Суммы, не включаемые в налоговую базу по ННП

112

Вопрос

07.07.2014г. был задан вопрос №380733, на который получен ответ от Ольги Трошиной. Она ссылается в ответе на ст. 250 п.8 НК РФ. Сотрудник налоговой службы, которой предоставили ответ, с нами не согласна, т.к., она уверяет, что в этой статье речь идет об имущественных правах, а у нас «безвозмездная финансовая помощь на покупку кресел (для клуба)». В свою очередь сотрудник налоговой службы ссылается на ст. 251 п.6, и предлагает не включать в налогооблагаемую базу эту сумму. Помогите разобраться- кто прав? Я больше склоняюсь к ответу Ольги Трошиной, т.к. точно знаю, что если не идет речь о пожертвованиях, то налог на прибыль платить надо. А у нас не пожертвования

Ответ

Пункт  6 статьи 251 налогового кодекса РФ не может быть основанием для невключения в налоговую базу по налогу на прибыль финансовой помощи на покупку кресел.

 

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации". Финансовая помощь на покупку кресел не производится в рамках вышеуказанного Закона.

Считаем, что у Вашего учреждения возникает право не включать безвозмездную финансовую помощь на покупку кресел в налоговую базу только в случае, если соблюдены требования о заключении договора пожертвования,  либо если по сути заключенный ныне договор о финансовой помощи отвечает всем требованиям, предъявляемым к договорам пожертвования.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: С каких доходов нужно заплатить налог на прибыль

<…>

Доходы, освобожденные от налогообложения

Помимо доходов, подлежащих налогообложению, есть группа доходов, с которых налог на прибыль платить не нужно. Закрытый перечень доходов, освобожденных от налогообложения, приведен в статье 251 Налогового кодекса РФ.* К ним, в частности, относятся:

1) имущество или права на него, полученные в виде задатка или залога (подп. 2 п. 1 ст. 251 НК РФ);

2) проценты, полученные из бюджета (внебюджетного фонда) за несвоевременный возврат переплаты по налогам, сборам, страховым взносам (подп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ);

3) средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), в том числе:

4) целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ), в том числе:

Елена Попова

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 05.08.2009 № 03-03-06/1/517

«Об учете в целях налогообложения прибыли доходов организации-подрядчика, сформированных за счет безвозмездно полученных средств помощи (содействия) от зарубежных стран в связи с выполнением работ»

Вопрос:

Между ООО и ОАО, получателем безвозмездной иностранной технической помощи, заключен договор на выполнение работ, где наша организация выступает исполнителем. На ОАО получено удостоверение, выданное протоколом заседания Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ от 19.11.08, а ООО входит в прилагаемый к удостоверению перечень организаций, выполняющих работы в рамках программы "Сотрудничество в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ".

1. Имеет ли ООО льготу по налогу на прибыль, т.е. не облагается ли полученная прибыль от выполнения работ в рамках программы налогом на прибыль, согласно пп.6 п.1 ст.251* и пп.19 п.2 ст.149 НК РФ на основании Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные и внебюджетные фонды с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ" и глав 21 и 25 НК РФ?

Финансирование по договору N 409/1-78 по программе "Сотрудничество в области уничтожения химического оружия, утилизации атомных подводных лодок, выведенных из состава Военно-Морского Флота, учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ" было открыто 08.10.08 г. по старому договору N 149 от 18.07.2008 (в дальнейшем стороны подписали новый договор, на который и было выдано удостоверение, и в п.2.6 нового договора стороны предусмотрели, что все права и обязанности по выполнению работ и по платежам переходят без изменения в подписанный сторонами договор N 409/1-78), т.е. первые денежные средства были получены раньше, чем было выдано удостоверение. Но между ОАО и Канадой ранее было подписано Исполнительное соглашение от 02.07.2008.2.

Освобождаются ли от налогообложения НДС денежные средства, полученные 08.10.2008 на основании пп.19 п.2 ст.149 НК РФ и Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные и внебюджетные фонды с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ" и глав 21 и 25 НК РФ?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИПИСЬМОот 5 августа 2009 года N 03-03-06/1/517Об учете в целях налогообложения прибыли доходов организации-подрядчика, сформированных за счет безвозмездно полученных средств помощи (содействия) от зарубежных стран в связи с выполнением работ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 13.03.2009 N б/н по вопросу учета доходов и сообщает следующее.*

Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации(далее - НК РФ) относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации оналогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".Таким образом, средства и иное имущество, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном вышеуказанным Федеральным законом, не учитываются в доходах для целей налогообложения прибыли организаций.*

Однако следует учитывать, что доходы, полученные организацией-подрядчиком в связи с выполненными работами, в том числе за счет средств вышеуказанной безвозмездной помощи, признаются доходами организации-подрядчика для целей налогообложения прибыли организаций»

<…>

3.ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 02.03.2010 № 03-03-06/4/14

«О налогообложении пожертвований»

Вопрос:

Благотворительный фонд с 2006 года оказывает благотворительную помощь больным детям, действуя при этом в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Основной формой оказания такой помощи является поставка жизненно необходимых лекарственных средств, сложной медицинской техники и специализированных услуг.

С этой целью Фонд заключает с лечебными учреждениями договоры об оказании благотворительной помощи, в соответствии с которым Фонд берет на себя обязательства в дальнейшем оплачивать для лечебного учреждения лекарства, медицинскую технику, иной медицинский товар, соответствующие услуги, которые потребуются для оказания помощи больным детям.

Для реализации поставок конкретного лекарства, оборудования или услуг Фонд далее заключает трехсторонние гражданско-правовые договоры (далее - договор) с лечебными учреждениями, а также непосредственно с организациями, которые продают такие лекарства, медицинскую технику, а также оказывают соответствующие услуги.

При заключении и реализации таких договоров Фонд руководствуется статьей 16 ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (статья 16 Закона), предусматривающей, что в собственности благотворительной организации могут находиться денежные средства и другое имущество, в отношении которого Фонд может совершать любые сделки, не противоречащие Уставу и пожеланиям благотворителя.

В соответствии с вышеуказанными договорами Фонд принимает на себя обязательства оплатить необходимые лечебному учреждению лекарства, медицинскую технику, иной медицинский товар, соответствующие услуги, производить такую оплату из средств Фонда. При этом Фонд - плательщик по договору, оплачивает только заказанное и полученное лечебным учреждением лекарство, оборудование или услуги.

Лечебное учреждение - получатель в соответствии с таким договором имеет право заказать необходимые лекарства, медицинскую технику, иной медицинский товар, соответствующие услуги и обязуется получить заказанное.Третьим участником договора является поставщик, который обязуется осуществить поставку заказанных лечебным учреждением лекарства, оборудования или услуг, оплачиваемых из средств Фонда.

В трехстороннем договоре прямо указывается, что он заключается во исполнение договора об оказании благотворительной помощи, заключенного ранее между Фондом и лечебным учреждением. Реквизиты договора об оказании благотворительной помощи указаны в разделе договора "Предмет договора".

Учитывая вышеуказанное, все получаемое лечебным учреждением по описанному выше трехстороннему договору является пожертвованием и не учитывается при определении налоговой базы. Данный вывод основан на положениях части 2 ст.251 Налогового кодекса РФ, устанавливающей, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), к которым относятся, в том числе, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

К целевым поступлениям относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, наличие трехсторонних договоров дает возможность Фонду в соответствии с действующим законодательством:- оказывать целевым способом необходимую благотворительную помощь тем учреждениям здравоохранения, где лечатся больные дети;- прямо контролировать качество и сроки поставок в лечебные учреждения именно необходимых им лекарств, оборудования и услуг, что избавляет лечебные учреждения от несвойственных им функций и не отрывает врачей от их непосредственных обязанностей;- прямо контролировать использование лечебными учреждениями средств Фонда именно на благотворительные цели в соответствии

Уставом Фонда и пожеланиями благотворителей;- обеспечивать жесткую финансовую дисциплину в отношении средств Фонда в целях отчета перед государственными (в том числе налоговыми) органами и благотворителями.

Вместе с тем, в последнее время Фонд столкнулся с тем, что в ряде случаев руководители лечебных учреждений, несмотря на крайне острую нуждаемость пациентов в жизненно важной помощи, отказываются заключать подобные трехсторонние Договоры, подвергая сомнению их правомерность, а также указывая на возможные налоговые риски.

В связи с вышеизложенным просим вас подтвердить, что:

- заключение Фондом вышеуказанных трехсторонних договоров соответствует законодательству Российской Федерации;

- все имущество, оплаченное Фондом и полученное лечебными учреждениями по описанным трехсторонним договорам является пожертвованием, признаваемым таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

- все полученное лечебными учреждениями по описанным трехсторонним договорам не учитывается при определении налоговой базы.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИПИСЬМОот 2 марта 2010 года N 03-03-06/4/14[О налогообложении пожертвований]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросам налогообложения пожертвований и сообщает, что вопросы о квалификации представленных договоров на предмет соответствия законодательству о налогах и сборах не относятся к компетенции Министерства финансов Российской Федерации. Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов не учитываются целевые поступления, поступившие некоммерческим организациям безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

К таким целевым поступлениям, в частности, относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.*

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 572 ГК РФ предусмотрено, что по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Таким образом, если в соответствии с положениями вышеуказанных статей ГК РФ пожертвование осуществляется путем передачи жертвователем права собственности на вещи или имущественные права субъектам, перечисленным в статье 582 ГК РФ, оно не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль у получателя такого пожертвования.»

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

11.07.2014 г.

С уважением,

Ольга Трошина , старший эксперт БСС «Система Главбух»

Ответ утвержден Ольгой Холиной,

ведущим экспертом БСС «Система Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 29.73%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.11%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 64.86%
  • Над налоговой отчетностью 24.32%
результаты

Рассылка

Вас заинтересует

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль