Удержание обеспечения при нарушении обязательств

2683

Вопрос

Вопрос об удержанном обеспечении исполнения контракта: поставщик нарушил условия контракта и поставил товар на 10 дней позже. В обеспечение исполнения контракта поставщиком была перечисленная некая сумма денежных средств. Поставка оплачивается за счет субсидии на выполнение госзадания, внебюджетной деятельности у учреждения нет. Учреждение хочет воспользоваться своим правом и предъявить штрафные санкции к поставщику за нарушение сроков исполнения контракта и удержать часть обеспечительного платежа. Вопросы:
1. каким документами оформить это решение об удержании? Какие документы надо и надо ли вообще отправлять поставщику? Если поставщик уклоняется от получения этих документов, может ли учреждение все равно не вернуть полную сумму обеспечения исполнения контракта.
2 Как это отражает в бухгалтерском учете (проводки, первичные документы)?
3. Налоговые последствия: налог на прибыль будет ли? Какими проводками это отражается и в каких документах?
4. В какой бюджетной отчетности необходимо будет отразить данные операции, по каких показателям, строкам?
5. Необходимо ли вносить изменения в план финансово-хозяйственной деятельности (по удержанным суммам)?
6.Что учреждение может делать с удержанной суммой: тратить куда-то на свое усмотрение, перечислять в бюджет или иные действия?
В общем интересует весь процесс со всех сторон, если важно еще на что-то обратить внимание ,ч то не отражено в вопросах выше, осветите тоже пожалуйста

Ответ

Законодательство не дает разъяснений- какими документами следует оформлять удержание обеспечения исполнения контракта в случае, если поставщик нарушил свои обязательства. Поэтому порядок удержания части обеспечения исполнения контракта целесообразно прописать в контракте. Считаем, что документальное оформление может быть аналогичным оформлению предъявления поставщику неустойки- по итогам приемки результатов выполненных работ (услуг) или товаров.

 

Денежные средства обеспечения исполнения контракта, которые остаются у учреждения, являются его доходом, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

В целях налогообложения поступившую сумму учтите в составе внереализационных доходов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как заключить контракт, если закупка проводилась по правилам Закона № 44-ФЗ

<…>

Бухучет неустойки, полученной от поставщика

Ситуация: как отразить в бухучете государственного учреждения-заказчика сумму неустойки (штрафа, пеней), полученную от поставщика (подрядчика, исполнителя). Поставщик (исполнитель, подрядчик) нарушил обязательства, предусмотренные контрактом

Условие контракта об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) является обязательным. В случае нарушения (неисполнения) контрагентом обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик обязан потребовать уплату неустойки* (ч. 4 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Размер пени не может быть менее 1/300 ставки рефинансирования, действующей на день ее уплаты. Штраф за ненадлежащее исполнение обязательств устанавливается в виде фиксированной суммы. Такие правила установлены частями 6–8 статьи 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Автономное учреждение при приобретении товаров (работ, услуг) обязано соблюдать особый порядок проведения закупок (в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ). Включение в договор условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) не является обязательным для автономных учреждений (если только оно не установлено положением о закупке), но данное условие может быть прописано в договоре (ст. 331 ГК РФ). Если условие о неустойке не включено в договор, учреждение может требовать уплаты неустойки, определенной законодательством (ст. 332 ГК РФ). Но если автономное учреждение подпадает под действие закона о контрактной системе, то обязано заключить контракт в соответствии с этим законом, в том числе и в части определения ответственности сторон.

В бухучете сумму неустойки (штрафа, пеней) начисляйте на основании акта о приемке товаров (работ, услуг) или иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота. При этом такой документ должен содержать:

Об этом сказано в письме Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 02-06-10/3525.

Порядок отражения в бухучете сумм полученных неустоек (штрафов, пеней) зависит от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:

Неустойку (штраф, пени), образовавшуюся при нарушении контрагентом контракта (в т. ч. подлежащего исполнению за счет субсидий на госзадание, целевых субсидий), отразите в составе доходов от приносящей доход деятельности. В учете сделайте проводки:

Дебет 2.205.41.560 Кредит 2.401.10.140
– начислена задолженность поставщика (исполнителя, подрядчика) по уплате неустойки (штрафа, пеней) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом;

Дебет 2.201.11.510 Кредит 2.205.41.660
– поступила сумма неустойки (штрафа, пеней);

Дебет 17 (код КОСГУ 140)
– отражено поступление средств на счет учреждения.*

Такой порядок установлен пунктами 72, 93 Инструкции № 174н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 201.01, 205.00, 401.10, забалансовый счет 17).

О том, как отразить в бухучете неустойку, исполненную контрагентом путем зачета встречных требований, см. Вправе ли учреждение произвести оплату по контракту за минусом суммы неустойки (путем зачета встречных требований).

<…>

Порядок разрешения разногласий

В разделе о разрешении разногласий (споров) пропишите:

  • порядок предъявления претензий к товару (работам, услугам)* (например, если брак был выявлен после приемки и подписания акта приема-сдачи);
  • суд, в который будет подаваться иск (ст. 37 АПК РФ, ст. 32 ГПК РФ).

Условия расторжения контракта

Расторжение контракта допускается в следующих случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • при одностороннем отказе от исполнения контракта.

Об этом сказано в части 8 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Подробнее о порядке расторжения см. Как расторгнуть контракт.

<…>

Максим Чемерисов, директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2.Рекомендация: Как установить требование об обеспечении заявки или об исполнении контракта при проведении закупок

<…>

Ситуация: как заказчику отразить в бухучете поступление и возврат денежного обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе

Заказчик обязан потребовать обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе. Одним из способов обеспечения является внесение денежных средств на счет заказчика (ч. 1 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В учете заказчика денежные средства, поступившие для обеспечения заявки на участие, отражайте на счете 0.304.01.000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» по коду вида финансового обеспечения (КФО) 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21, 267 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Учитывать деньги на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не нужно (письмо Минфина России от 27 июня 2014 г. № 02-07-07/31342).

Последующий учет и распоряжение данными средствами зависят от типа учреждения.

<…>

В учете бюджетных учреждений:

Если учреждение обслуживается в органе Казначейства России, средства, поступившие в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, зачисляются на лицевой счет с признаком 20 «Лицевой счет, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, бюджетных инвестиций)» (подп. «а» п. 5, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 29 декабря 2012 г. № 24н). Отдельный лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, не предусмотрен.

Если учреждение обслуживается в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), порядок открытия и ведения лицевых счетов (в т. ч. порядок отражения операций по зачислению средств, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в закупке) устанавливает соответствующий финансовый орган (п. 3 ст. 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Денежные средства, поступающие в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, органами Казначейства России зачисляются на лицевой счет учреждения по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы». Несмотря на это, вести учет данных поступлений на забалансовом счете 17 не нужно.

В бухучете поступление денежных средств в обеспечение заявки на лицевой счет отразите проводкой:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения

3.201.11.510

3.304.01.730

В дальнейшем поступившие средства подлежат возврату участникам закупки либо (в случае уклонения участника от заключения контракта, непредоставления обеспечения контракта и т. д.) остаются в распоряжении учреждения (ч. 13 ст. 44 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).*

<…>

Если сумма обеспечения остается в распоряжении учреждения, отразите полученный доход по статье КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н). Для этого представьте в органы Казначейства России уведомление (ф. 0531852) для уточнения кассовых операций в части отражения кодов КОСГУ на лицевом счете (т. е. для переброски средств со статьи 180 на статью 140). В учете на основании документов, подтверждающих, что обеспечение остается у учреждения, уведомления и справки (ф. 0504833) сделайте проводки:

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

1.

Списана с балансового учета задолженность по средствам, полученным во временное распоряжение

3.304.01.830

3.201.11.610

2.

Отражены суммы денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения

2.201.11.510

2.205.41.660

Увеличение забалансового счета 17(по коду КОСГУ 140)

3.

Начислен доход в сумме остающегося в распоряжении учреждения обеспечения

2.205.41.560

2.401.10.140*

       

Такой порядок следует из пунктов 72, 93, 94 Инструкции № 174н.

<…>

Победитель закупки должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого заказчик может заключить контракт с победителем закупки (ч. 4, 5 ст. 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

В ходе исполнения контракта размер обеспечения может быть уменьшен пропорционально выполненному объему работ. Кроме того, способ обеспечения также может быть изменен. Об этом сказано в части 7 статьи 96 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

В бухучете обеспечение исполнения контракта отражайте аналогично обеспечению заявки:*

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3.Рекомендация: Как составить план финансово-хозяйственной деятельности

<…>

Данные о поступлениях от деятельности, приносящей доход, формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и планируемой стоимости их реализации.*

Такой порядок установлен пунктом 10 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

<…>

Изменение Плана и Сведений

При возникновении необходимости внести изменения в План и (или) Сведения нужно составить новые План и (или) Сведения. В частности, изменение в План нужно внести, если в результате выполнения госзадания у учреждения образовалась экономия средств, и оно перераспределяет указанные средства на иные выплаты (в зависимости от потребности учреждения).*

Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений.

Такие разъяснения приведены в пункте 19 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н иписьме Минфина России от 12 июля 2012 г. № 02-13-06/2703.

При изменении подведомственности учреждения План составьте в порядке, утвержденном новым учредителем (п. 20 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

<…>

Станислав Бычков

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

Юлия Камардина

советник руководителя Федерального казначейства

4. Рекомендация: С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль

<…>

Внереализационные доходы

К внереализационным доходам относятся все другие поступления, которые не являются доходами от реализации. В частности, это:*

Полный список внереализационных доходов приведен в статье 250 Налогового кодекса РФ. Он является открытым. Это значит, что виды доходов, прямо не поименованные в нем, тоже увеличивают базу по налогу на прибыль.

<…>

Ситуация: нужно ли казенному учреждению при расчете налога на прибыль включить во внереализационные доходы сумму неустойки (штрафа, пеней), полученную от поставщика (исполнителя, подрядчика) в связи с нарушением условий контракта

<…>

По общему правилу штрафные санкции за нарушение договорных условий включаются в состав внереализационных доходов при условии, что они признаны должником или присуждены решением суда (п. 3 ст. 250, подп. 4 п. 4 ст. 271НК РФ).* Однако сумма неустойки (штрафа, пеней), полученная по госконтракту, не является доходом казенного учреждения. Поэтому объекта обложения налогом на прибыль не возникает. Объясняется это так.

Казенное учреждение заключает контракты от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 5, 6 ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). То есть заказчиком товаров (работ, услуг) по контрактам казенного учреждения выступает соответствующее публично-правовое образование.

Таким образом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает штрафные санкции не казенному учреждению, а публично-правовому образованию как заказчику. Полученные средства в полном объеме зачисляются в доход бюджета и являются неналоговыми доходами бюджета (абз. 5 п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). У казенного учреждения в этом случае доходов не возникает.

Подтверждают такой вывод контролирующие ведомства (письма Минфина России от 27 февраля 2013 г. № 03-03-06/4/5745, от 5 декабря 2012 г. № 03-03-06/4/112, от 12 мая 2012 г. № 03-03-10/46 и ФНС России от 5 июня 2012 г. № ЕД-4-3/9209, от 16 января 2012 г. № ЕД-4-3/269).

В отношении неустойки, полученной по иным гражданско-правовым договорам, Минфин России придерживается следующей позиции: неустойка по таким договорам должна учитываться в составе внереализационных доходов* (см., например, письма от 16 августа 2013 г. № 03-03-05/33508, от 28 августа 2013 г. № 03-03-06/4/35325). Аналогичную точку зрения ранее высказывала и налоговая служба в письме от 16 января 2012 г. № ЕД-4-3/269.

Свою позицию специалисты данных ведомств аргументируют тем, что при заключении таких договоров учреждение выступает от своего имени.

<…>

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

Дополнительно по данному вопросу:

РАЗЪЯСНЕНИЕ ФАС РОССИИ ОТ 27.08.2012

Обеспечение исполнения контракта, оплата по контрактам

 

14.07.2014 г.

С уважением,

Ольга Трошина , старший эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 21.15%
  • Над составлением бюджетной сметы 7.69%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 67.31%
  • Над налоговой отчетностью 25%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль