Осуществление внутреннего контроля в бюджетном учреждении

3469

Вопрос

Согласно положениям Федерального закона " 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бюджетное учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний финансовый контроль.
Вопрос: если учреждение передало полномочия по ведению бухгалтерского учета сторонней организации на основе договорных отношений, либо централизованной бухгалтерии,
каким образом реализуется требование закона? Как и кто осуществляет внутренний контроль, какими документами оформляется, Положение о внутреннем контроле - кто пишет, кто включается в специальные комиссии, если в учреждении, например, при отсутствии бухгалтерской-экономической службы, работают лишь специалисты культуры, образования и т.д., далекие от экономических вопросов.
Также, кто в этом случае разрабатывает и утверждает учетную политику, и как в ней оговариваются отношения учреждения и централизованной бухгалтерии?

Ответ

В учетной политике указывается о том, что ведение бухучета передано иной организации (централизованной бухгалтерии) по соответствующему договору.

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в учреждении. При его отсутствии это может быть возложено также на централизованную бухгалтерию. Утверждает учетную политику руководитель учреждения. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

Учреждение обязано утвердить приказом порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля. Сделать это нужно в рамках формирования учетной политики.

Других требований к документальному оформлению порядка внутреннего контроля нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет, не содержат.

Учреждение вправе разработать собственный формат документа, например Положение о внутреннем контроле. Положение можно оформить как раздел единого текста учетной политики или как отдельное приложение к учетной политике. На практике распространен второй вариант.

В нем также прописываются сотрудники учреждения. Но помимо сотрудников и руководителей субъектами контроля могут выступать служба внутреннего контроля, отдельные подразделения учреждения, контрольная комиссия, независимый консультант (аудитор), штатный контролер (ревизор). Также контроль может быть передан централизованной бухгалтерии.

Любое учреждение имеет право разработать собственные методы по каждому типу внутреннего контроля. В частности, можно использовать методы, которые предусматривает бюджетное законодательство.

По итогам практически любого мероприятия предварительного или текущего контроля можно составить протокол проведения внутренней проверки или написать служебную записку. К протоколу (записке) приложите перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации, как в дальнейшем не допускать ошибки.

Результаты обследования в ходе текущего контроля оформите в виде заключения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как организовать ведение бухучета

Общий порядок бухучета в государственном (муниципальном) учреждении установлен Инструкцией к Единому плану счетов № 157н и ведется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бухучет.

Особенности ведения бухучета для учреждений различных типов установлены отдельными нормативными документами:

Об этом сказано в пунктах 2 и 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Следует отметить, что в части некоторых операций бюджетные и автономные учреждения также должны вести бюджетный учет (с учетом положений Инструкции № 162н). Для того чтобы разграничить бухгалтерский и бюджетный учет, данные операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Кроме того, при ведении бухучета учреждение должно руководствоваться собственными стандартами – инструкциями и положениями, которые утвердило само учреждение для того, чтобы упорядочить бухучет. Также можно пользоваться официальными рекомендациями и разъяснениями в области бухучета (например, письмами Минфина России).

Организация бухучета

Ведение бухучета и хранение документов бухучета организует руководитель учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Он обязан выбрать один из следующих вариантов, закрепив его в учетной политике:

  • возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо учреждения;
  • передать по договору ведение бухучета иной организации (централизованной бухгалтерии).*

Такой порядок предусмотрен частью 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 5 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Внимание: решение о передаче ведения бухучета централизованной бухгалтерии (специализированной организации) вправе также принять учредитель учреждения, закрепив такое положение в его уставе. Такое мнение высказал Минфин России в письме от 24 апреля 2012 г. № 02-06-10/1469.

Если у учреждения есть обособленные подразделения, руководитель вправе возложить ведение бухучета:

  • на бухгалтерию учреждения;
  • на бухгалтерию структурного подразделения (в т. ч. в части отдельных объектов учета).

Выбранный вариант нужно закрепить в положении о структурном подразделении и учетной политике учреждения. Об этом сказано в письмах Минфина России от 18 апреля 2014 г. № 02-01-11/18098 и от 13 сентября 2012 г. № 02-06-10/3684.

<…>

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Рекомендация: Как разработать положение о внутреннем контроле

Учреждение обязано утвердить приказом порядок организации и обеспечения внутреннего финансового контроля. Сделать это нужно в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Других требований к документальному оформлению порядка внутреннего контроля нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский учет, не содержат.

Учреждение вправе разработать собственный формат документа, например Положение о внутреннем контроле (далее – Положение). Главное, чтобы этот документ не был составлен «для вида» формально. Положение должно выполняться и содержать указания и правила, помогающие проведению контрольных мероприятий на практике.

Положение можно оформить:*

  • как раздел единого текста учетной политики;
  • как отдельное приложение к учетной политике.

Такие требования установлены в пункте 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Нужно отметить, что на практике учреждения чаще всего оформляют Положение в виде приложения к приказу об учетной политике.

Форма и содержание Положения

Ни законы, ни нормативные акты министерств и ведомств не предусматривают типовую форму Положения для учреждений. Связано это с тем, что на уровне регуляторов сложно установить контрольные процедуры для конкретных учреждений. Система внутреннего контроля зависит от множества факторов. Например, от специфики деятельности учреждения, объема выполняемых задач, организационной структуры и иных условий. Однако можно отметить основные тематические разделы, которые учреждению целесообразно выделить в своем Положении:*

Общая часть

В этом разделе укажите главные цели и задачи внутреннего контроля учреждения. Распределите их по степени приоритетности.

В общей части можно привести нормативно-правовые акты, на требования которых опирается система контроля учреждения. Отметьте, например, что Положение разработано в соответствии с уставом учреждения, на основании Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, Инструкции к Единому плану счетов № 157н и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бухучет. В зависимости от типа учреждения это могут быть:

Целесообразно добавить отраслевые нормативные акты и распоряжения вышестоящих ведомств, которыми учреждение будет руководствоваться в своей деятельности. Например, Правила проведения ГРБС (РБС), главными администраторами внутреннего финансового контроля и аудита, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193.

Порядок организации системы контроля

Цели и задачи внутреннего контроля влияют на выбор конкретных типов и методов контрольных мероприятий. А от них, в свою очередь, зависят способы организации системы внутреннего контроля в учреждении.

Поэтому раздел, определяющий структуру и организацию системы контроля, разработайте исходя из целей и задач, закрепленных в общей части. Перечень вопросов, которые нужно раскрыть в этом разделе, примерно такой:

  • типы внутреннего контроля, а также методы и мероприятия контроля по каждому типу;
  • порядок проведения каждого контрольного мероприятия и его периодичность;
  • порядок взаимодействия должностных лиц и (или) подразделений при проведении контрольных процедур.

Закрепление правил организации системы внутреннего контроля – это основная цель разработки Положения. Поэтому чем подробнее будет сформулирован этот раздел, тем меньше будет вопросов при проведении контрольных мероприятий на практике и тем выше будет их результативность.

Для большей детализации данный раздел можно разбить на отдельные пункты, в каждом из которых описать порядок конкретного контрольного мероприятия. Для каждой проверки или иного мероприятия целесообразно указывать документы, которыми будут оформляться их результаты. Это могут быть протоколы или акты. Решение о проведении проверок и программу проверок можно утверждать приказом (распоряжением) руководителя. Указанный порядок утверждения также можно прописать в Положении.

Если в рамках внутреннего контроля предусмотрены такие мероприятия, как плановые проверки, то можно утвердить график их проведения. График проверок оформите в самом Положении или утвердите отдельно приказом руководителя. Как правило, график содержит следующую информацию:

  • объект проверки;
  • период, за который проводится проверка;
  • срок проведения проверки;
  • ответственных исполнителей.

В разделе целесообразно четко определить объекты каждого контрольного мероприятия, то есть предмет проверки. Если контрольная процедура растянута во времени, то можно указывать объект контроля для каждого ее этапа.

Если список объектов проверок слишком велик, его можно вынести в отдельный раздел.

Полномочия и обязанности субъектов контроля

В системе внутреннего контроля по факту принимают участие все сотрудники учреждения. Это следует из того, что каждый сотрудник на своем участке должен выполнять работу компетентно и без ошибок, которые он обязан исправлять в соответствии со своими должностными обязанностями.

Но помимо сотрудников и руководителей субъектами контроля могут выступать служба внутреннего контроля, отдельные подразделения учреждения, контрольная комиссия, независимый консультант (аудитор), штатный контролер (ревизор). В некоторых случаях все они могут действовать одновременно в одном учреждении. Поэтому в Положении важно разграничить полномочия и компетенцию каждого контролера, указать его основные функции и обязанности. Нужно определить, какие распоряжения тот или иной субъект контроля имеет право отдавать остальным сотрудникам. Указать случаи и порядок оформления таких распоряжений. Целесообразно утвердить перечень вопросов, по которым каждый субъект контроля уполномочен принимать решения.*

В разделе также укажите ответственность должностных лиц, которые отвечают за функционирование системы внутреннего контроля. Можно включить дисциплинарную ответственность для сотрудников, которые допустили нарушения в работе.

Разграничение полномочий и обязанностей субъектов контроля можно определить и другими внутренними документами учреждения. Например, положением о соответствующих структурных подразделениях, должностными инструкциями сотрудников. В этом случае при описании контрольных процедур в Положении можно сослаться на нужный документ.

Оценка системы внутреннего контроля

Организационные вопросы проведения оценки эффективности контрольной деятельности учреждения целесообразно раскрывать в отдельном разделе Положения. Связано это с тем, что такая оценка является самостоятельным элементом, задача которого обеспечить контроль над действием самой системы внутреннего контроля.

Чтобы исключить субъективность при оценке эффективности системы контроля, целесообразно как можно точнее утвердить порядок ее проведения и критерии. В Положении изначально можно закрепить:

  • лиц, ответственных за проведение оценки контрольных мероприятий;
  • способы, процедуры, объем и периодичность тестирования;
  • порядок определения выборки операций для тестирования;
  • шаг выборки при тестировании или условия, которые влияют на ее размер;
  • порядок оформления результатов оценки внутреннего контроля;
  • порядок согласования результатов оценки с исполнителями процедур внутреннего контроля.

В этом же разделе можно указать процедуру устранения выявленных недочетов в системе контроля, порядок изменения или отмены неэффективных или излишних контрольных мероприятий.

Заключительные положения

В этом разделе определите порядок внесения изменений и дополнений в Положение.

Также можно указать порядок устранения нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, если это не было закреплено в других разделах.

Согласование и утверждение Положения

В настоящий момент нормативная база, которая регулирует организацию и порядок создания системы внутреннего контроля, отсутствует. Утверждает Положение руководитель учреждения, однако не лишним будет согласовать его с учредителем.

С Положением ознакомьте сотрудников под подпись. Для этого можно:*

  • вести журнал ознакомления сотрудников учреждения с Положением и вносимыми в него изменениями и дополнениями;
  • прикрепить к Положению бланк для подписи сотрудников об ознакомлении.

Пример оформления Положения о внутреннем контроле

Руководитель ГБУ НИИ «Альфа» для проведения внутреннего контроля принял решение создать отдельное структурное подразделение. После этого в учреждении было разработано Положение о внутреннем контроле.

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Рекомендация: Как организовать деятельность сотрудников внутреннего контроля

Разработка и утверждение организационно-штатной структуры системы контроля относятся к компетенции учреждения. Однако на практике учреждения не могут свободно выделять ресурсы на усиление контроля. При разработке штатного расписания учреждение должно учитывать:

  • акт о создании и учредительные документы (положение, устав);
  • лимиты численности и лимиты бюджетных ассигнований;
  • нормативы численности, утвержденные профильными министерствами или вышестоящими ведомствами.

В таких условиях сверхнормативное выделение сотрудников на проведение контрольных мероприятий возможно только за счет иных участков. Поэтому при выборе организационной структуры нужно просчитывать соотношение расходов на систему контроля с ожидаемым эффектом для учреждения в целом. Увеличение численности контролеров должно быть связано с качественным ростом их профессионализма. Если имеющиеся сотрудники уже достаточно компетентны, то увеличение не должно приводить к осложнениям на других участках деятельности. В этом случае можно оптимизировать порядок проведения контрольных мероприятий или перераспределить функции среди сотрудников.

Существуют следующие основные способы организации контрольной деятельности:

Служба внутреннего контроля

Создание отдельного постоянно действующего подразделения – это самый затратный и трудоемкий способ организации системы контроля. Кроме того, для учреждения средней величины этот способ, как правило, связан с необходимостью перераспределения штатных единиц за счет других подразделений. А в относительно небольших учреждениях создание полноценной службы фактически невозможно по причине нормативов численности.

Преимущество специализированной службы – это постоянный, систематический и максимально сплошной контроль. Такой уровень контрольных мероприятий очень эффективен и дает наибольшие результаты.

Службу внутреннего контроля целесообразно создавать в учреждении:

  • когда большой объем хозяйственной деятельности требует постоянного и систематического контроля;
  • когда эффект от контрольных мероприятий настолько высок, что экономически целесообразно привлечь к ним постоянно действующее подразделение;
  • если внутренние и внешние риски учреждения настолько высоки, что необходимость их предотвращения делает оправданными относительно большие затраты на постоянно действующее контрольное подразделение;
  • если специфика деятельности учреждения требует систематического повторения однотипных контрольных мероприятий, повышение качества которых зависит от накопления и передачи специальных знаний, навыков и опыта.

Решение о создании службы принимает руководитель учреждения. Для полного документального оформления такого решения необходимо:

  • издать приказ о создании службы и об изменениях в штатном расписании;
  • разработать и утвердить структуру подразделения отдельным приказом или в рамках приказа о создании службы;
  • разработать положение, в котором следует установить права, обязанности и задачи службы;
  • утвердить должностные инструкции сотрудников.

Функции, права, обязанности, ответственность и порядок работы службы учреждение может прописать как в отдельном разделе Положения о внутреннем контроле, так и в самостоятельном внутреннем документе – Положении о службе внутреннего контроля.*

Приказом об изменении штатного расписания в состав бухгалтерии может быть включена особая структурная единица – служба внутреннего контроля. В этом случае руководитель службы будет подчиняться главному бухгалтеру.

Также служба может быть самостоятельным подразделением и подчиняться непосредственно руководителю учреждения или по его поручению одному из его профильных заместителей.

Штатная численность службы внутреннего контроля зависит от размера учреждения и вида услуг (работ), которые оказывает учреждение. Влияют на численность также возложенные на службу функции и состояние контрольной среды.

Несмотря на то что служба специализируется только на контроле, нельзя поручать ей проведение абсолютно всех контрольных мероприятий. Однако на подразделение целесообразно возложить ответственность и принятие решений по результатам всей контрольной деятельности учреждения. То есть служба должна:

  • самостоятельно проводить все типы контроля (предварительный, текущий, последующий);
  • выполнять методологическое обеспечение всей системы контроля учреждения;
  • координировать контрольную деятельность сотрудников (подразделений) учреждения;
  • проводить оценку эффективности системы внутреннего контроля;
  • анализировать результаты всех контрольных процедур;
  • отчитываться о проделанной работе и предлагать варианты решений руководителю учреждения.

Контрольная среда очень сильно воздействует на эффективность деятельности службы внутреннего контроля. Сотрудники учреждения должны добровольно принимать участие в контрольной деятельности. Обо всех фактах нарушения законодательства или нанесения ущерба они должны сообщать службе внутреннего контроля. Кроме того, начальник службы должен иметь право привлекать к контрольным процедурам специалистов других подразделений.

На практике служба внутреннего контроля приобретает следующие права:

  • получать от сотрудников учреждения, включая руководителя, любые необходимые документы (приказы, распоряжения, контракты, бухгалтерскую и бюджетную отчетность, финансовые, учредительные документы и т. д.);
  • требовать от сотрудников учреждения справки, расчеты и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверок;
  • входить в любые производственные и служебные помещения и обследовать их в рамках мероприятий контроля;
  • опечатывать помещения, склады и архивы;
  • при обнаружении злоупотреблений изымать необходимые документы с составлением описи изъятого;
  • изучать учредительные и распорядительные документы, переписку с вышестоящими учреждениями, другими юридическими, физическими лицами (жалобы и заявления);
  • привлекать специалистов других подразделений с разрешения их непосредственного руководителя для решения задач внутреннего контроля;
  • выдавать указания и распоряжения об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения;
  • иные права, которые обусловлены спецификой учреждения.

Штатный ревизор

Организация системы контроля с помощью штатного ревизора по сути ничем не отличается от варианта с созданием службы. Ревизор (внутренний аудитор) может иметь те же права и обязанности, что и служба внутреннего контроля.

Штатный ревизор сможет вести постоянную и систематическую контрольную деятельность. Вместе с тем, расходы на ревизора значительно ниже, чем расходы на целое подразделение. Минусом является то, что возможности одного сотрудника не сопоставимы с возможностями целого подразделения (даже с маленькой численностью). Однако для небольших учреждений с ограниченным объемом задач такой способ организации наиболее оптимален.

Таким образом, должность ревизора (внутреннего аудитора) вводите, если:

  • уровень рисков учреждения требует постоянного и систематического контроля;
  • объем контрольных мероприятий соответствует трудозатратам одной штатной единицы;
  • эффект от контрольных мероприятий не оправдывает затраты на содержание целого подразделения.

Если руководитель учреждения принял решение ввести должность штатного ревизора, то необходимо изменить штатное расписание и разработать должностную инструкцию.

Комиссия по проведению внутренних проверок

Проведение проверок и ревизий с помощью комиссии получило широкое распространение на практике. Связано это с тем, что функциональная комиссия позволяет лучше управлять затратами на контрольную деятельность. Количество членов комиссии можно увеличивать или снижать по мере необходимости. В любой момент можно изменить квалификационный состав контролеров исходя из текущих задач. В комиссию можно включить сотрудников, которые обладают профессиональными знаниями по вопросам текущей проверки: юристов, сотрудников финансового отдела, бухгалтерии, отдела материального обеспечения и иных заинтересованных подразделений. Председателем комиссии может быть один из заместителей руководителя учреждения, что автоматически обеспечит более высокий статус контрольных процедур.

Комиссия может действовать как на постоянной основе, так и создаваться на период проведения контрольных мероприятий. Состав и порядок действия комиссии руководитель учреждения утверждает приказом.

Обычно утверждать отдельное Положение о контрольной комиссии не требуется, так как все функции, права, обязанности и порядок проведения контрольных процедур можно подробно прописать в Положении о внутреннем контроле.

Однако такой способ организации имеет определенные недостатки. Комиссию невозможно привлекать к систематическим (ежедневным) контрольным процедурам в качестве постоянного контрольного органа. Особенно это относится к мероприятиям предварительного и текущего контроля. Например, комиссия не в состоянии проверять законность кассовых операций за день и утверждать отчет кассира. Также она не может проверять правильность бухгалтерских проводок перед отражением первичных документов в информационной системе или участвовать в согласовании документов в рамках текущего документооборота.

Правда, в небольшом учреждении предварительный и текущий контроль можно перераспределить между руководителями различного уровня, главным бухгалтером и другими сотрудниками. А комиссии поручить единовременные ревизии различных участков. То есть возложить на комиссию все процедуры последующего контроля.

Стоит отметить, что в отдельных случаях участие комиссии в предварительном контроле уместно и даже предусмотрено законодательством. Так, Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ определено, что учреждение перед заключением контракта обязано создать комиссию, чтобы определить поставщика. Утверждение решения или согласование решения комиссией относится к методам предварительного контроля как санкционирование.

Независимый аудитор

Привлечение внешнего консультанта или аудитора (аудиторской фирмы) поможет в первую очередь обеспечить независимость контроля. Кроме того, контрольные процедуры в учреждении будут выполнены с применением стандартных, апробированных на практике подходов профессиональных аудиторов.

Опираться на аудиторскую фирму при организации системы контроля учреждения целесообразно в следующих случаях:

  • у учреждения нет возможности выделить собственные трудовые ресурсы для проведения проверок, но достаточно финансовых средств;
  • руководитель учреждения заинтересован в независимости заключения по результатам контроля;
  • затраты на создание и содержание службы внутреннего контроля (комиссии, штатного ревизора) превышают стоимость привлечения независимого аудитора;
  • уровня профессионализма сотрудников учреждения недостаточно для реализации контрольных процедур.

Участие внешнего аудитора возможно только в мероприятиях последующего контроля. Чтобы вести предварительный или текущий контроль, проверяющий должен быть связан с учреждением трудовыми отношениями и нести другой характер ответственности за качество контрольных процедур. Фактически организация системы контроля с помощью независимого аудитора аналогична по своим характеристикам созданию контрольной комиссии.

Чтобы привлечь к внутреннему контролю в учреждении независимого консультанта, заключите договор. Это может быть договор как с индивидуальным аудитором, так и с аудиторской организацией. Такой вывод следует из части 2 статьи 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Внимание: с 1 января 2010 года аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки только в том случае, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Это следует из положений части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В договоре укажите:

  • права и обязанности независимого консультанта;
  • все условия проведения проверки;
  • требования к ее результатам.

В том случае, если учреждению не требуется стандартное аудиторское заключение, целесообразно согласовать методы и условия проверки. Например, если предметом договора является только проверка кассовых операций за определенный период, то укажите шаг выборки. Также закрепите ответственность за снижение качества контрольных процедур и допущенные нарушения. Такое право заказчику услуг предоставляет пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ.

В Положении о системе контроля укажите порядок и случаи привлечения внешнего аудитора, а также перечень вопросов, к проверке которых он привлекается. Закрепите также порядок использования в деятельности учреждения полученных результатов проверок (аудиторских заключений).

Перераспределение контрольных функций

Распределение контрольных функций между сотрудниками, которые основное время заняты выполнением других обязанностей, по факту применяется в каждом учреждении. Такой контроль и самоконтроль происходят постоянно:

  • в ходе надзора руководителей над подчиненными;
  • в процессе согласования текущего документооборота.

Продуманная система принятия и согласования решений может применяться в дополнение к любому из вышеуказанных способов организации системы контроля. Правильное распределение контрольных функций и полномочий может способствовать снижению прямых затрат на проведение контрольных мероприятий.

Однако перераспределение контрольных функций в качестве самостоятельного способа организации системы контроля может применяться только в небольших учреждениях, в которых внутренний финансовый контроль ведут ревизоры (аудиторы) ГРБС (РБС).

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

4. Рекомендация: Как создать систему внутреннего контроля в учреждении

Нормативная база внутреннего контроля

Начиная с 1 января 2013 года все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Из определения факта хозяйственной жизни следует, что внутренний контроль в учреждении должен охватывать только те сделки, события и операции, которые влияют на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств учреждения. При этом все факты хозяйственной жизни являются объектами бухгалтерского (бюджетного) учета. Следовательно, новые положения законодательства требуют организовать контроль над данными бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности.

Об этом сказано в пункте 8 статьи 3, пункте 1 статьи 5 и статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

И до 1 января 2013 года государственные и муниципальные учреждения при формировании своей учетной политики должны были разрабатывать и утверждать порядок внутреннего финансового контроля (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Но определение термина «внутренний финансовый контроль» отсутствовало. Однако порядок такого контроля являлся частью учетной политики бухучета. Поэтому цели и задачи финансового контроля фактически совпадали и совпадают с целями и задачами внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Внимание: 4 августа 2013 года вступила в силу статья 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, которая относит к внутреннему финансовому контролю в том числе контроль над получателями бюджетных средств со стороны ГРБС(РБС).

Контроль вышестоящего ведомства не может заменить внутренний контроль соверш



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль