Внутренний финансовый контроль закупок

6297

Вопрос

1. На каких этапах закупок участие бухгалтерии обязательно, а на каких – рекомендовано?
2. Как при составлении документов по закупкам учесть требования бухгалтерского учета и отчетности?
3. Как организовать контроль закупок со стороны бухгалтерии?

Ответ

Специальных разъяснений по данным вопросам законодательство не содержит. Поэтому при организации внутреннего финансового контроля в сфере закупочной деятельности учреждения рекомендуем воспользоваться разъяснениями, приведенными ниже.

Как проводится контроль в сфере закупок


В сфере закупок предусмотрено четыре основных вида контроля:

Данный перечень раскрыт в главе 5 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Государственный и муниципальный контроль

Функции государственного и муниципального контроля распределены между органами контроля в зависимости от уровня, задач и предмета проверки. За порядком в сфере закупок следят:

1) федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления, уполномоченные контролировать сферу закупок.

На федеральном уровне – это ФАС России, на региональном и местном уровнях – аналогичные контролирующие региональные и муниципальные ведомства. Данные органы проверяют деятельность субъектов контроля в процессе закупок, в том числе в рамках гособоронзаказа, и закупок, сведения о которых составляют гостайну (ч. 3 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗп. 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331);

2) Казначейство России, региональные и муниципальные финансовые органы, которые выполняют функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, а также органы управления государственными внебюджетными фондами.

Такой казначейский контроль начнет функционировать с 1 января 2017 года (ч. 5 ст. 99ч. 3 ст. 114 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Проводить его будут по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367;

3) органы финансового контроля – Казначейство России, органы исполнительной власти субъектов РФ, местные администрации, региональные и муниципальные финорганы, которые контролируют финансово-бюджетную сферу (п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФч. 8 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗПравила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092).

Данный перечень контролирующих органов приведен в части 1 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Субъекты государственного контроля

В процессе проверок органы контроля выявляют нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях:

  • заказчиков;
  • контрактных служб (контрактных управляющих);
  • комиссий по закупкам и их членов;
  • уполномоченных органов, уполномоченных учреждений;
  • специализированных организаций;
  • операторов электронных площадок.

Данный перечень приведен в части 2 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Проверки в сфере гособоронзаказа

Порядок государственного контроля (надзора) в рамках гособоронзаказа приведен в главе 5.1 Закона от 29 декабря 2015 г. № 275-ФЗ. Функции по контролю исполняет ФАС России (п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331).

Проверки ФАС России и аналогичных региональных и муниципальных ведомств

Для контроля в сфере закупок ФАС России и аналогичные контролирующие региональные и муниципальные ведомства проводят:

Об этом сказано в части 3 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Регламент проверок по Закону № 44-ФЗ сейчас на стадии проекта. Поэтому ФАС России и ее территориальные органы применяют документы, принятые ранее по Закону № 94-ФЗ. Об этом сказано в приказе ФАС России от 11 февраля 2014 г. № 75/14.

Функции контрольных органов, которые будут проводить проверки, и их иерархия определены Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Кроме того, порядок координации действий центрального аппарата ФАС России и его территориальных органов приведен в приказе ФАС России от 13 октября 2015 г. № 955/15.

Так, ФАС России включает в план проверок только закупки для федеральных нужд. А вот внеплановые проверки может проводить в отношении всех закупок. В частности, центральный аппарат ФАС России рассматривает жалобы и проводит внеплановые проверки по закупкам на сумму от 1 млрд руб., а по гособоронзаказу – от 25 млн руб. Также ФАС России согласовывает контракты с единственным поставщиком:

  • для федеральных нужд и за счет средств бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства или на приобретение недвижимого имущества;
  • крупных контрактов на сумму от 1 млрд руб.

Следовательно, если такая информация (жалобы) поступит в территориальные органы ФАС России, они передадут ее в центральный аппарат.

Контрольные органы субъектов РФ проводят внеплановые проверки закупок для нужд субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований, а по плану проверяют только закупки для нужд субъекта РФ.

Контрольные органы местного самоуправления проводят плановые и внеплановые проверки закупок только для нужд соответствующего муниципального образования.

Процедуры электронных аукционов контролирует только ФАС России.

Однако если органы контроля в отношении одной и той же закупки примут противоречивые решения, то применяют решение органа более высокого уровня.

Указанный порядок следует из частей 3 и 417–20 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и приказа ФАС России от 13 октября 2015 г. № 955/15.

Предмет проверки

Во время проверок ФАС России, в частности, устанавливает:

Не проверяют результаты оценки заявок по следующим критериям:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки.

Об этом сказано в части 12 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Плановые проверки

Плановые проверки проводят не чаще одного раза в шесть месяцев в отношении:

одного и того же заказчика (уполномоченного органа);

одной и той же постоянно действующей комиссии по закупкам и ее членов;

одного и того же оператора электронной площадки.

Другая периодичность плановых проверок установлена в отношении каждой специализированной организации и комиссии по закупкам, которая действует не на постоянной основе. То есть такие комиссии создают, а специализированные организации привлекают только для одной конкретной закупки. Их могут проверить не более одного раза за период каждой закупки.

Такие правила установлены частями 313 и 14 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки проводят:

Это исчерпывающий перечень оснований для внеплановой проверки. А значит, проверять заказчика по другим основаниям нельзя. Так, органы контроля не вправе провести проверку контрактной службы, управляющего, комиссии по закупкам при согласовании контракта с единственным поставщиком, когда открытый конкурс признан несостоявшимся.

Если внеплановую проверку проводят на основании жалобы участника по ее результатам и рассмотрения жалобы, принимают единое решение. То есть контролирующий орган не может вынести два различных решения. Например, признать действия заказчика, которые обжалует участник, правомерными и принять решение о выдаче предписания.

Это следует из части 15 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Результаты проверок

Информацию о результатах плановых и внеплановых проверок контролирующий орган вносит в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения этого реестра, перечень документов, которые он в себя включает, а также сроки их размещения утверждает Правительство РФ. Об этом сказано в части 21 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. В настоящее время Правила ведения такого реестра утверждены постановлением Правительства РФ от 27 октября 2015 г. № 1148. Правда, они вступят в силу только 1 апреля.

Проверки Казначейства России

Правила контроля закупок Казначейством России, региональными (местными) финорганами и органами управления государственными внебюджетными фондами утверждены постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 г. № 1367.

Порядок казначейского контроля утвержден приказом Минфина России от 4 июля 2016 г. № 104н. В его рамках будут проводить сквозную проверку в единой информационной системе (ЕИС) сведений о каждой закупке (начиная с планирования и до включения в реестр контрактов данных о соответствующем контракте).

Данный вид контроля вступает в действие с 1 января 2017 года. Об этом сказано в части 5 статьи 99, части 3 статьи 114 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Финансовый контроль

Казначейство России и аналогичные региональные и местные органы проверяют заказчиков и других субъектов контроля в отношении:

  • правил нормирования закупок, а также их обоснованности;
  • определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
  • применения заказчиком мер ответственности по факту нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара (работы, услуги) условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги);
  • соответствия поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) целям закупки.

Кроме того, Казначейство России проверяет деятельность региональных и муниципальных органов финансового контроля в части соблюдения ими Закона о контрактной системе.

Полный перечень вопросов финансового контроля приведен в части 8 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092.

Порядок финансового контроля на каждом уровне устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация (ч. 11 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, на федеральном уровне Правила контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092.

Доступ проверяющих к документам

При плановых и внеплановых проверках контрольный орган в сфере закупок вправе на основании письменного запроса получать документы и информацию, необходимые для проведения проверки. Кроме того, проверяющие при предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) о проведении проверок имеют право беспрепятственного доступа в помещения и на территории, которые занимают субъекты контроля.

Субъекты контроля обязаны представлять по требованию контрольных органов документы, информацию о закупках (в т. ч. сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в письменной и устной форме объяснения.

Заказчики обязаны обеспечивать сотрудникам органов контроля беспрепятственный доступ к документам и информации о закупках, в помещения и на территории, которые занимают заказчики. Но при условии что сотрудники предъявили служебные удостоверения и приказ (распоряжение) о проведении проверки. Об этом сказано в частях 26–28 статьи 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ответственность за правонарушения

Если при проверке государственный орган контроля обнаружит признаки административного правонарушения, он может привлечь заказчика к ответственности. Если признаки правонарушения обнаружит контрольный орган местного самоуправления, он сообщит об этом в ФАС России или в контрольный орган субъекта РФ (ч. 22 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это связано с тем, что орган местного самоуправления привлечь к административной ответственности не может (ч. 1 ст. 23.66 КоАП РФ). Виды административных правонарушений в сфере закупок и меры ответственности за их совершение в рамках действующего законодательства представлены в таблице.

По правонарушениям, которые совершены до 1 января 2014 года, действует особый порядок. По общему правилу нарушителя привлекут к ответственности по нормам закона, который действовал в то время (ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ). Но есть особенности.

Если ответственность, которая установлена действующим законодательством, уменьшена или отменена (по сравнению с прошлой редакцией КоАП РФ), то закон имеет обратную силу. То есть независимо от того, что нарушение совершено до 2014 года, нужно применять новые меры (которые установили после 1 января 2014 года). При этом если ответственность отменена, то производство по делу не может быть начато, а начатое должно быть прекращено.

Если же новые меры ответственности ухудшают положение нарушителя (размер штрафа стал больше), то будут применять меры, которые действовали до 1 января 2014 г.

Такие разъяснения приведены в письме ФАС России от 21 января 2014 г. № ИА/2111/14.

Если органы контроля обнаружат признаки уголовного преступления, в течение двух рабочих дней они уведомят об этом правоохранительные органы (ч. 29 ст. 99 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Ведомственный контроль

Помимо контрольных органов, порядок планирования и проведения закупок подведомственными заказчиками могут проверить вышестоящие организации.

Порядок ведомственного контроля на каждом уровне устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация (ст. 100 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Так, в сфере закупок для федеральных нужд Правила проведения ведомственного контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 89. Дополнительно органы госвласти утверждают свои регламенты проведения контроля. Например, Минобрнауки России утвердило регламент приказом от 23 апреля 2014 г. № 398, а Минкультуры России – приказом от 22 мая 2014 г. № 865. Полный перечень регламентов см. в таблице.

Контроль заказчиком

Заказчик также должен контролировать то, как поставщик (подрядчик, исполнитель):

Об этом сказано в статье 101 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Общественный контроль

Для борьбы с коррупцией и другими злоупотреблениями в сфере закупок граждане и общественные объединения (общественные контролеры) вправе проводить общественный контроль. В их полномочия входят:

  • подготовка предложений в части совершенствования законодательства о закупках;
  • запрос информации о закупках и об исполнении контрактов у заказчиков;
  • обращение в контрольные органы с заявлением о проверке действий (бездействия) заказчиков;
  • обращение в правоохранительные органы и суды.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 102 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Важный элемент общественного контроля – обязательное общественное обсуждение закупок, предусмотренное статьей 20 и пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Внимание: в рамках реализации программы общественного контроля в сфере закупок стартовал проект «Общественный народный фронт "За честные закупки"». Данный проект реализован на сайте zachestnyezakupki.onf.ru и представляет собой сервис по поиску информации о закупках, размещенных с нарушениями и признанных сомнительными. Кроме того, с помощью сервиса можно напрямую отправить жалобу в ФАС России.

Как проверить целевое использование бюджетных средств

Для учреждения самый значимый принцип бюджетной системы – это принцип адресного и целевого характера бюджетных средств (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ).

Следует отличать целевое использование бюджетных средств от эффективного – это разные вопросы. Однако, как правило, органы государственного контроля проверяют их одновременно. Поэтому учреждение при самостоятельной проверке целевого расходования средств одновременно должно оценивать и эффективность расходов.

Нецелевое использование

Нецелевым использованием признается направление бюджетных средств на цели, которые не предусмотрены условиями их получения. Условия и цели использования устанавливаются в решении о бюджете, бюджетной росписи, бюджетной смете или другом документе, на основании которого из бюджета предоставлялись средства.

Такие требования установлены пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Цели расходов определяются в смете по бюджетной классификации, а именно по целевым статьям и видам расходов.

Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований:
– к государственным (муниципальным) программам;
– к направлениям деятельности органов власти и наиболее значимых учреждений, которые не включены в программы;
– к расходным обязательствам, которые должны быть исполнены за счет средств соответствующего бюджета.

Об этом сказано в пункте 4.1.1 раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Коды видов расходов (КВР) в свою очередь детализируют целевые статьи. Перечень и правила применения КВР приведены в подпункте 5.2 раздела III и приложении 3 указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

В учреждениях нецелевое использование бюджетных средств проверяют в том числе по КВР. К примеру, учреждению выделили средства на капремонт здания по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Но ремонт не провели, зато купили служебный автомобиль. Такая трата и есть нецелевка.

Чаще всего разъяснения выпускает Минфин России в своих письмах. Причем можно обратиться в министерство с запросом или воспользоваться более ранними разъяснениями.

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств еще в таких случаях:

Предварительный контроль

Предварительный контроль целевого использования средств в учреждении прежде всего связан с формированием сметы.

Поэтому при разработке обоснований к каждому КВР сметы перепроверяйте коды запланированных расходов. Это не менее важно, чем правильно рассчитать размер плановых затрат.

Следите за правильностью применения расчетных тарифов и нормативов и убедитесь, что итоговые показатели бюджетной сметы соответствуют доведенным лимитам бюджетных обязательств (п. 2 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ). Эффективность контроля в дальнейшем во многом зависит от качества и степени детализации расчета. Учитывайте также, что наличие подробных обоснований к смете – это один из вопросов, изучаемых контролерами в ходе государственного финансового контроля.

Пример предварительного контроля

В декабре 2015 года экономист казенного учреждения «Альфа» А.С. Кондратьев составил проект сметы на 2016 год и расчет плановых сметных показателей к бюджетной смете.

В расчете плановых сметных показателей экономист отнес расходы на приобретение командированными сотрудниками проездных билетов на КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Однако на основании указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, выдача денег сотрудникам на билеты отражается по КВР 112 «Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

Положением о внутреннем контроле учреждения предусмотрено, что проект сметы перед направлением на утверждение ГРБС должен быть рассмотрен проверочной комиссией. Положение устанавливает, что при этом обязательна проверка правильности КВР по каждой запланированной операции.

В рамках предварительного контроля комиссия по проведению внутренних проверок обнаружила допущенную ошибку и указала на нее. Экономист внес изменения в расчет плановых сметных показателей к бюджетной смете.

Организация текущего контроля

На этапе исполнения сметы организуйте текущий контроль целевого расходования бюджетных средств. На практике это означает, что учреждение должно определить порядок контроля:

  • остатков лимитов бюджетных обязательств перед заключением контрактов;
  • документов оснований на предмет их законности, правильного оформления и соответствия утвержденной смете (накладных, актов выполненных работ, счетов на оплату, авансовых отчетов, ведомостей и т. д.);
  • кассовых заявок, платежных поручений и кассовых расходных ордеров на предмет наличия оснований к ним, соответствия смете и классификации КВР, действующей на момент платежа;
  • данных бухучета на предмет правильности применения КВР и выявления не предусмотренных сметой операций.
  • Чтобы выполнить все вышеуказанные контрольные процедуры эффективно и с наименьшими трудозатратами, продумайте документооборот и функции сотрудников на всех его этапах.

В качестве примера можно привести несколько общих ситуаций. Так, контрактная служба (контрактный управляющий) должны участвовать в подготовке обоснований к смете. А план-график закупок изначально нужно готовить на основании утвержденной сметы и в дальнейшем не допускать расхождений между ними. При этом и сам план-график закупок, и любое изменение в нем обязательно должны визироваться сотрудником, ответственным за общее ведение сметы.

Комиссия по проведению закупок перед определением поставщика должна обязательно удостовериться, что условия закупки соответствуют бюджетным назначениям.

Документы-основания перед их утверждением к оплате должны сверяться с данными сметы.

Организовать сверку со сметой не так уж сложно. Если объем операций небольшой, то применение КВР к каждому документу может определять лично главный бухгалтер. Если документооборот слишком велик для того, чтоб с этим справлялось одно лицо, то нужно распределить обязанности. Для этого доведите до лица, ответственного за обработку определенного вида документов, данные о сметных назначениях по тем КВР, к которым относятся его документы. Например, бухгалтеру по зарплате сообщите размер ЛБО по КВР 111112119 и перечень выплат, предусмотренных сметой по этим кодам. А бухгалтеру по учету имущества сообщите аналогичные данные по КВР 242243244. Бухгалтеры участков будут определять КВР по поступающим к ним документам. Дополнительно они должны будут сверять документы с перечнем расходов, предусмотренных по контролируемой ими подстатье сметы (если глубина детализации обоснований к смете это позволяет). Если расшифровки к статьям и подстатьям сметы недостаточно подробны, то бухгалтер просто удостоверится в наличии остатков по «своей» подстатье. Обо всех несовпадениях бухгалтеры участков должны сообщать главному бухгалтеру (или его профильному заместителю).

Бухгалтер по учету операций по лицевым счетам, перед тем как подготовить платеж, должен убедиться в наличии документа-основания и еще раз проверить правильность присвоенного по нему КВР. Кассир должен выполнить те же процедуры в отношении кассовых документов. Учитывайте, что в случае выплат из кассы учреждения расходный ордер нужно дополнительно сверить с КВР, который указан в заявке на получение наличных денег (ф. 0531802). Если деньги из кассы будут выплачены не для тех целей, ради которых были сняты с лицевого счета, то даже наличие остатков по этому КВР не помешает ревизорам квалифицировать выплату как нецелевую (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2009 г. № А33-6767/08-Ф02-7084/08).

На стадии оплаты обязательств важно организовать правильное взаимодействие с органами Казначейства России, которые при санкционировании кассовых заявок проверяют правильность применения КВР и остатки ЛБО по ним (п. 10 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н). Когда Казначейство России не принимает заявку, не старайтесь «пропихнуть» платеж по любому коду вида расходов.

Если код был неверно определен при утверждении сметы, то предварительно обратитесь к ГРБС с просьбой внести изменения в смету. Если ошиблись органы казначейства, то обязательно направьте им письмо с обоснованием своей позиции. Без документального подтверждения при проверках контролеры могут «не поверить», что на неправильном КВР настаивало Казначейство России, и тогда предъявят обвинения в нецелевом использовании.

Нарушение целевого использования можно выявить не только по КВР, но и с помощью сопоставления других аналитических признаков.

Последующий контроль

Проверять целевое использование средств в прошедших периодах можно:

  • в рамках комплексной ревизии финансовой деятельности учреждения;
  • в ходе отдельных тематических проверок.

При этом контрольные мероприятия можно проводить как в отношении отдельных вопросов (например, правильности отражения контрактов по кодам видов расходов), так и отдельных участков учета (нецелевое использование материальных запасов).

Конкретный тип контрольного мероприятия, порядок и сроки его проведения, а также перечень изучаемых вопросов учреждение определяет самостоятельно исходя из требований собственных регламентов или соображений целесообразности.

Анализ отклонений между начисленными и исполненными расходами с одной стороны и утвержденной сметой учреждения с другой – это один из основных способов, который применяют ревизоры финорганов, чтобы выявить нецелевку.

В общем случае методы государственного финансового контроля основываются на сопоставлении однородных данных, которые содержатся в различных документах, таких как:

  • утвержденная за прошедший год смета;
  • годовая бюджетная отчетность;
  • главная книга (ф. 0504072);
  • журналы операций (ф. 0504071);
  • регистры бюджетного учета (оборотные ведомости по счетам и т. п.);
  • выписки с лицевых счетов;
  • кассовая книга (ф. 0504514).

Внутренним ревизорам учреждения при проведении собственных мероприятий последующего контроля целесообразно использовать аналогичные методы. При этом для сокращения трудозатрат придерживайтесь логической последовательности в изучении и систематизации данных. Так, в ходе комплексной проверки целевого использования средств за прошедший год сверяйте по порядку друг за другом:

  • расчеты обоснования к проекту сметы с утвержденной сметой;
  • утвержденную и исполненную смету с бюджетной отчетностью за год;
  • отчетность и смету с данными учета о начисленных расходах;
  • начисленные расходы с кассовым расходом (исполненными расходами).

Для удобства сведите результаты сверки по всем двадцатизначным кодам классификации расходов бюджетов в табличную форму. В идеале при сопоставлении все позиции должны быть равны. То есть расходы должны быть начислены в отчетном году в объеме ЛБО (ассигнований) и в этой же сумме должны быть оплачены.

Чтобы проверить результат исполнения сметы, служба внутреннего контроля должна формировать такую таблицу по данным бухучета в целом за год. В том случае, если бухгалтерия учреждения будет использовать данный метод сопоставления на этапе текущего контроля ежеквартально (или ежемесячно), нужно учитывать, что смета еще не исполнена. В конце квартала причиной отклонений может быть обычная разница между датой оплаты и датой оприходования.

Выявленные отклонения – это сигнал для дальнейшего анализа. Чтобы установить причину расхождений, изучите все операции, которые в сумме дают неверное значение по коду расхода бюджета. В случае необходимости проверьте первичные документы по «подозрительным» бухгалтерским проводкам. Причиной несовпадения данных может оказаться обычная бухгалтерская ошибка.

Если у учреждения есть сомнения в правильности или достоверности каких-либо данных, то сверку проводите только после анализа и выявления нарушений. В этом случае можно будет избежать сопоставлений с ошибочными данными и сосредоточиться на анализе только тех позиций, в которых выявлены отклонения.

То есть перед сопоставлением данных об исполнении сметы убедитесь в правильности:

  • применения нормативов при разработке проекта сметы. Проверьте соответствие расчетов утвержденным показателям сметы;
  • формирования итоговых данных бюджетной отчетности. Установите их соответствие данным учета;
  • отнесения начисленных расходов на коды бюджетной классификации. Проанализируйте расходы на наличие иных нарушений, выявите факты завышения норм и т. п.;
  • перечисления оплаты. Определите законность различных выплат и наличие подтверждающих первичных документов.

Ответственность

Предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств – очень важная задача внутреннего финансового контроля учреждения.

За нарушение принципа целевого использования бюджетных средств учреждение, его руководителя или других ответственных сотрудников могут привлечь к административной, бюджетной или уголовной ответственности. Это произойдет, если проверяющие со стороны обнаружат ошибку. Причем ответственности не избежать, даже если вы исправите обнаруженное нарушение в ходе проверки. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 марта 2015 г. № А38-227/2014).



Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...

Видеообзор изменений 2017 года




Опрос

Над чем в данный момент Вы работаете?

  • Над формированием плана ФХД 22.92%
  • Над составлением бюджетной сметы 8.33%
  • Над бухгалтерской (бюджетной) отчетностью 68.75%
  • Над налоговой отчетностью 22.92%
результаты

Рассылка

© 2011–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль