Деление инвентарного объекта на несколько состовляющих

239

Вопрос

У автономного учреждения в составе объекта основных средств «Здание школы» числятся: станок обрезной, сверлильный и др., столы металлические, стеллажи. По результатам ревизионной проверки было принято решение выделить эти объекты из состава здания и поставить на учет как самостоятельные объекты по рыночной стоимости. Здание школы построено в 1959г. износ составляет 62%.
Вопрос: 1) Нужно ли выделять остаточную стоимость новых объектов основных средств и как это сделать, или их остаточная стоимость равна 0 (т.к. с 1959 г. по ним истекли все сроки начисления амортизации)?
2) Какие проводки нужно сделать, что бы выделить эти объекты из состава здания?
3) Часть выделяемого имущества подлежит списанию, нужно ли перед списанием ставить на учет эти объекты, или достаточно уменьшить стоимость здания на эту сумму?

Ответ

1. Деление инвентарного объекта на несколько самостоятельных объектов в бухучете отразите по субсчетам внутри счета 0.101.00.000 «Основные средства» и счета 0.104.00.000 «Амортизация». При этом стоимость объекта «Здание школы» уменьшится на стоимость выделенных инвентарных объектов, а начисленная амортизация уменьшится на сумму начисленной амортизации выделенных объектов. Амортизация выделенных объектов в рассматриваемой ситуации будет равна их стоимости, то есть остаточная стоимость будет нулевая.

 

2. В бухучете можно сделать, например, следующие записи:

Дебет 4.101.х4.000 субсчет «Станок обрезной»  Кредит 4.101.12.000 субсчет «Здание школы» – отражена первоначальная стоимость выделенного по результатам проверки объекта «Станок обрезной»;

Дебет 4.104.12.000 субсчет «Здание школы»    Кредит 4.104.12.000 субсчет «Станок обрезной» –отражена сумма начисленной амортизации, приходящаяся на выделенный по результатам проверки объект «Станок обрезной».

3. Прежде всего выделите объекты из стоимости здания, а затем их спишите.

Порядок распоряжения (в т. ч. порядок согласования документов по списанию) имуществом субъектов РФ (муниципальным имуществом) устанавливают соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении федерального имущества такой порядок установлен Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 834). Подробнее об этом в рекомендации № 2. Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства.

Решение о списании основных средств принимает постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Оформленный комиссией акт о списании должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с органом исполнительной власти, которому подведомственно учреждение. Порядок отражения в бухучете списания основных средств приведен в рекомендации № 3.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Рекомендация:Как отразить в бухучете деление одного инвентарного объекта на два. После проверки БТИ поделило инвентарный объект на два самостоятельных объекта

Порядок отражения в бухучете деления одного инвентарного объекта на два в Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Инструкциях № 162н, № 174н и № 183н не приведен. Однако эти инструкции не содержат запрета на деление инвентарного объекта по результатам проверки БТИ на два самостоятельных объекта. В бухучете данную операцию можно отразить по субсчетам внутри счета 0.101.00.000 «Основные средства» и счета 0.104.00.000 «Амортизация».*

Порядок отражения в бухучете деления инвентарного объекта на два самостоятельных зависит от типа учреждения.*

<…>


В учете автономных учреждений:*

Деление инвентарного объекта отразите проводками:

Дебет 0.101.11.000 (0.101.12.000…) Кредит 0.101.11.000 (0.101.12.000…)
– отражена стоимость выделенного объекта основных средств;

Дебет 0.104.11.000 (0.104.12.000…) Кредит 0.104.11.000 (0.104.12.000…)
– отражена сумма амортизации, приходящаяся на выделенный объект основных средств.

В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности.

Следует учесть, что данная корреспонденция и порядок деления должны быть согласованы:

с финансовым органом;

с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Об этом сказано в пунктах 3, 5 Инструкции № 183н.

Пример отражения в бухучете операций по делению одного инвентарного объекта на два*

В автономном учреждении «Альфа» на балансе числится гараж. Первоначальная стоимость гаража составляет 350 000 руб. Сумма начисленной амортизации за время эксплуатации – 120 000 руб. Общая площадь гаража составляет 50 кв. м.

По результатам проверки БТИ вынесено решение разделить гараж на два самостоятельных объекта. При этом площадь гаража № 1 составила 23 кв. м, гаража № 2 – 27 кв. м.

Бухгалтер «Альфы» определил:

? долю площади, которая приходится на гараж № 2;

? первоначальную стоимость и сумму начисленной амортизации, приходящиеся на гараж № 2;

? новую первоначальную стоимость гаража № 1.

Доля площади, которая приходится на гараж № 2, составила:
27 кв. м : 50 кв. м = 0,54.

Первоначальная стоимость, приходящаяся на гараж № 2, составила:
350 000 руб. × 0,54 = 189 000 руб.

Сумма начисленной амортизации, приходящаяся на гараж № 2, составила:
120 000 руб. × 0,54 = 64 800 руб.

Новая первоначальная стоимость гаража № 1 составила:
350 000 руб. – 189 000 руб. = 161 000 руб.

Сумма начисленной амортизации, приходящаяся на гараж № 1, составила:
120 000 руб. – 64 800 руб. = 55 200 руб.

В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:

Дебет 4.101.12.000 субсчет «Гараж № 2» Кредит 4.101.12.000 субсчет «Гараж № 1»
– 189 000 руб. – отражена первоначальная стоимость выделенного по результатам проверки БТИ гаража № 2;

Дебет 4.104.12.000 субсчет «Гараж № 2» Кредит 4.104.12.000 субсчет «Гараж № 1»
– 64 800 руб. – отражена сумма начисленной амортизации, приходящаяся на выделенный по результатам проверки БТИ гараж № 2.*

Из рекомендации «Как ввести в эксплуатацию основное средство»

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Станислав  Бычков,

начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России

2. Рекомендация: Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества

Все имущество закреплено за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления. Исключение установлено для объектов культурного наследия (культурных ценностей). Такие объекты используются учреждением в особом порядке, как правило, на основе охранно-арендных договоров или на праве безвозмездного пользования. Об этом сказано в пункте 1 статьи 120, пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, частях 1, 8 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, пункте 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Имущество учреждений подразделяют на следующие группы:

имущество, закрепленное за ними учредителем;

имущество, приобретенное за счет средств учредителя (выделенных на эти цели);

имущество, полученное учреждением иным способом (в т. ч. приобретенное за счет средств от деятельности, приносящей доход).

Распоряжение имуществом и его списание

Перечень имущества, выбытие которого необходимо согласовывать с собственником, и порядок получения согласия на списание имущества зависят от типа учреждения.

<…>

В учете автономных учреждений:*

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом:

закрепленным за ним учредителем, а также приобретенным за счет средств, выделенных учредителем;

приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения.

Остальным имуществом, находящемся на праве оперативного управления (в т.ч. недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Из данного правила есть исключение. Передавать имущество другим организациям в качестве их учредителя (участника) автономное учреждение вправе только с согласия своего учредителя. Совершать крупные сделки автономное учреждение может только с предварительного одобрения наблюдательного совета.*

Такие правила следуют из положений пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, частей 2, 6 статьи 3, части 1статьи 15 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, и письма Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Внимание: с 1 января 2014 года средства, вырученные с продажи недвижимости, нужно перечислять в доход соответствующего бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 1 Закона от 28 декабря 2013 г. № 418-ФЗ).

Перечислить средства нужно независимо от того, из какого уровня бюджета финансируется учреждение. Это связано с тем, что доходы от продажи недвижимого имущества автономных учреждений являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета. Так установлено в пункте 3статьи 41, пункте 1 статьи 51, части 1 статьи 57, части 1 статьи 62 Бюджетного кодекса РФ.

При перечислении в бюджет плательщик должен указать в платежном документе код классификации доходов бюджета. Этот код зависит от того, в какой бюджет перечисляются деньги, а также кто выступает главным администратором доходов. Например, при продаже федерального недвижимого имущества нужно указать код 000 1 14 02018 01 0000 410, а при продаже земельного участка, который находится в федеральной собственности, – 000 1 14 06041 01 0000 430. При этом на месте 1–3 разрядов укажите код главного администратора.

Порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества зависит от того, на базе какого имущества создано автономное учреждение:

федерального имущества;

имущества субъекта РФ (муниципального образования).*

Для автономных учреждений субъекта РФ (муниципалитета) порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливается нормативно-правовыми актами, принятыми на региональном (местном) уровне. Например, для муниципальных автономных учреждений города Челябинска решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 г. № 25/17 утверждено Положение о порядке списания имущества. В частности, для получения согласия на списание имущества учреждению нужно представить:

заявление о согласовании списания имущества бюджетного учреждения;

экспертное заключение о техническом состоянии имущества бюджетного учреждения;

акты о выявленных дефектах оборудования по утвержденной унифицированной форме.*

Для федеральных автономных учреждений порядок согласования выбытия недвижимого (особо ценного движимого) имущества устанавливают федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся (учредители) (подп. «и» п. 4, п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834, подп. «ж», «н» п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 октября 2007 г. № 662). *Например, для федеральных учреждений, подведомственных Росреестру, перечень документов установлен приказом от 30 июля 2012 г. № П/340. Порядок согласования решения о списании федерального имущества учреждений (в т. ч. автономных), подведомственных Минобрнауки России, определен регламентом, утвержденным приказом от 20 мая 2011 г. № 1676.

Кроме того, совместным приказом от 10 марта 2011 г. Минэкономразвития России № 96 и Минфина России № 30нутвержден общий Порядок представления федеральными государственными (в т. ч. автономными) учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Документальное оформление

О том, как оформить акт на списание имущества, создать комиссию по выбытию основных средств, см.:

при безвозмездной передаче – Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении безвозмездную передачу основных средств;

при списании в связи с моральным (физическим) износом, при ликвидации в связи с аварией (другими чрезвычайными происшествиями) – Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств.*

Пример оформления выбытия особо ценного движимого имущества в учреждении

Бюджетное учреждение «Альфа» в июне ликвидирует физически изношенное оборудование стоимостью 750 000 руб. Оборудование ранее было приобретено за счет средств выделенных учредителем и включено в состав особо ценного движимого имущества, поэтому его ликвидацию «Альфа» должна согласовать с учредителем. Процедура согласования утверждена учредителем.

Состав комиссии по поступлению и выбытию активов руководитель «Альфы» утвердил приказом.

После принятия решения о ликвидации оборудования комиссия составила акт о списании объекта основных средств (по форме № ОС-4 (0306003)). Далее (после оформления акта) «Альфа» направила учредителю заявление о согласовании списания имущества. К заявлению приложены следующие документы:

акт (по форме № ОС-4 (0306003));

копия приказа о создании комиссии;

копия инвентарной карточки;

справка о балансовой стоимости оборудования;

заключение о техническом состоянии объекта основных средств (составленное по результатам проведения технической экспертизы).*

<…>

Пример оформления выбытия недвижимого имущества, приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств от деятельности, приносящей доход

Автономное учреждение «Альфа» продает ООО «Производственная фирма "Мастер"» производственное здание за 10 400 000 руб. Здание было приобретено «Альфой» до изменения типа учреждения за счет средств от деятельности, приносящей доход. Согласно разъяснениям Минфина России приведенным в письме от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798 списание данного имущества следует согласовать с учредителем.

Для контроля за выбытием основных средств в учреждении создана комиссия. Состав комиссии руководитель «Альфы» утвердил приказом.

В момент перехода к покупателю (ООО «Производственная фирма "Мастер"») права собственности на здание комиссия составила акт о списании здания (по форме № ОС-1а (0306030)). Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1а (0306030) бухгалтер внес сведения о продаже здания в инвентарную карточку.

Средства, полученные от реализации здания, бухгалтер перечислил в доход бюджета.*

Наталия Гусева,

руководитель Научно-практического института методологии и организации внутреннего контроля в государственном секторе, государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

3. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении ликвидацию основных средств

В процессе эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Если объект изношен настолько, что не подлежит восстановлению, или если его дальнейшее использование экономически нецелесообразно, учреждение может принять решение о его ликвидации.

Если основное средство представляет собой комплекс конструктивно сочлененных предметов, оно может быть ликвидировано частично. То есть ликвидируется только часть основного средства, которая не подлежит восстановлению. Например, можно ликвидировать не все здание, а лишь его отдельный корпус. Подробнее об этом см. Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении частичную ликвидацию основных средств.

Порядок распоряжения (в т. ч. порядок согласования документов по списанию) имуществом субъектов РФ (муниципальным имуществом) устанавливают соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении федерального имущества такой порядок установлен Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Подробнее об этом см. Как оформить выбытие недвижимого и движимого имущества.*

Случаи ликвидации основных средств

По общему правилу объекты основных средств ликвидируют и списывают с учета, в частности, при следующих обстоятельствах:

моральном и физическом износе;

ликвидации из-за аварии, стихийного бедствия и иной чрезвычайной ситуации;

выявлении хищения, недостачи, порчи имущества в ходе инвентаризации;

частичной ликвидации (в т. ч. при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию);

в иных случаях.

Такие правила установлены пунктом 51 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Ликвидационная комиссия

Для принятия решения о ликвидации основного средства в учреждении следует создать постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).*

Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель учреждения. В состав комиссии включите сотрудников, обладающих специальными знаниями. При отсутствии в учреждении таких сотрудников председатель комиссии может пригласить экспертов. Кроме того, в состав комиссии могут входить главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Комиссия должна:

осмотреть объект основных средств, запланированный к ликвидации;

принять решение о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объектов основных средств, о возможности и эффективности его восстановления;

определить возможность использования отдельных узлов, деталей, материальных запасов ликвидируемого основного средства;

установить причины ликвидации (физический и моральный износ, авария, стихийные бедствия и т. п.);

выявить виновных лиц (если объект ликвидируется до истечения нормативного срока службы по чьей-либо вине);

подготовить акт о списании основного средства и документы для согласования с вышестоящей организацией.

В отношении федерального имущества такой порядок установлен пунктами 6–7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Ситуация: можно ли принять решение о ликвидации основного средства, если председатель и (или) один из членов комиссии отсутствует

Ответ на этот вопрос зависит от того, в отношении какого имущества принимается решение о ликвидации – федерального имущества или имущества субъекта РФ, муниципального имущества.

Порядок списания федерального имущества установлен Правительством РФ (п. 1 постановления Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834).

Решение о списании федерального имущества может быть принято комиссией при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. Поэтому отсутствие одного из членов комиссии значения не имеет. Решение о ликвидации принимается большинством голосов присутствующих.

Запрета на проведение ликвидации основного средства при отсутствии председателя законодательство также не содержит (в частности, Инструкция к Единому плану счетов № 157н, Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). При этом в пункте 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834, сказано, что председатель комиссии осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Вместе с тем подписи лиц, совершивших операцию и ответственных за правильность оформления первичных документов, являются обязательным реквизитом первичного документа (п. 7 и 6ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Унифицированные формы актов о списании основных средств предусматривают их подписание председателем (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033, ф. 0504143, ф. 0504144). Поэтому, если председатель отсутствует, руководителю учреждения (уполномоченному лицу) целесообразно назначить временно исполняющего обязанности председателя комиссии. Для этого нужно издать приказ о его назначении.

Такой вывод следует из пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834.

Порядок принятия решения о списании имущества субъектов РФ (муниципального имущества) устанавливают соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления). Например, в Челябинской области порядок списания имущества установлен распоряжением Минпрома Челябинской области от 2 декабря 2010 г. № 1439-р. Порядок принятия решения о списании имущества, установленный данным распоряжением, аналогичен вышеприведенному порядку принятия решения о списании федерального имущества. При этом пунктом 9распоряжения установлена одна особенность. Решение о ликвидации основного средства не может быть принято в отсутствие представителя исполнительного органа по управлению имуществом, который является членом комиссии.

Ситуация: может ли главный бухгалтер быть председателем комиссии по поступлению и выбытию активов

Да, может.

Председателем комиссии может быть любой сотрудник, в том числе и главный бухгалтер. Никаких ограничений на этот счет законодательство не содержит (в частности, Инструкция к Единому плану счетов № 157н, положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834). Председателя комиссии, так же как и ее членов, назначает руководитель учреждения приказом.

Техническая экспертиза ОС

Для подтверждения целесообразности списания основного средства в некоторых случаях учреждение должно провести техническую экспертизу объекта, результаты которой оформляются актом. Данное требование, как правило, устанавливают вышестоящие ведомства (см., например, приказ Росводресурсов от 23 ноября 2011 г. № 294).

В отношении имущества субъектов РФ (муниципального имущества) такое требование может быть закреплено в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ (местного самоуправления). Например, в Смоленской области требование о проведении технической экспертизы установлено в отношении списания объекта незавершенного строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) постановлением администрации Смоленской области от 25 октября 2011 г. № 673.

Расходы на проведение технической экспертизы относите на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (раздел V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Акты технической экспертизы должны быть составлены на каждое основное средство, запланированное к ликвидации. В них указывается:

наименование объекта;

инвентарный и серийный номера;

год выпуска;

балансовая и остаточная стоимость;

процент износа, причины и характер неисправности, обоснование невозможности (нецелесообразности) ремонта;

заключение о целесообразности дальнейшего использования при наличии согласования решения о списании объекта основного средства*

Документальное оформление

Решение о списании основных средств оформляйте путем подписания акта:

по форме № 0306004 при списании автотранспортных средств;

по форме № 0504143 при списании мягкого и хозяйственного инвентаря;

по форме № 0504144 при списании исключенной из библиотеки литературы (с приложением списков исключенной литературы);

по форме № 0306003 при списании других основных средств (кроме автотранспортных средств);

по форме № 0306033 при списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств).

Оформленный комиссией акт должен утвердить руководитель учреждения. При списании федерального имущества – недвижимого или особо ценного движимого – руководитель утверждает акт после его согласования с органом исполнительной власти, которому подведомственно учреждение. Проводить мероприятия, предусмотренные в акте (разукомплектование, демонтаж, разбор, утилизацию и т. д.), можно только после его утверждения руководителем. Разборка и демонтаж основных средств до утверждения актов об их списании не допускаются.*

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 Инструкции № 162н, пунктом 12 Инструкции № 174н, пунктом 12 Инструкции № 183н, пунктами 34, 52 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, пунктами 9, 10, 11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834, а в части уничтожения имущества разъяснен также в письме Минфина России от 19 декабря 2013 г. № 02-06-010/56211.

На основании утвержденных актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в следующих документах:

в инвентарной карточке основных средств по форме № 0504031 (при выбытии объекта основных средств);

в инвентарной карточке группового учета основных средств по форме № 0504032 (при выбытии группы основных средств).*

Ситуация: как обосновать списание основных средств в случаях их морального или физического износа

В качестве обоснования такого списания можно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны.

Обоснование причины морального или физического износа основного средства должно быть приведено в акте технической экспертизы. На основании этого акта составляется акт о списании объекта основных средств по формам, установленным приложением 1 к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не выдерживает возросшей нагрузки вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». То есть принципиально важно указать, что дальнейшее использование либо ремонт имущества невозможны или нецелесообразны. Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 15 апреля 2008 г. № А57-13824/06-17, Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 г. № А05-3112/04-12).*

Материалы от ликвидации

В процессе ликвидации (демонтажа) основного средства могут быть получены отдельные материальные запасы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество необходимо оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н,п. 34 Инструкции № 183н). О том, как это сделать, см. Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств.*

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете сдачу металлолома, полученного при ликвидации основного средства

Полученный в процессе ликвидации основного средства металлолом учреждение должно оприходовать (п. 23 Инструкции № 162н, п. 34 Инструкции № 174н, п. 34 Инструкции № 183н). О том, как это сделать, см. Как оформить и отразить в бухучете поступление материальных запасов, полученных от ликвидации объекта основных средств.

После принятия на учет металлолома учреждение может его реализовать специализированным организациям, которые занимаются деятельностью в области сбора металлолома.

При продаже металлолома оформите накладную на отпуск материалов на сторону по форме № 0315007. Эта форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. При перевозке металлолома в специализированную организацию автотранспортом дополнительно сформируйте товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т.*

Порядок отражения в бухучете операций по реализации металлолома зависит от типа учреждения.

В учете казенных учреждений:

<…>

В учете автономных учреждений:*

Автономные учреждения без согласия учредителя (собственника) не вправе реализовать материальные запасы, включенные в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем (приобретенного за счет средств, выделенных учредителем). Кроме того, если продажа материальных запасов признается крупной сделкой, ее предварительно нужно согласовать с наблюдательным советом.

Остальным имуществом (в т. ч. отходами, полученными от ликвидации имущества) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Поэтому доходы от реализации металлолома поступают в распоряжение учреждения.

Такие правила следуют из пункта 2 статьи 298 Гражданского кодекса РФ, статьи 41 Бюджетного кодекса РФ, части 2 статьи 3, части 1 статьи 15, части 2 статьи 17 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 24 апреля 2012 г. № 02-04-10/1464.

В учете при отражении операций по реализации сделайте следующие проводки:

Дебет 2.205.74.000 Кредит 2.401.10.172
– начислен доход за реализуемые материальные запасы;

Дебет 2.201.11.000 (2.201.21.000) Кредит 2.205.74.000
– поступила оплата за реализованные материальные запасы на счет учреждения;

Дебет 17 (код вида поступлений 440)
– отражено поступление средств на счет учреждения.*

В 24–26 разрядах номера счета укажите код вида выбытий (поступлений), соответствующ


Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Вы сформировали резервы по расходам на 2017 год?

  • Да 18.31%
  • Нет 46.48%
  • Наше учреждение не формирует резервы по расходам 40.85%
Другие опросы

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль