, срока полезного использования, возможности осуществления самостоятельных функций.

Свое решение безопаснее обосновать документально, например, решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов. Это решение может быть утверждено локальным актом учреждения, например учетной политикой. При этом порядок учета тех или иных материальных ценностей, прописанный в учетной политике учреждения, является обязательным как для самого учреждения, так и для контролирующих ведомств при проведении проверок.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 21.09.2012 г. № 02-05-11/3866.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация: Какое имущество относится к основным средствам

<…>

Критерии принадлежности имущества к ОС

Основным критерием принадлежности имущества к категории основных средств в бухучете является срок его полезного использования. Если этот срок превышает 12 месяцев, имущество может быть отнесено к основным средствам. Если не превышает – имущество относится к материальным запасам.*

Помимо срока, включение имущества в состав основных средств зависит и от характера его использования. Основными средствами может быть признано имущество, которое будет использоваться в процессе деятельности учреждения (при выполнении работ (оказании услуг), осуществлении государственных полномочий (функций), для управленческих нужд). При этом к основным средствам относятся объекты, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления и находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду или полученные в лизинг (сублизинг).

Такие правила установлены пунктом 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

 

Состав ОС

В частности, в состав основных средств могут входить:

  • здания, сооружения;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника;
  • транспортные средства;
  • инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты;
  • капитальные вложения в многолетние насаждения.

Подробный перечень объектов, которые могут быть отнесены к основным средствам, приведен в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.

Обратите внимание на то, что окончательное решение о том, к какой группе нефинансовых активов относить материальные ценности (к основным средствам или материальным запасам), принимает учреждение. При принятии решения нужно руководствоваться:

Ответственность за правильность принятого решения несет учреждение. При этом порядок учета тех или иных материальных ценностей, прописанный в учетной политике учреждения, является обязательным как для самого учреждения, так и для контролирующих ведомств при проведении проверок.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 02-05-11/3866, от 14 апреля 2011 г. № 02-06-10/1370, а также из частных разъяснений специалистов финансового ведомства.*

<…>

Объекты, не относящиеся к ОС

Не относятся к основным средствам, в частности:

  • материальные запасы (в т. ч. предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости);*
  • имущество в пути;
  • имущество, числящееся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров;
  • земля и ресурсы недр.

Об этом сказано в пунктах 39, 70, 99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

<…>


Пример отнесения имущества к категории основных средств*

Учреждение «Альфа» приобрело инструмент многоповерхностного воздействия (зажим) и тонометр для управленческих нужд.

Стоимость зажима составила 1600 руб. (в т. ч. НДС). Срок его полезного использования по данным инструкции, приложенной производителем, составляет 6 месяцев. Стоимость тонометра – 1850 руб. (в т. ч. НДС), срок его полезного использования – 36 месяцев.

В пунктах 38 и 39 Инструкции к Единому плану счетов № 157н сказано, что объекты со сроком полезного использования 12 и менее месяцев учитываются в составе материальных запасов. Поэтому при поступлении имущества бухгалтер учреждения учел:

  • зажим – в составе материальных запасов;
  • тонометр – в составе основных средств.

Стоимость ОС

Имущество, признаваемое основным средством, может иметь любую первоначальную стоимость (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

<…>

Ситуация: Нужно ли в бухучете включить в состав основных средств вазу

Отнесение материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам относится к компетенции учреждения.

Независимо от цели приобретения (сервировка стола, украшение интерьера) ваза относится к посуде (группы 59 0000, 96 9760 ОКП, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301). В пункте 118 Инструкции к Единому плану счетов № 157н сказано, что посуду следует включать в состав материальных запасов. Следовательно, включать вазу в состав основных средств не нужно.

Расходы на приобретение вазы (независимо от цели приобретения) отразите по статье КОСГУ 340«Увеличение стоимости материальных запасов» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н).

Следует отметить, что, учитывая предназначение и порядок использования вазы, учреждение может принять другое решение. Ответственность за правильность принятого решения несет учреждение. Такой вывод подтверждает письмо Минфина России от 21 сентября 2012 г. № 02-05-11/3866.*

<…>


Ситуация: нужно ли в бухучете включить в состав основных средств шторы

Отнесение материальных ценностей к основным средствам или материальным запасам находится в компетенции учреждения.

Основным критерием принадлежности имущества к категории основных средств в бухучете является срок его полезного использования. Если этот срок превышает 12 месяцев, имущество может быть отнесено к основным средствам. Об этом сказано в пункте 38Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Обычно шторы используются в учреждениях более 12 месяцев. По Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) их можно отнести к группе «Изделия текстильные швейные прочие» (код по ОКОФ – 161721090). По Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, текстильные изделия включаются в третью амортизационную группу (код по Классификации – 161721000). Соответственно, срок полезного использования штор – от трех до пяти лет включительно.

Вместе с тем пунктом 99 Инструкции к Единому плану счетов № 157н установлен перечень материальных ценностей (в т. ч. мягкий инвентарь), которые включаются в состав материальных запасов независимо от срока полезного использования. Однако в составе материальных запасов следует учитывать только ценности, приобретенные для использования в процессе деятельности учреждения (п. 98 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Шторы непосредственно в процессе деятельности учреждения не участвуют. Они носят декоративный характер и используются для управленческих нужд. Поэтому включите их в состав основных средств (при соблюдении прочих условий) (п. 38 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Расходы на приобретение (изготовление) штор отразите по статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н).

Следует отметить, что, учитывая предназначение, сроки и порядок использования штор, учреждение может принять другое решение. При принятии решения в данной ситуации учреждение может также руководствоваться методологией, доведенной до него учредителем (главным распорядителем бюджетных средств). Порядок принятия к учету штор пропишите в учетной политике. Ответственность за правильность принятого решения несет учреждение. Об этом сказано в письме Минфина России от 14 марта 2011 г. № 02-07-10/844.*

<…>

С.С. Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Т.В. Грекова

начальник Управления бухгалтерского учета и отчетности Департамента

здравоохранения г. Москвы

2. Статья: Порядок учета сетевых фильтров

В составе каких активов нужно учесть сетевые фильтры для локальной компьютерной сети и по какой статье бюджетной классификации следует отразить их оплату?

В данном случае однозначный ответ дать нельзя.

Ведь производители устанавливают разные сроки полезного использования для сетевых фильтров. А согласно положениям Инструкции № 25н, критерий отнесения к конкретному виду активов это срок полезного использования. Если актив служит не более 12 месяцев (независимо от стоимости), его считают материальным запасом. Также к материалам причисляют активы, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев, но эти объекты нельзя отнести к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ). В остальных случаях (при сроке полезного использования более 12 месяцев) объект приходуют как основное средство.

А потому в зависимости от срока полезного использования, установленного для каждого конкретного сетевого фильтра его производителем, затраты нужно учесть либо по«Увеличение стоимости материальных запасов», либо «Увеличение стоимости основных средств».*

С.А. ВОРОНИНА,
аттестованный бухгалтер
бюджетного учреждения при
Институте профессиональных
бухгалтеров и аудиторов России

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 9, СЕНТЯБРЬ 2008

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 27.02.2012 № 02-07-10/534

О квалификации ревизорами выявленных нарушений по отнесению получателями бюджетных средств расходов на соответствующие КОСГУ, допущенных в 2010 году

Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России рассмотрел письмо о квалификации ревизорами выявленных нарушений по отнесению расходов на соответствующие коды операций сектора государственных услуг (далее - КОСГУ), допущенных в 2010 году, и сообщает следующее.

В соответствии с разд.V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (далее - Указания), утвержденных приказом Министерства финансовРоссийской Федерации от 30.12.2009 N 150н, классификация операций сектора государственного управления (приложение 4 к Указаниям (далее - Классификация)) является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

При этом каждая из статей (подстатей) Классификации содержит краткое описание отражаемых по ней операций. В рамках статей (подстатей) Классификации, относящихся к расходам бюджетов, эти описания (в большинстве случаев) представляют собой перечни направлений расходования средств бюджетными учреждениями. Указанные перечни, с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих заключение договоров гражданско-правового характера в произвольной форме, а также наличия отраслевых особенностей функционирования единиц сектора государственного управления, не являются закрытыми (содержат абзац "другие аналогичные расходы" или приведены после слов "в том числе").

В этой связи в целях эффективного планирования и исполнения бюджета вопросы отражения по статьям (подстатьям)Классификации кассовых расходов, осуществляемых в секторе государственного управления, обусловленных указанными договорами и аналогичных по экономическому содержанию операциям, перечни которых содержат Указания, могут быть урегулированы бюджетной сметой, государственным заданием на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам, методическими рекомендациями (указаниями) главного распорядителя бюджетных средств по реализации государственной учетной политики, иными документами, являющимися правовыми основаниями получения бюджетных средств.

Кроме того, отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, принимающего решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по бюджетному учету, исходя из предназначения материальных ценностей и порядка их использования.*

При этом, рассматривая нарушения, выявленные ревизорами, необходимо всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств в совокупности, а также выявление причин и условий, способствовавших отнесению указанных в письме расходов на подстатьи экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в каждом конкретном случае.

В соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

При установлении неправильного отнесения получателем бюджетных средств расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ после проведения указанного комплексного анализа нарушение не может рассматриваться в контексте ст.289 БК РФ в случаях, если:

бюджетной сметой (обоснованиями к ней), документами о доведении лимитов бюджетных обязательств, а также плановыми документами, иными документами ГРБС обусловлены такие расходы с применением данных КОСГУ;

установлено, что получателем бюджетных средств ошибочные действия совершены неумышленно.




Директор Департамента
бюджетной политики и методологии
С.В.Романов
 

4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 21.09.2012 № 02-05-11/3866

О применении классификации операций сектора государственного управления

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу применения классификации операций сектора государственного управления и сообщает следующее.В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Квалификация выплат в пользу физических лиц, осуществляемых на основании договоров возмездного оказания услуг, производится государственными (муниципальными) учреждениями (получателями бюджетных средств), осуществляющими указанные выплаты, самостоятельно с последующим отнесением указанных расходов в соответствии с положениями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н*, на соответствующие статьи (подстатьи) группы 200 "Расходы", 300 "Поступления нефинансовых активов" классификации операций сектора государственного управления исходя из их экономической сущности.

* Обратите внимание! С 01.01.2013 вместо приказа Минфина России от 21.12.2011 N 180н и утвержденных данным приказом Указаний необходимо применять приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н. - Примечание изготовителя базы данных.

Следует отметить, что отнесение материальных ценностей (в т.ч. перчаток, ковриков, временных объектов и сооружений) к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции государственного (муниципального) учреждения (получателя бюджетных средств), которое принимает решение по указанному вопросу в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.*

Заместитель директора
департамента
С.В.Сивец

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

23.07.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль