Учет спонсорской помощи на капитальное строительство

253

Вопрос

К ак поступить в данной ситуации: бюджетному образовательному учреждению оказана спонсорская помощь на капитальное строительство и ремонт здания на внебюджетный лицевой счет. Положение о закупках опубликовано на официальном сайте своевременно, в части внебюджетных средств работаем по 223-ФЗ. Вопрос: эта спонсорская помощь должна расходоваться по 223-ФЗ или 44-ФЗ?

Ответ

При соблюдении определенных условий бюджетные учреждения могут проводить закупки по Закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Сделать это можно только при закупках:

 

за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;

в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;

за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относятся все поступления, за исключением грантов, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также субсидий, предоставленных из бюджетной системы России. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 11.09.2013 г. № Д 28и-1045. Из этого следует, что бюджетное учреждение вправе проводить  закупки по Закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ за счет спонсорской помощи при осуществлении капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности (при наличии положения о закупках).

Но обязанность применять данный закон (даже если положение разработано) нормы Закона № 44-ФЗ не устанавливают. Таким образом, проводить закупки за счет средств от платной деятельности учреждение может по нормам Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, даже если было разработано положение о закупках.

Учреждение может платить за товары (работы, услуги) из разных источников (например, из средств субсидии и платной деятельности). В таких случаях в обязательном порядке закупку нужно проводить по правилам Закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. Связано это с тем, что закупка за счет субсидии должна быть в любом случае проведена по Закону о контрактной системе, а проводить две закупки для приобретения одной услуги (работы, одного товара) не представляется возможным.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как проводить закупки товаров (работ, услуг)

<…>

Особенности для бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения должны проводить закупки в общем порядке, установленном для заказчиков (т. е. в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Внимание: закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ содержит положения, которые регулируют деятельность государственных и муниципальных заказчиков, но неприменимы к бюджетным учреждениям.

При соблюдении определенных условий бюджетные учреждения могут проводить закупки по Закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Сделать это можно только при закупках:

за счет грантов, полученных безвозмездно и безвозвратно (если грантодателем не установлено иное) от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;

в рамках контракта, исполнителем которого является само бюджетное учреждение;

за счет средств от иной деятельности, приносящей доход (за исключением средств ОМС).

При этом к доходам от иной деятельности относятся все поступления, за исключением грантов, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, а также субсидий, предоставленных из бюджетной системы России (письмо Минэкономразвития России от 11 сентября 2013 г. № Д 28и-1045).*

Для того чтобы воспользоваться своим правом, учреждению нужно разработать положение о закупке, утвердить его у учредителя и разместить до начала года на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru ). Принятое учреждением решение о проведении закупок в соответствии с разработанным положением или в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ нельзя изменить в текущем году.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 4 части 2 статьи 1, пункте 6 части 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: для применения в 2014 году Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ принять и разместить на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru ) положение о закупке нужно было до 1 апреля 2014 года. Если учреждение этого не сделало, то при проведении закупок оно обязано руководствоваться Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Об этом сказано в части 25 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Пример составления положения о закупках бюджетного учреждения

Администрацией бюджетного учреждения «Альфа» было принято решение проводить в 2014 году закупки за счет средств от иной приносящей доход деятельности в порядке, установленном Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

В связи с этим контрактный управляющий разработал Положение о закупке и в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ утвердил его у учредителя. А затем в январе 2014 года (до 1 апреля 2014 года) разместил на сайте www.zakupki.gov.ru .

Ситуация: может ли бюджетное учреждение проводить закупки по приносящей доход деятельности по правилам Закона № 44-ФЗ, если у него разработано положение о закупке по Закону № 223-ФЗ

Да, может.

Из буквального толкования части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ следует, что при наличии положения о закупках учреждение вправе проводить закупки в соответствии с данным положением и Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Но обязанность применять данный закон (даже если положение разработано) ни часть 2 статьи 15, ни остальные нормы Закона № 44-ФЗ не устанавливают.

Таким образом, проводить закупки за счет средств от платной деятельности учреждение может по нормам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, даже если было разработано положение о закупках.

Обратите внимание, что учреждение может платить за товары (работы, услуги) из разных источников (например, из средств субсидии, ОМС и платной деятельности). В таких случаях в обязательном порядке закупку нужно проводить по правилам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Связано это с тем, что закупка за счет субсидии (ОМС) должна быть в любом случае проведена по Закону о контрактной системе, а проводить две закупки для приобретения одной услуги (работы, одного товара) не представляется возможным.*

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) автономным учреждениям

При приобретении товаров, работ, услуг автономные учреждения могут применять порядок проведения закупок, установленный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Кроме того, положениями Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ имеют право руководствоваться бюджетные учреждения при закупках за счет средств от платной деятельности.

Для того чтобы проводить закупки по Закону № 223-ФЗ, должны быть выполнены некоторые обязательные условия.

Порядок, установленный Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, не применяется для случаев:

купли-продажи ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;

заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (кроме договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и предусматривают поставки товаров);

приобретения биржевых товаров в соответствии с Законом от 20 февраля 1992 г. № 2383-1;

проведения закупок в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Проводить закупки в соответствии с этим законом автономные учреждения должны:
– при нарушении сроков размещения Положения о закупке;
– при осуществлении капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности как за счет бюджетных инвестиций, так и за счет субсидий на капвложения;*

закупок в области военно-технического сотрудничества;

закупок в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);

заключения и исполнения договоров об электроэнергетике, которые являются обязательными для субъектов оптового рынка – участников обращения электрической энергии и (или) мощности.

Об этом сказано в части 4 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, а о субсидиях на капвложения разъяснено в письме Минфина России от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591.

Подготовка к закупке

Для того чтобы закупать товары, работы, услуги в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, заказчик обязан разработать и разместить на официальном сайте закупок:

Положение о закупке;

план закупок товаров (приобретения работ, услуг).

Такой порядок следует из части 2 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Внимание: если учреждение не разместило на официальном сайте Положение о закупке или вовсе его не приняло, оно должно при проведении закупок руководствоваться Законом о контрактной системе. При закупках без применения данного закона участник закупки вправе обжаловать действие учреждения в антимонопольном органе. Такой вывод следует из положений пункта 3 части 10 статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

<…>

Максим Чемерисов

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

3. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 11.09.2013 № Д28И-1045

О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова по вопросу о применении части 2 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Закон N 44-ФЗ) и сообщает свое мнение. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.Следует отметить, что согласно части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ при наличии правового акта (положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения), принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки: за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения; за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).При этом следует отметить, что в рамках части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ под средствами, полученными бюджетным учреждением от осуществления им иной приносящей доход деятельности, понимаются все средства, полученные бюджетным учреждением, за исключением грантов, средств, полученных в качестве оплаты исполнения контракта, средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, у бюджетных учреждений существует возможность воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только случаях, установленных в части 2 статьи 15 Закона N 44-ФЗ в том числе в целях исполнения договоров, заключенных в рамках Закона N 223-Ф3.*Одновременно Департамент обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор
Департамента развития
контрактной системы
Д.И.Степанов

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

29.06.2014г.

С уважением,

Галина Нефедова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден:

Ольгой Холиной, ведущим экспертом направления БСС «Системы Главбух»

 



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 26.83%
  • Над составлением бюджетной сметы 9.76%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 65.85%
  • Над налоговой отчетностью 24.39%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль