Рассчёт совокупного годового объема закупок

174

Вопрос

К ак правильно рассчитывается совокупный годовой объем закупок? (желательно подробно) Мы когда рассчитываем 15% закупок у СПМ, то учитываем в СГОЗ и закупки у единственного поставщика. Это верно?

Ответ

Закупки у единственного поставщика, в том числе малые закупки, учитываются в совокупном годовом объеме закупок. Эта официальная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2013г. №Д28и-2183.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Систем ы Главбух » версия для бюджетных учреждений .

1. Статья справки: Совокупный годовой объем закупок

Совокупный годовой объем закупок – это все средства учреждения, предусмотренные на закупки в текущем году (в соответствии с бюджетной сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности).* Важно: средства на оплату контрактов, которые были заключены до начала года, но подлежат оплате в текущем году, также входят в состав совокупного объема. Об этом сказано в пункте 16 статьи 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. А средства, предусмотренные по статьям (подстатьям) КОСГУ, которые по своему экономическому содержанию к закупкам не относятся (в частности, 211, 212, 213), в состав совокупного годового объема не входят.

2. Статья: Что учесть при совершении мелких закупок

<…>

Определяем годовой объем закупок в 2014–2015 годах

Закон о контрактной системе предусматривает переходный период. В 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, определенного в том числе пунктом4 части 1 статьи 93 Закона, производится заказчиками без использования планов-графиков. Об этом сказано в подпункте 1 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе. Получается, что на этот период формально алгоритм определения совокупного годового объема закупок не установлен.

Позиция Минэкономразвития России. По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от8 ноября 2013г. №Д28и-2183, при расчете совокупного годового объема закупок в 2014 и 2015 годах необходимо ориентироваться на планы-графики. В нем указано, что «понятие “совокупный годовой объем закупок” в случаях, установленных Законом, определяется не как объем финансирования, а как сумма начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую ста тысяч рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона)».*

Хотя письмо №Д28и-2183 было выпущено после принятияЗакона о контрактной системе, но до его вступления в силу, он уже включал часть3 статьи 112, и ее редакция с тех пор не изменилась. Однако чиновники в своем письме№Д28и-2183 не упоминают эту норму.

С позицией, выраженной в письме №Д28и-2183, трудно не согласиться, и вот почему.*

До 2014 года ряд закупок не включался в планы-графики, особенностей планирования не существовало, ориентировать понятие «совокупный годовой объем закупок» на план-график было не совсем правильно. Видимо, поэтому на момент принятия Закона о контрактной системе в нем и появилась комментируемая оговорка (п. 1 ч. 3 ст.112).

В то же время в сентябре 2013 года Минэкономразвития России и Федеральное казначейство на основании части 2 статьи 112 Закона о контрактной системе издали совместный приказ от 20 сентября 2013 г. №544/18н. Им утверждены Особенности размещения на официальном сайте… планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы (далее – Особенности №544/18н).

Согласно Особенностям №544/18н, в планы-графики включаются сведения обо всехзакупках, в том числе проводимых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (до 100 тыс. и до 400 тыс. руб.), о срочных закупках по форс-мажору и т. д. Следовательно, положение пункта 1 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе потеряло смысл. Поэтому с момента утверждения Особенностей № 544/18н стало логичным при расчете совокупного годового объема закупок ориентироваться все же на планы-графики, а не на лимиты годового финансирования.

Во-первых, что такое «5% совокупного годового объема закупок», предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе? Это размер закупок, в рамках которых условно разрешено ограничить конкуренцию независимо от обстоятельств закупки(срочность, или закупка у монополистов, или закупки по распоряжению Правительства РФ и пр.).

Именно потому, что, согласно статье 24 Закона о контрактной системе, закупки у единственного поставщика – это неконкурентный способ закупки, законодатель установил закрытый перечень оснований их проведения в статье93 данного закона.

Когда мы говорим про конкуренцию, в первую очередь мы имеем в виду процесс определения поставщика (исполнителя, подрядчика) – именно на этом этапе закупочного цикла участники закупок, претендуя на победу и заключение контракта, конкурируют между собой. В свою очередь закупки, которые будут объявлены и разыграны в соответствующем календарном году (например, в 2014-м), заказчик включает в план-график этого года независимо от того, в каком году будет заключен и оплачен контракт. Например, закупки на уборку, охрану помещений заказчик, скорее всего, будет разыгрывать в конце 2014 года, с тем чтобы с 1 января 2015 года соответствующие услуги уже оказывались (так называемые опережающие закупки).

Возьмем другой пример: заказчик заключает долгосрочный контракт на период 2014–2016 годов. Соответствующую закупку он должен включить в план-график того года, в котором будет объявлена процедура закупки (например, аукцион) – 2014 год. Далее эта закупка не будет отражаться ни в плане-графике 2015 года, ни в плане-графике 2016 года независимо от того, что в последующие годы контракт будет исполняться и оплачиваться. То есть план-график и лимиты денежных средств никогда не совпадают по своим объемам.

Поэтому логично в разрезе года брать суммы начальных (максимальных) цен контрактов, включенных в планы-графики, как суммы, которые будут разыгрываться (а не оплачиваться) в соответствующем году. Ведь именно в период розыгрыша денег мы в первую очередь говорим о конкуренции и о том, что эту конкуренцию можно ограничить на 5 процентов для случаев осуществления малых закупок.

Во-вторых, предположим, что в 2014 и 2015 годах совокупный годовой объем закупок нужно считать не от плана-графика, а от лимитов годового финансирования. Вернемся к той же уборке и охране. При закупке этих услуг в 2015 году с расчетом исполнения и оплаты контракта в 2016 году получается, что соответствующие суммы мы не будем брать в расчет совокупного годового объема 2015 года. В 2016 году расчет совокупного годового объема закупок будет проводиться уже от плана-графика. Как было указано выше, в этот план-график попадут закупки, которые будут объявлены (разыграны) в 2016 году. Следовательно, суммы по уборке и охране не попадут и в расчет 2016 года, так как они будут объявлены в 2015 году. Получается, у заказчика в переходный период 2015–2016 годов часть закупок при расчете совокупного годового объема может потеряться, чего в принципе быть не должно.

Учитывая изложенное, несмотря на положения пункта 1 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе, Институт госзакупок полностью поддерживает позицию Минэкономразвития России в части расчета совокупного годового объема закупок. По нашему мнению, целесообразно в 2014 и 2015 годах совокупный годовой объем закупок считать как сумму начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком.

Смешанные закупки. Бюджетное учреждение в 2014 году часть закупок может совершать в соответствии с Федеральным законом от18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом случае в «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона оконтрактной системе) не входят средства, которые учреждение тратит по Закону №223-ФЗ. Это следует, во-первых, из самого определения закупки, указанного в пункте 3 статьи 3 Закона о контрактной системе. Там сказано: «закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд… – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд». Значит, «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» не включает в себя закупки, осуществляемые в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Смотрите видеозапись вебинара о применении норм Закона №223-ФЗ на сайте журнала (раздел «Видеосеминары»).

Во-вторых, как уже было указано выше, «объем средств, предусмотренных на все закупки заказчика» привязан к плану-графику, составляемому по Закону о контрактной системе. Соответственно в этот план-график не входят закупки, которые учреждение проводит по Закону№223-ФЗ.

<…>

Юлия Александровна Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

5, май 2014

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

27.06.2014г.

С уважением, Виктория Рыбалкина,

ведущий эксперт Горячей линии «Системы Юрист»

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

ведущим экспертом Горячей линии «Системы Главбух»

 

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Опрос

Часто ли к Вам приходит учредитель с проверкой и находит ошибки в учете ОС?

  • Приходит редко и не находит ошибок 100%
  • Приходит часто и находит ошибки от 1 до 5 0%
  • Приходит часто и находит ошибки свыше 5 0%
результаты

Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль