Дебиторская задолженность по НДС

478

Вопрос

У казенного учреждения числятся дебиторская задолженность по НДС.В данный момент учреждение не является плательщиком НДС.Налоговая инспекция признает задолженность (сверка проведена),но отказывается возвращать задолженность, объясняя тем, что прошел срок исковой давности (более 3-х лет).Какими бухгалтерскими проводками отразить списание данной дебиторской задолженности, нереальной к взысканию? 

Ответ

Нормативной базой не предусмотрена корреспонденция счетов для отражения списания просроченной дебиторской задолженности по налогам (в том числе НДС). Поэтому в данной ситуации казенное учреждение, возможно, может отразить списание просроченной дебиторской задолженности  по НДС числящейся на  счете 0.303.04.000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» аналогично списанию нереальной к взысканию дебиторской задолженности в части задолженности по расходам следующей проводкой: Дебет 1.401.20.273 Кредит 1.303.04.730 – списана просроченная  дебиторская  задолженность  по НДС с одновременным принятием ее на забаланс; Дебет забалансового счета 04. Однако данный порядок списания  просроченной дебиторской задолженности  по НДС казенное учреждение обязано согласовать с учредителем (ГРБС). Кроме того в соответствии с приведенным материалом  казенное учреждение в данной ситуации вправе вернуть переплату по НДС даже если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет. Для этого нужно обратиться в суд.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении списание безнадежной дебиторской задолженности

Учреждение должно своевременно списывать безнадежную задолженность в бухучете и признавать ее в налоговом учете.*

Случаи возникновения дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность возникает, в частности, в следующих случаях:

  • если поставщик (исполнитель), получивший предоплату, не отгрузил покупателю (заказчику) оплаченные товары (работы, услуги);
  • если покупатель (заказчик) не выполнил перед поставщиком (исполнителем) свои обязательства по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав);
  • если заемщик не вернул предоставленный кредит (заем);
  • если сотрудник не отчитался по суммам, полученным под отчет.*

Списание задолженности

В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать:

  • после истечения срока исковой давности;*
  • в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника.

Об этом сказано в пункте 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Списывать дебиторскую задолженность нужно отдельно по каждому обязательству (дебитору) (п. 340 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Ситуация: нужно ли учреждению согласовывать с вышестоящей организацией списание безнадежной (нереальной к взысканию) дебиторской задолженности и невостребованной кредиторской задолженности, образованной за счет средств федерального бюджета* (mod = 112, id = 65403)

Порядок списания зависит от вида задолженности – кредиторская или дебиторская.*

<…>

Безнадежная (нереальная к взысканию) дебиторская задолженность

Ответ на вопрос о согласовании списания безнадежной (нереальной к взысканию) дебиторской задолженности не так однозначен.

По общему правилу в бухучете безнадежную (нереальную к взысканию) дебиторскую задолженность нужно списать после ее признания нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством (п. 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Однако порядок признания задолженности безнадежной (нереальной к взысканию)установлен только налоговым законодательством. В бюджетном и гражданском законодательстве такого порядка нет.

Порядок признания дебиторской задолженности безнадежной Минфин России разъяснял в своих письмах. Но единого подхода в них нет.

Так, в письме от 29 мая 2012 г. № 02-06-10/1902 было высказано следующее мнение: наличие документа о приостановлении (прекращении) исполнительного производства в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ является достаточным основанием для принятия решения о списании дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию в связи с отсутствием должника, с балансового учета. При этом такая задолженность списывается на основании приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

Но уже в письме от 18 декабря 2012 г. № 02-04-10/5225 Минфин России указал, что, поскольку порядок признания задолженности безнадежной бюджетным и гражданским законодательством не установлен, решение о списании задолженности, числящейся в бюджетном учете администратора доходов федерального бюджета, может приниматься в порядке, установленном главным администратором доходов федерального бюджета. Однако в следующем письме представители финансового ведомства указали на то, что администраторы доходов бюджета вправе списать дебиторскую задолженность с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» в соответствии с порядком, утвержденным в своей учетной политике. То есть решение о списании задолженности можно не согласовывать с главным администратором доходов бюджета. Об этом сказано в письме Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 02-06-10/6776.

Исходя из этого администраторам доходов бюджета при списании дебиторской задолженности целесообразно установить порядок списания в своей учетной политике, но при разработке такого порядка учитывать порядок, установленный главным администратором.

Казенным учреждениям наиболее правильно следовать порядку, установленному администратором доходов или главным администратором доходов. Связано это с тем, что все доходы казенного учреждения подлежат зачислению в бюджет* (п. 4 ст. 298 ГК РФ, п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Подтверждение данного подхода следует из части 4статьи 298 Гражданского кодекса РФ, где сказано, что казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника. Причем дебиторская задолженность также является имуществом учреждения (при ее возникновении происходит отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота учреждения, например, при перечислении учреждением аванса). Такой вывод следует из статьи 128 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, казенному учреждению нужно принимать решение о списании дебиторской задолженности в порядке, установленном вышестоящей организацией. Казенное учреждение также может прописать свой порядок списания дебиторской задолженности в учетной политике с учетом порядка администратора доходов или главного администратора доходов.

Если же такой порядок не установлен, списание целесообразно согласовать. Нужно это в том числе и для того, чтобы главный администратор своевременно отражал в учете операции с доходами, подлежащими зачислению в бюджет.*

Главбух советует: в случае признания задолженности безнадежной по основаниям, предусмотренным Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ, согласование с вышестоящей организацией может носить уведомительный характер.

То есть учреждение может написать в адрес вышестоящего учреждения письмо с уведомлением о том, что с учета (с забалансового учета) списывается задолженность на основании решения суда о признании должника банкротом. К такому письму целесообразно приложить копии документов, на основании которых списывается задолженность.

<…>

Бухучет

Сумму задолженности спишите на финансовый результат текущего года* (п. 120 Инструкции № 162н, п. 152–153 Инструкции № 174н, п. 180–181 Инструкции № 183н).

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.* Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

<…>

В последующем безнадежную дебиторскую задолженность списывайте с забалансового учета:

  • по истечении срока наблюдения (пяти лет или иного срока, установленного законодательством);
  • при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
  • при поступлении средств в погашение задолженности.*

Об этом сказано в письме Минфина России от 29 мая 2012 г. № 02-06-10/1902.

Порядок списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 закрепите в учетной политике учреждения* (письмо Минфина России от 18 февраля 2014 г. № 02-06-10/6776). Получателям бюджетных средств при разработке такого порядка следует учитывать порядок, установленный вышестоящим учреждением.*

Порядок отражения в учете операций по списанию с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности отразите на основании справки (ф. 0504833) следующими проводками.*

Содержание операции

Дебет счета

Кредит счета

В части задолженности по доходам:

1.

Списана нереальная к взысканию задолженность по доходам с одновременным принятием ее на забаланс

КДБ.1.401.10.173

КДБ.1.205.XX.660

Увеличение забалансового счета 04

2.

Списана нереальная к взысканию задолженность по кредитам, займам, ссудам с одновременным принятием ее на забаланс<1>

КДБ (КИФ).1.401.10.173

КДБ (КИФ).1.207.XX.660

Увеличение забалансового счета 04

В части задолженности по расходам:*

1.

Списана нереальная к взысканию задолженность по выданным авансам с одновременным принятием ее на забаланс

КРБ.1.401.20.273

КРБ.1.206.XX.660

Увеличение забалансового счета 04*

2.

Списана нереальная к взысканию задолженность подотчетных лиц с одновременным принятием ее на забаланс

КРБ.1.401.20.273

КРБ.1.208.XX.660

Увеличение забалансового счета 04

Увеличение забалансового счета 04

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<1> Казенные учреждения не вправе предоставлять кредиты, займы, ссуды. Поэтому такая операция возможна в учете госорганов, уполномоченных на их предоставление.

       

<…>

Такой порядок установлен пунктами 78, 80, 82, 84, 86 Инструкции № 162н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

<…>

Наталия Гусева

руководитель Научно-практического института методологии

и организации внутреннего контроля в государственном секторе,

государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

2. Ситуация: Можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет

Да, можно.

Для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что срок, установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, ограничивает продолжительность периода, в течение которого возможен внесудебный зачет (возврат) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд можно, если налоговая инспекция отказала организации в удовлетворении ее требования о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм или если в установленный срок организация не получила от инспекции ответ на свое заявление* (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции извещение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

В постановлении от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при определении момента, когда организация узнала (должна была узнать) о факте переплаты, суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела. Одним из таких обстоятельств является наличие у организации возможностей для правильного расчета налога. Президиум ВАС РФ признал, что дата подачи уточненной налоговой декларации (с отражением в ней уменьшенных налоговых обязательств) не является точкой отсчета для исчисления срока давности обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) налога. Но если организация обратилась в контролирующее ведомство с запросом по поводу определения налоговой базы, то до получения официальных разъяснений у нее нет возможности правильно начислить налог. В подобных ситуациях срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы может отсчитываться с момента, когда такие разъяснения были получены. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

Из некоторых судебных решений следует, что начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли. В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на расчетный (лицевой) счет. Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Такая точка зрения, в частности, высказана в постановлении ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3.

Некоторые суды признают обоснованными ссылки организаций на то, что о переплате им стало известно при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях начало срока исковой давности для возврата (зачета) налога судьи определяют как дату подписания акта сверки* (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Следует отметить, что гражданским законодательством предусмотрена возможность прерывания срока исковой давности. Для этого необходимо, чтобы обязанное лицо совершило какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. А следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пени и штрафов. Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой* (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010, Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Главбух советует: старайтесь проводить сверку расчетов с бюджетом не реже чем один раз в год. Это позволит своевременно определить наличие переплаты и принять необходимые меры для зачета (возврата) излишне перечисленных сумм. Кроме того, предварительная инвентаризация обязательств (в т. ч. и налоговых) является непременным условием для составления годовой бухгалтерской отчетности* (п. 38 ПБУ 4/99, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, ч. 1 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ)

Из рекомендации «Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)»

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

08.07.2014 г.

С уважением,

Екатерина Самодурова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух».

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 31.43%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.57%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 62.86%
  • Над налоговой отчетностью 25.71%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль