Определение учредителем размера и условий оплаты труда

687

Вопрос

Имеет ли право учредитель определять размер и условия оплаты труда работников учреждений?

Ответ

Для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений порядок определения размера зарплаты установлен Правительством РФ. В федеральных учреждениях размер окладов (ставок), компенсационных и стимулирующих выплат определяет руководитель:

 

Таким образом, учредитель имеет право определять размер и условия оплаты труда лишь в случае, если тип Вашего учреждения – казенное. В бюджетных и автономных все Положения носят рекомендательный характер.

О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как установить размер зарплаты

<…>

Зарплата в федеральных учреждениях

Для федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений порядок определения размера зарплаты установлен Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, ст. 144 ТК РФ).

Чтобы определить размер зарплаты сотрудников учреждения, нужно установить размеры:

  • окладов (ставок);
  • выплат компенсационного характера;
  • выплат стимулирующего характера.

Об этом сказано в пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

<…>

Размер окладов (ставок) сотрудникам

В федеральных учреждениях размер окладов (ставок) определяет руководитель:

Чтобы установить размеры окладов (ставок), должности сотрудников нужно отнести к профессиональным квалификационным группам (ПКГ). Данное правило в равной степени распространяется на все типы учреждений (бюджетные, казенные и автономные).

ПКГ сформированы с учетом сферы деятельности, на основе требований к профессиональной подготовке и могут быть структурированы по квалификационным уровням. По каждому квалификационному уровню должностной оклад устанавливается в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, которая нужна для соответствующей работы.

Если при формировании ПКГ не структурированы по квалификационным уровням, то все должности служащих, входящих в одну группу, считаются примерно равноценными по сложности выполняемой работы. Поэтому им может быть установлен одинаковый оклад для всех должностей, включенных в одну группу.

Такой вывод следует из пунктов 13, 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663, пунктов 2(1), 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

При установлении размеров окладов (ставок) рекомендуется учитывать базовые оклады (ставки), установленные Правительством РФ (абз. 16 п. 18 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663). В настоящее время размер базовых окладов (ставок) не утвержден. Поэтому бюджетные и автономные учреждения могут руководствоваться минимальными размерами окладов (ставок), рекомендованными в примерных положениях об оплате труда федеральных органов исполнительной власти. Для казенных учреждений ГРБС может установить как минимальные размеры окладов (ставок), которыми учреждение должно руководствоваться при определении окладов, так и конкретные размеры, которые учреждение должно применять.

Новые размеры окладов (ставок), закрепленные в Положении об оплате труда, устанавливайте с учетом мнения профсоюза, если он имеется в учреждении и объединяет более половины сотрудников (п. 13 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663).

Размер оклада руководящим сотрудникам

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором. При этом нужно учитывать сложность труда, в том числе масштаб управления, особенности деятельности и значимость учреждения. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

В бюджетных и казенных учреждениях при установлении размера зарплаты руководителю (с учетом компенсационных и стимулирующих выплат) рекомендуется учитывать предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты сотрудников учреждений (в кратности от 1 до 8). Чтобы определить соотношение, можно воспользоваться статистической формой № П-4. При этом в расчет средней зарплаты по учреждению берется и зарплата руководителя.

Предельный уровень соотношения может быть увеличен по решению главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение. Но только в отношении руководителей тех учреждений, которые включены в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2627-р. Исключение – учреждения, учредителем которых является Правительство РФ. В отношении руководителей таких учреждений размер предельного уровня соотношения средней зарплаты должен быть установлен Правительством РФ (уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти).

Об этом сказано в пунктах 9, 10.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, пункте 25 Единых рекомендаций, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2013 г. № 11, разделе IV программы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

При установлении зарплаты руководителю автономного учреждения предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителя и сотрудников соблюдать не нужно. Такого требования законодательство не содержит. Поэтому учредитель может установить руководителю автономного учреждения любую зарплату (в т. ч. стимулирующие и компенсационные выплаты) по своему усмотрению.

Оклад заместителей руководителя и главного бухгалтера устанавливается на 10–30 процентов ниже оклада руководителя (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

Размер компенсационных и стимулирующих выплат

Размеры и условия начисления выплат компенсационного и стимулирующего характера должны быть определены:

Закрепите такие выплаты:

Об этом сказано в статьях 135, 144 Трудового кодекса РФ и пунктах 1, 2(1), 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Размер выплат компенсационного характера определите в процентах к окладам (ставкам) или в абсолютных размерах. Об этом сказано в пунктах 4, 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583. Исключение составляют районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Эти выплаты начисляйте на фактический заработок сотрудника с учетом выплат, установленных системой оплаты труда (оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты). Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 169-13.

При назначении стимулирующих выплат нужно учитывать разработанные критерии оценки эффективности труда (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583). Эти выплаты направлены на стимулирование сотрудников к качественным результатам труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения назначает вышестоящая организация (учредитель), которой подведомственно данное учреждение (п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, п. 3 ч. 27 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Пример определения размера выплат компенсационного и стимулирующего характера

В учреждении, подведомственном Россвязи, работает рабочий А.И. Иванов. Положением об оплате труда Иванову установлен оклад в размере 5000 руб. и следующие выплаты компенсационного и стимулирующего характера:

  • за работу с вредными условиями труда – 5 процентов;
  • за выслугу более 5 лет – 15 процентов;
  • за сложность выполняемой работы – 20 процентов.

Бухгалтер определил размер:

  • выплат компенсационного характера – 250 руб. (5000 руб. Ч 5%);
  • выплат стимулирующего характера – 1750 руб. (5000 руб. Ч 15% + 5000 руб. Ч 20%).

Общая зарплата Иванова с учетом всех выплат за полностью отработанный месяц составляет 7000 руб. (5000 руб. + 250 руб. + 1750 руб.).

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2.Рекомендации: Как установить систему оплаты труда в казенном учреждении

<…>

Порядок установления системы оплаты

Для федеральных казенных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, ст. 144 ТК РФ).

Система оплаты труда сотрудников федерального казенного учреждения устанавливается Положением об оплате труда, которое утверждает учредитель по согласованию с Минтрудом России. Данное положение носит обязательный характер*. До момента утверждения такого положения казенные учреждения должны продолжать соблюдать нормы положений об оплате труда, установленные ими ранее (до вступления в силу новой редакции постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583).

<…>

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Рекомендации: Как установить систему оплаты труда в бюджетном учреждении

<…>

Порядок установления системы оплаты

Для федеральных бюджетных учреждений порядок установления системы оплаты труда утвержден Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, ст. 144 ТК РФ).

Устанавливайте систему оплаты труда с учетом:

Вместо квалификационных справочников учреждение может использовать профессиональные стандарты. Комплексный план их разработки на 2014–2016 годы утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р. Утвержденные в настоящее время профессиональные стандарты приведены в таблице.

При разработке системы оплаты труда определяются основной, вспомогательный и административно-управленческий персонал.

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, пунктах 2, 2(1), 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Обратите внимание на то, что учредители (ГРБС) вправе установить предельную долю зарплаты административно-управленческого и вспомогательного персонала в общем объеме фонда оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (но не более 40%). А также утвердить перечень должностей, относящихся к данным категориям.

Если такие показатели и перечни установлены, то их также следует учесть при определении системы оплаты труда.*

Это следует из пункта 10(2) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Входящие в систему оплаты труда должностные оклады, ставки зарплаты, выплаты компенсационного и стимулирующего характера закрепите в:

Об этом сказано в статьях 135, 144 Трудового кодекса РФ и пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

Чтобы установить систему оплаты труда в федеральном бюджетном учреждении, в частности, нужно:

Об этом сказано в части 5 статьи 144 Трудового кодекса РФ, Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2007 г. № 663.

<…>

Нина Ковязина, заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

21.07.2014г.

С уважением,

Евгения Шерченкова

эксперт БСС «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Наталией Зориной

Ведущим экспертом БСС «Системы Главбух»

___________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.gosfinansy.ru/#/hotline/rules/?step=4



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль