Возвратные суммы по государственному контракту

2366

Вопрос

Вопрос: подрядчик по государственному контракту обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней после подписания акта приемки законченных работ по объекту, заключить дополнительное соглашение с Заказчиком на уточнение возвратных сумм, при наличии возвратных сумм в сметной документации от стоимости возвратных материалов от разборки в размере, согласно подписанному Сторонами Акту оценки стоимости возвратных материалов. Оплата за выполненные работы производится с удержанием возвратных сумм, согласно  Контракта.  Если по каким - либо причинам не удержаны возвратные суммы и оплата за выполненные работы перечислена подрядчику в полном объеме, возможно ли это классифицировать как нецелевое использование средств?

Ответ

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1. Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют. Таким образом, возвратные суммы, учтенные в стоимости работ, заказчиком не оплачиваются.

 

Оплата за выполненные работы  подрядчику в полном объеме может быть расценено контролирующими органами как неэффективное использование бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ). Это связано с тем, что источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства соответствующего бюджета. При этом в рамках выполнения возложенных на учреждение бюджетных полномочий оно должно обеспечить достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (ст. 34 БК РФ). Поскольку в  рассматриваемой ситуации результаты были достигнуты с использованием большего (не минимального) объема средств, то это является нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ). Кроме того, оплата без удержания возвратных сумм может быть  квалифицирована как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку оплачены дополнительные расходы, которые законодательством не предусмотрены к оплате.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Возвратные суммы

В смете к договору строительного подряда, а следовательно, и в актах о приемке выполненных работ иногда выделяются так называемые возвратные суммы. Заказчик их не оплачивает. *Они могут относиться к материалам либо к временным сооружениям. Как отразить их в учете?

Расшифровка понятия

Характеристика возвратных сумм приведена в пункте 4.12 Методики определения стоимости строительной продукции… МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1). Они уменьшают размеры капвложений заказчика и отражаются за итогом сметы отдельной строкой «В том числе возвратные суммы». Из объема выполненных работ (указанного в актах по форме № КС-2) их не исключают, но к оплате в справках по форме № КС-3 не предъявляют.*

Возвратные суммы обособляют, когда в соответствии с проектными решениями осуществляется разборка сооружений или снос зданий. В результате образуются материалы и изделия, пригодные для повторного применения. По сути, речь идет об отходах строительного производства – либо остающихся в распоряжении подрядчика после исполнения договора, либо переданных подрядчику заказчиком для выполнения работ (в зависимости от договоренности между сторонами). Их стоимость и представляет собой возвратные суммы. Расшифровываются они на основании номенклатуры и количества материалов и изделий, получаемых для последующего использования.

ПРИМЕР 1

Сметой на строительство объекта предусмотрено устройство временной дороги из железобетонных плит. Подрядчик приобрел плиты в собственность. По окончании работ дорога демонтирована, плиты остаются у подрядчика. Дорога в собственность заказчика не передавалась, хотя была ему предъявлена в составе общего объема выполненных работ. Сметная стоимость строительства включает стоимость плит, но за итогом сметы (заказчиком стоимость этих плит за минусом стоимости их использования не оплачивается). Поэтому стоимость плит, бывших в употреблении, учтена в возвратных суммах.

Стоимость подобных запасов определяют по цене возможной реализации за вычетом расходов на их приведение в пригодное для использования состояние и доставку до места складирования. Если использовать или реализовать материалы от разборки невозможно, возвратные суммы не выделяются.

ПРИМЕР 2

Сметой предусмотрен снос ветхой постройки и сооружение новой. В части, относящейся к строительству, смета составлена исходя из нормативной потребности в новых материалах. В то же время битый кирпич от разборки постройки пригоден для устройства фундамента. Бой кирпича принадлежит заказчику и по договору передается подрядчику в качестве давальческих материалов. Его стоимость отражена за итогом сметы как возвратные суммы. Они уменьшают стоимость строительства, являясь экономией заказчика. › |

› | Цена договора строительного подряда равна сметной стоимости строительства (учитывающей в том числе нормативную стоимость возвратных материалов) за минусом возвратных сумм (рыночной стоимости возвратных материалов).

Давальческие материалы

Возвратные суммы могут появиться в смете и при использовании давальческих материалов заказчика. Если их стоимость включена в смету (п. 4.22 МДС 81-35.2004), ее нужно исключить. Тогда стоимость давальческих материалов будет показана за итогом сметы в составе возвратных сумм.

ПРИМЕР 3

Договор предусматривает асфальтирование площадки под автостоянку. Материалами обеспечивает заказчик (п. 1 ст. 745 Гражданского кодекса РФ). Сметная стоимость работ – 3 000 000 руб. без учета НДС, в том числе стоимость материалов (без НДС) – 1 200 000 руб.Возвратные суммы за итогом сметы, характеризующие стоимость давальческих материалов в сметных ценах, – 1 200 000 руб. Рыночная стоимость материалов роли не играет. Она определяет размер ответственности подрядчика за утрату давальческих материалов. В итоге цена договора составит 1 800 000 руб. (3 000 000 – 1 200 000).

Такой подход основан на разъяснениях Минстроя России, изложенных в письме от 30 мая 1995 г. № 12-155. В нем сообщается, что стоимость материальных ресурсов включается в сметную стоимость работ вне зависимости от того, кто их приобретал: заказчик или подрядчик. При этом стоимость материальных ресурсов поставки заказчика учитывается при взаиморасчетах в составе возвратных сумм (иногда давальческие материалы отражаются в смете по нулевой стоимости, поэтому возвратных сумм не возникает).

Материалы приобретены подрядчиком

Рассмотрим порядок учета возвратных материалов, изначально приобретенных подрядчиком и остающихся в его собственности после завершения работ.

Временные сооружения

Временная дорога (см. пример 1) была непосредственно предусмотрена сметой. Выполнение работ, поименованных в смете, в том числе строительство временной дороги, фиксируется в актах по форме № КС-2. При этом на стройплощадке могут иметься и другие вспомогательные сооружения, не оговоренные в смете. Их стоимость учитывается в накладных расходах. В частности, это может быть забор, ограждающий стройплощадку. Предположим, забор был из досок. Его установка выполнением работ по договору не считается и в форме № КС-2 не указывается.

Напомним: временные здания и сооружения, возводимые на стройплощадке, подразделяются на титульные и нетитульные (п. 1.1 и 1.4 Сборника сметных норм... ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя России от 7 мая 2001 г. № 45).

Титульные объекты непосредственно предусмотрены сметой, поэтому их включают в акты по форме № КС-2. Нетитульные объекты в смете специально не оговариваются и в актах поформе № КС-2 не отражаются.

Из упомянутых выше объектов (дорога и забор) временная дорога является титульным сооружением, а ограждение стройплощадки – нетитульным.

Минрегион России в письме от 18 декабря 2008 г. № 34146-ИМ/08 сообщил, что титульные объекты подлежат передаче на баланс заказчика, где учитываются в составе основных средств. Однако такой порядок нормативными документами не поддерживается. Правда, он установлен в подпункте «а» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160). Но, во-первых, письмо № 160 на регистрацию в Минюст России не представлялось. А во-вторых, такой порядок противоречит условиям признания основных средств. › |

› | Условия признания объектов основными средствами приведены в пункте 4 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

По завершении строительства демонтируется как дорога, так и забор. К повторному использованию пригодны и дорожные плиты, и доски, из которых был сооружен забор. Казалось бы, в обоих случаях подрядчик приходует материалы. Однако плиты являются многооборотными. Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автодорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства (п. 24 приложения 2 к ГСН 81-05-01-2001).

Заказчик не получает от подрядчика ни плит, ни досок. Если смету не скорректировать, то подобные отходы, оплаченные заказчиком, оставаясь у подрядчика, порождают у последнего дополнительную экономическую выгоду. Поэтому стоимость данных материаловуказывается в виде возвратных сумм.

В акты по форме № КС-2 возвратные суммы попадут неизбежно. Ведь эти документы отражают исполнение сметы и в них переносятся все ее показатели. В акт сдачи-приемки результата работ, оформляемый в соответствии с пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса РФ, возвратные суммы включать не обязательно. Но даже если они в него попали, никаких операций в учете подрядчика в связи с этим не будет.

Обособление возвратных сумм обусловлено спецификой сметного ценообразования.

<…>

Важно запомнить
Возвратные суммы, учтенные в стоимости работ, заказчиком не оплачиваются.*

Е.Ю. Диркова,

генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

2. Статья: 4.2.3. Учет материалов от сноса или демонтажа объектов (возвратные материалы)

Материалы от сноса и демонтажа (возвратные материалы) могут возникать в результате сноса, демонтажа, разборки зданий и сооружений. Такие работы подрядчик может осуществлять по заданию заказчика. Договором строительного подряда на снос, разборку или демонтаж зданий и сооружений должен определяться порядок документирования и распоряжения возвратными материалами.

Причем материалы могут оставаться в собственности заказчика либо подрядчика. При этом изначально права собственности на возвратные материалы принадлежат собственнику сносимого, демонтируемого имущества.*

В случае если по условиям договора возвратные материалы передаются в собственность подрядчика и используются им по своему усмотрению, поступление таких материалов отражается в учете как покупка или безвозмездное получение.

Как правило, стоимость возвратных материалов определяется сторонами при заключении с заказчиком договора на снос, демонтаж имущества. В отдельных случаях стоимость возвратных материалов может определяться сторонами по окончании работ по сносу, демонтажу имущества исходя из фактического наличия и состояния возвратных материалов. При безвозмездном получении возвратных материалов их стоимость определяется подрядчиком по текущей рыночной стоимости. Стоимость возвратных материалов, поступивших в собственность подрядчика, может засчитываться в счет расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, если это предусмотрено договором подряда.

В случае если по условиям договора возвратные материалы должны использоваться подрядчиком в процессе выполнения строительных работ, они учитываются в порядке, установленном для учета материалов, полученных от заказчика для производства работ.

Договорная стоимость выполняемых работ при этом уменьшается на стоимость таких материалов.*

Если по условиям договора возвратные материалы передаются собственнику сносимого, демонтируемого имущества, строительная организация на основании приходного ордера отражает поступление данного имущества на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» в условной оценке или цене, определенной в локальных сметных расчетах. После передачи их собственнику счет 002 кредитуется.

Александр Дементьев

Книга СТРОИТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОДРЯДЧИКОВ.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации

<…>

Статья 34. Принцип эффективности использования бюджетных средств

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).*

<…>

4. Рекомендация: Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самым значимым принципом бюджетной системы является принцип адресного и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).*

Росфиннадзор обязан контролировать целевое использование средств госучреждениями в рамках внутреннего финансового контроля (п. 4 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 75н).

Целевое и эффективное использование бюджетных средств – это разные вопросы. Однако, как правило, Росфиннадзор и другие органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому и учреждение при проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или ином документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Методология применения КОСГУ установлена в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Но нередко расходы можно с равным основанием отнести на разные статьи или подстатьи классификации. В этом случае финансирование расходов за счет средств, выделенных на любую из допустимых статей, не признается нецелевым использованием бюджетных средств (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2009 г. № А82-4752/2009, от 23 октября 2009 г. № А82-4749/2009).

На практике контролеры Росфиннадзора могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств в следующих случаях:

кассовый расход проведен по коду КОСГУ, который не соответствует экономическому содержанию расхода;

бюджетные средства, выделенные на текущий финансовый год, израсходованы в счет предстоящих платежей следующего финансового года (например, перечисление налогов авансом в декабре);

оплачены дополнительные расходы, которые прямо не предусмотрены законодательством в некоторых случаях (например, отдельные виды командировочных расходов);*

перечислен аванс по контракту сверх предела, установленного для авансовых платежей (п. 17 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272);

бюджетные средства израсходованы без оправдательных (первичных) документов;*

выплачены надбавки или доплаты к зарплате сверх нормативов, использованных при расчете и утверждении сметы;

оплачены иные расходы, на которые не были доведены лимиты бюджетных обязательств (не согласованы с учредителем);

оборудование, приобретенное за счет средств бюджета для конкретных целей, используется по другому назначению, например, для ведения коммерческой деятельности.

Ошибки указания кодов КОСГУ очень часто служат для государственных контролеров основанием для того, чтоб зафиксировать нецелевое использование бюджетных средств. Большое значение таких ошибок связано с тем, что они самый очевидный признак расхода на цели, не указанные в смете.

Но не каждую ошибку нужно считать нецелевым использованием средств. Бывают также ситуации, когда использование определенного кода КОСГУ связано с указаниями ГРБС или органов казначейства. Применение неправильного кода КОСГУ будет обычным нарушением методологии в следующих случаях:

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с Методическими рекомендациями (указаниями) ГРБС по реализации государственной учетной политики;

расходы проведены по кодам КОСГУ в соответствии с бюджетной сметой, госзаданием, а также иными документами, которые являются правовыми основаниями получения бюджетных средств (например, в соответствии с бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях);

порядок проведения кассовых расходов по кодам КОСГУ отсутствует в документах, которые являются правовым основанием получения бюджетных средств;

на момент перечисления платы за товары (работы, услуги) учреждение не может однозначно установить, на какой код КОСГУ отнести данные расходы;

установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно.

Такой вывод следует из пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, писем Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 02-07-10/534, от 18 декабря 2009 г. № 02-07-10/5856.

Следует отметить, что на самые острые вопросы, которые не отражены в методологии применения КОСГУ, представители финансового ведомства ежегодно дают письменные и устные разъяснения. Учреждение может задать вопрос о предстоящих расходах или воспользоваться более ранними разъяснениями. Определение правильного КОСГУ для хозяйственной операции или вида однородных операций – это уже элемент контроля, который также позволит избежать ошибок в бухучете.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

5. Статья: Расходование бюджетных средств будут контролировать жестче

Госдума РФ приняла в первом чтении изменения в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся системы госконтроля за эффективным использованием бюджетных средств. Но также важно знать уже действующие правила данного контроля.

Система госконтроля

В настоящее время система государственного (муниципального) финансового контроля состоит из трех уровней.

Первый уровень включает контрольно-ревизионную деятельность Счетной палаты РФ, проверки, осуществляемые контрольно-счетными органами субъектов РФ.

Второй уровень – это органы внутреннего правительственного контроля: Росфиннадзор, его территориальные органы, Федеральное казначейство. На региональном и муниципальном уровнях – аналогичные структуры контрольно-ревизионного управления.

Третий уровень соответствует ведомственному финансовому контролю.

Одним из принципов бюджетной системы России является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Сейчас данный принцип подразумевает составление и исполнение бюджетов участниками бюджетного процесса в рамках переданных им бюджетных полномочий для достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.*

Объекты и цели аудита

Аудит эффективности использования государственных средств – это форма государственного финансового контроля.

Она должна обеспечивать оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов, а также разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.*

Организации, в отношении которых проводится аудит, это:

органы государственной власти РФ, субъекты РФ, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;

федеральные и региональные органы, использующие средства государственных внебюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собственностью;

бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства;

государственные унитарные и казенные предприятия;

иные субъекты экономической деятельности, использующие государственные средства и/или имеющие предоставленные федеральным и региональным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных средств.

Аудит предполагает проведение проверки эффективности использования государственных средств.*

Данные средства расходуются по следующим направлениям:

осуществление государственных функций;

реализация целей социально-экономической политики государства или региона;

выполнение отдельными министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями возложенных на них функций и решение ими поставленных социально-экономических задач;

отдельные виды деятельности, которые ведутся несколькими министерствами, ведомствами и (или) бюджетными учреждениями. › |

› | Возможны проверки федеральных, региональных программ, в реализации которых принимают участие несколько министерств, ведомств, бюджетных учреждений и иных организаций.

В любой проверке эффективности использования государственных средств можно выделить три этапа: планирование, проведение и подготовку отчета о результатах.

Обратите внимание: на этапе планирования происходит отбор наиболее важных тем и проблем, которые должны быть решены в рамках поставленных задач, предварительно изучаются объекты проверки.

Ведется сбор необходимой информации в целях получения всестороннего представления о предмете и объекте проверки.

Итогом планирования является программа проверки. В ней должны быть сформулированы цель, перечень вопросов и объектов проверки, критерии оценки эффективностииспользования государственных средств (данные критерии будут использоваться в ходе проверки), и источники средств, описание методики проведения проверки, график и ее основные этапы, список группы проверяющих, срок представления отчета о результатах проверки.

В рамках аудита эффективности проверяющие собирают необходимую информацию и фактические данные для получения аудиторских доказательств в соответствии с установленными целями проверки, выбранными методами и нормативами эффективности.

В процессе проверки проводится сравнительный анализ фактических и нормативных показателей, на основании которого готовится заключение. В нем отражается степень соответствия результатов деятельности проверяемого объекта используемым нормативам эффективности и формулируются выводы по целям проверки.

По итогам аудита эффективности даются рекомендации. Они должны быть конкретными, направленными на устранение выявленных недостатков и достижение высоких конечных результатов. После завершения проверки готовится отчет.

Недостатки традиционных методов оценки

В настоящее время рекомендуют выделять определенные группы показателей оценки, в том числе показатели непосредственных результатов и показатели конечных результатов. При этом предполагается, что эти показатели находятся в компетенции и под контролем федерального органа исполнительной власти. Здесь имеется огромный риск подмены результата методом его осуществления. Например, в отрасли здравоохранения в качестве показателя результата приводят количество сделанных прививок. Однако это не результат, а метод его достижения. Результат – сколько людей не заболело.

Необходимо создание механизмов контроля на всех этапах процесса управления – от определения базовых предпосылок целей, анализа внешней среды, формулировки задач, определения мероприятий по их решению до контроля за реализацией данных мероприятий и итоговыми результатами.

В настоящее время основное внимание уделяется контролю на этапе выделения и расходования средств на конкретные мероприятия.

Контроль на других этапах носит эпизодический характер, результатом чего является снижение эффективности использования бюджетных средств и негативный общественный резонанс.

Анализ готовящихся изменений в законодательстве

Рассмотрим поправки в бюджетное законодательство, прошедшие первое чтение в Госдуме РФ, ведь они могут быть применены уже в 2013 году.

Законопроект в отношении государственного (муниципального) финансового контроля предусматривает закрепление за Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами регионов и муниципалитетов полномочий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства, достоверностью бюджетной отчетности и отчета об исполнении бюджета.

Добавится новая функция – контроль за осуществлением главными распорядителями бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Росфиннадзору, помимо функции контроля за соблюдением бюджетного законодательства, планируется добавить контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе государственных (муниципальных) заданий. Органам Федерального казначейства будут вменены функции контроля:

за непревышением суммы по лимитам бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

за соответствием операции коду КОСГУ;

за наличием документов для оплаты.

Законопроектом предлагается отнести к особым бюджетным полномочиям по контролю, не являющимся частью государственного (муниципального) финансового контроля, дополнительные полномочия Счетной палаты РФ и других контролирующих органов.

Как указано в пояснениях к законопроекту, полномочия по аудиту эффективности, анализу и мониторингу бюджетного процесса намечено закрепить за Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Ведь эти органы, помимо контрольно-ревизионной деятельности, осуществляют еще и экспертно-аналитическую. То есть занимаются сбором информации о предмете и деятельности объекта контроля на системной и регулярной основе.

Отмечено, что функциями контрольно-счетных органов будут аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств, экспертиза проектов законов (решений) о бюджете, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства и анализ мониторинга бюджетного процесса.

Ответственность за исполнение бюджета

Особое внимание в законопроекте уделено эффективному использованию бюджетных средств. Так, в соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 158 и статьи 162Бюджетного кодекса РФ результативность и целевой характер использования выделенных из бюджета средств обеспечивают главный распорядитель и получатель бюджетных средств. Но на законодательном уровне ответственность за неэффективное использование бюджетных средств сейчас не предусмотрена, поэтому контролирующий орган может только выносить предписание об устранении выявленного нарушения неэффективного использования бюджетных средств. В ближайшее время ситуация может кардинально измениться. Предлагаемые поправки предусматривают административную и уголовную ответственность за нерезультативное или неэффективное использование бюджетных средств.

Перспективы развития аудита эффективности

Эффективность трактуется в соответствии с международной практикой по трем основным ее составляющим.

1. Экономность. Это означает закупку определенного ресурса, вносящего вклад в реализацию определенного мероприятия по наименьшей возможной цене.

2. Продуктивность. То есть достижение наилучшего непосредственного результата при данном объеме входящих ресурсов или получение заданного уровня непосредственного результата при минимизации затрачиваемых входящих ресурсов.

3. Результативность бюджетных расходов. Иными словами, максимизация конечного общественно значимого результата на единицу государственных средств.*

Например, для программы профилактики гриппа одним из видов входящих ресурсов будет вакцина для прививки, поэтому важно выбрать поставщика с наименьшей ценой (экономность). Однако еще более важно, чтобы использовалась вакцина, реально способствующая предотвращению заболевания человека гриппом (продуктивность). Количество предотвращенных случаев заражения и будет непосредственным результатом расходования бюджетных средств. Вклад профилактики гриппа в общий уровень здоровья нации (например, влияние на продолжительность жизни человека и ее качество), а также число не потерянных из-за заболевания гриппом рабочих человекодней (что сопровождается дополнительной экономией бюджетных средств на оплату больничных) – конечный результат расходов бюджета на профилактику гриппа (последняя группа показателей важна ввиду объективной ограниченности финансовых средств федерального бюджета).

Речь всегда должна идти о максимизации конечного результата, который достигается на основе программно-целевого подхода к бюджетному процессу.

Важно запомнить
Основные полномочия в рамках финансового контроля возлагаются на Счетную палату РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ.

Наталья  Гусева,

начальник Управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

ЖУРНАЛ «УЧЕТ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ», № 2, ФЕВРАЛЬ 2013

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

20.07.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 25%
  • Над составлением бюджетной сметы 25%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 50%
  • Над налоговой отчетностью 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль