Расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу ННП

244

Вопрос

К вопросу №350463: при расчете налога на прибыль с доходов от внебюджетной деятельности какие расходы  уменьшают налогооблагаемую базу (есть версия, что только по КОСГУ 211 и 213)?

Ответ

Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль сумму полученных доходов могут уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Все расходы учреждения, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:

 

документально подтверждены;

экономически обоснованны;

связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Подробно о том, какие расходы признаются документально подтвержденными и экономически обоснованными, в рекомендациях № 2 и № 3.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль

Бюджетные и автономные учреждения при расчете налога на прибыль сумму полученных доходов могут уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).*

В учете казенных учреждений:

При расчете налога на прибыль никакие расходы, в том числе связанные с оказанием платных услуг (работ), не учитывайте. Объясняется это тем, что источником финансового обеспечения всех расходов казенного учреждения являются средства бюджета, а такие средства налогооблагаемую прибыль не уменьшают. Это следует из пунктов 17,48.11 статьи 270 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 12 августа 2013 г. № 03-03-06/4/32634.

Условия признания расходов

Все расходы учреждения, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:

экономически обоснованны;

документально подтверждены;

связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.*

Способы признания расходов

В расчет налоговой базы расходы включайте одним из способов: методом начисления или кассовым методом (ст. 272 или 273НК РФ).

Расходы в валюте (у. е.)

Расходы, которые выражены в валюте, учитывайте в совокупности с расходами, выраженными в рублях. Суммы валютных расходов нужно пересчитать в рубли по официальному курсу, установленному на дату их признания. Это предусмотрено пунктом 5 статьи 252 Налогового кодекса РФ. В результате могут возникнуть курсовые разницы (положительные, отрицательные) (п. 11 ст. 250,подп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

В аналогичном порядке определяйте суммы расходов, выраженных в условных единицах (п. 5 ст. 252 НК РФ). При этом используйте курс, установленный Банком России на дату признания соответствующего расхода (п. 10 ст. 272 НК РФ). В результате пересчета могут возникнуть суммовые разницы (положительные, отрицательные) (п. 11.1 ст. 250, подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Группировка расходов

Все расходы, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, делятся на две группы:

расходы, связанные с производством и реализацией;

внереализационные расходы.*

Это предусмотрено пунктом 2 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Расходы, связанные с производством и реализацией

К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

расходы на производство, хранение и доставку товаров, выполнение работ или оказание услуг;

расходы, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров;

расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и техобслуживание основных средств, а также на поддержание их в исправном состоянии;

расходы на освоение природных ресурсов;

расходы на НИОКР;

расходы на обязательное и добровольное страхование;

расходы, связанные с приобретением прав на государственные (муниципальные) земельные участки, на которых находятся строения или будет осуществляться капитальное строительство (ст. 264.1 НК РФ);

прочие расходы.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 253 Налогового кодекса РФ.

Статьи затрат

По своему экономическому содержанию все расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются по следующим статьям:

материальные (ст. 254 НК РФ);

расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ);

суммы начисленной амортизации (ст. 256–259 НК РФ);

прочие расходы (ст. 264 НК РФ).

Такая классификация предусмотрена пунктом 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ.*

Помимо этой группировки, учреждения, применяющие метод начисления, подразделяют расходы, связанные с производством и реализацией, на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). Об их учете см. Как в налоговом учете учитывать прямые и косвенные расходы.

Нормируемые расходы

Некоторые расходы учитываются при расчете налога на прибыль только в пределах норм. К нормируемым расходам относятся, например, расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на страхование сотрудников (п. 4 и 2 ст. 264, п. 16 ст. 255НК РФ).

Расходы, не уменьшающие налоговую базу

При расчете налога на прибыль не учитываются расходы, перечисленные в статье 270 Налогового кодекса РФ. Они не уменьшают налоговую базу ни при каких условиях.

Особенности признания при расчете налога на прибыль отдельных видов расходов приведены в таблице.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются документально подтвержденными

Одним из условий для признания расходов при расчете налога на прибыль является их документальное подтверждение (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Перечень документов

Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у учреждения документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности учреждения в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.

В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:

первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;

другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы), и т. д.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П,определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).

Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства. В частности, каждый первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункте 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н. Отсутствие обязательных реквизитов не позволяет признать документ подтверждающим понесенные расходы. В этом случае для их подтверждения потребуются другие документы.

Например, для подтверждения расходов на приобретение товаров (работ, услуг) за наличный расчет одних только кассовых чеков недостаточно. В кассовом чеке нет наименования должностей и подписей лиц, совершивших операцию и ответственных за ее правильное оформление. Кроме того, кассовый чек свидетельствует лишь о факте оплаты товаров (работ, услуг) (п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470). Поэтому для подтверждения соответствующих расходов в целях налогообложения прибыли помимо кассового чека нужно иметь документы, свидетельствующие о выдаче наличных под отчет, об их расходовании и об оприходовании приобретенных товаров (работ, услуг): авансовые отчеты, товарные чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам и т. п. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25 июня 2013 г. № ЕД-4-3/3/11515.*

Документы в электронном виде

Понесенные расходы можно подтвердить электронными документами. Для этого документ, составленный в электронном виде, должен быть заверен электронной подписью лица, ответственного за совершение хозяйственной операции. Возможность оформлять документы с электронной подписью при совершении гражданско-правовых сделок предусмотрена статьей 4 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ. При этом в статье 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ приводятся условия, при соблюдении которых электронная подпись признается равнозначной собственноручной.*

По требованию контролирующих ведомств (например, при проверках) учреждение должно за свой счет обеспечить изготовление бумажных копий документов, составленных в электронном виде. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина Россииот 11 января 2011 г. № 03-03-06/1/3, от 28 июля 2010 г. № 03-03-06/1/491, от 26 ноября 2009 г. № 03-02-08/85, от 27 октября 2008 г. № 03-03-06/1/605.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль подтвердить понесенные расходы на оплату услуг, если отсутствует акт об оказании услуг

Подтвердите расходы другими документами.

Факт осуществления расходов может подтвердить любой документ, даже косвенно свидетельствующий об этом (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, если у учреждения нет акта об оказании услуг, для подтверждения расхода будет достаточно любого другого документа. Это может быть заявка на кассовый расход (платежное поручение), кассовый чек, счет, квитанция и т. д. Исключение составляют случаи, когда составление акта об оказании услуг (выполнении работ) обязательно (вытекает из условий сделки).*

Например, часто при аренде имущества арендодатели не выставляют актов об оказании услуг, а ведут расчеты с арендаторами по счетам (или договору). В этом случае подтвердить расчеты по арендной плате могут любые документы, составленные в соответствии с требованиями законодательства. В том числе договор, заключенный сторонами, график арендных платежей, акт приемки-передачи имущества, счет на оплату услуг (или заявка на кассовый расход (платежное поручение, свидетельствующее об оплате)).

Такую точку зрения разделяют контролирующие ведомства (письма Минфина России от 16 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/763, от 13 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/750, от 6 октября 2008 г. № 03-03-06/1/559, от 4 апреля 2007 г. № 03-07-15/47, от 9 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/742 и ФНС России от 5 сентября 2005 г. № 02-1-07/81). Подтверждает этот вывод и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2007 г. № А56-16408/2006).

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, которые подтверждены только счетами-фактурами. Учреждение закупило товары и материальные запасы для осуществления деятельности, приносящей доход. Накладные на передачу имущества поставщик не представил

Нет, нельзя.

Документами, служащими подтверждением расходов, могут быть первичные учетные документы (накладные, акты и т. д.). Счета-фактуры такими документами не являются. Они подтверждают произведенные затраты косвенно и могут служить лишь дополнением к имеющимся первичным документам. Следовательно, при расчете налога на прибыль учреждение не может учесть расходы, подтвержденные только счетами-фактурами.* Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 июня 2007 г. № 03-03-06/1/392. А в письме от 28 октября 2011 г. № ЕД-3-3/3537 ФНС России подчеркивает, что счета-фактуры могут применяться исключительно в целях подтверждения права на вычет «входного» НДС.

Некоторые суды признают, что для подтверждения расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, одних счетов-фактур недостаточно (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 декабря 2010 г. № А19-8821-2010, от 19 апреля 2006 г. № А78-4606/05-С2-20/317-Ф02-1135/06-С1, Московского округа от 16 октября 2006 г. № КА-А40/9888-06-П).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие учреждению учесть при расчете налога на прибыль расходы, которые подтверждены только счетами-фактурами. Они заключаются в следующем.

Налоговый кодекс РФ не содержит списка обязательных документов, которыми можно подтвердить понесенные расходы. Более того, факт осуществления расходов может подтвердить любой документ, даже косвенно свидетельствующий об этом (п. 1 ст. 252 НК РФ). Перечень таких документов также Налоговым кодексом РФ не ограничен. Поэтому учреждение вправе обосновать расходы на покупку товаров и материальных запасов, в частности, счетом-фактурой и заключенным договором. Аналогичный вывод, в частности, содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 3 марта 2008 г. № Ф04-1286/2008(1304-А46-25), Северо-Западного округа от 13 ноября 2006 г. № А56-47433/2005 и от 2 мая 2006 г. № А56-30073/2005.

<…>

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на приобретение товаров (работ, услуг), поставщик которых сдает в налоговую инспекцию «нулевые» декларации

Да, можно.

Добросовестное исполнение поставщиком обязанностей налогоплательщика не является обязательным условием для признания расходов у покупателя (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Сами по себе нарушения, допущенные контрагентами учреждения (в т. ч. искажение налоговой отчетности), не являются основанием для того, чтобы обвинить его в получении необоснованной налоговой выгоды (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Если учреждение действительно приобретало товары (работы, услуги) для использования в своей деятельности, а поставщик не отражал эти операции в отчетности, то при наличии правильно оформленных первичных документов включение таких расходов в расчет налоговой базы по налогу на прибыль правомерно (см., например, постановления ФАС Московского округа от 10 мая 2007 г. № КА-А40/3705-07,от 1 марта 2007 г. № КА-А40/814-07, от 17 октября 2006 г. № КА-А40/9769-06).

Но если налоговая инспекция докажет, что в действительности товары (работы, услуги) не приобретались, а первичные документы оформлялись для завышения расходов, то учреждение могут обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды (п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). В этом случае сделки, совершенные с контрагентом, будут признаны недействительными, а налоговые обязательства, вытекающие их этих сделок, пересчитаны с начислением штрафов и пеней.

<…>

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, подтвержденные документами, в которых нет расшифровок подписей должностных лиц

По мнению представителей контролирующих ведомств, расходы по документам, оформленным с нарушением установленных правил, учесть при расчете налога на прибыль нельзя.

Свою позицию представители налоговой службы мотивируют тем, что налоговая база по налогу на прибыль определяется на основании первичных учетных документов (ст. 313 НК РФ). При этом понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством о бухучете (п. 1 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/167).

Согласно пункту 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н первичные учетные документы должны содержать расшифровки подписей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления.

Поэтому, если в документах, подтверждающих расходы организации, отсутствуют расшифровки подписей, при расчете налога на прибыль такие расходы учитывать нельзя.*

Позиция налоговой службы находит поддержку в арбитражной практике (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 14 мая 2010 г. № А-45-14601/2009, Дальневосточного округа от 4 августа 2006 г. № Ф03-А73/06-2/2540 и от 31 мая 2006 г. № Ф03-А73/06-2/1369).

В то же время есть примеры судебных решений, из которых следует, что отдельные недостатки в оформлении первичных документов не влекут за собой автоматического отказа в признании расходов (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 2 августа 2010 г. № А12-23001/2009, Московского округа от 19 августа 2009 г. № КА-А40/7963-09, Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2007 г. № Ф08-721/2007-293А). В частности, впостановлении от 19 августа 2009 г. № КА-А40/7963-09 ФАС Московского округа указал, что отсутствие расшифровки подписей в акте приемки выполненных работ (при наличии такой расшифровки в договоре на их выполнение) не может быть основанием для исключения затрат на оплату работ из налоговой базы по налогу на прибыль.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, подтвержденные документами, которые не соответствуют унифицированным формам

Ответ на этот вопрос зависит от того, утверждены унифицированные формы документов, подтверждающих расходы, или нет.

Налоговая база по налогу на прибыль определяется на основании первичных учетных документов (ст. 313 НК РФ). При этом понятие «первичные учетные документы», а также порядок их принятия к учету следует определять в соответствии с законодательством о бухучете (п. 1 ст. 11 НК РФ).

По общему правилу организации не обязаны применять первичные документы, составленные по унифицированным формам. Однако это правило не распространяется на государственные (муниципальные) учреждения. Для них формы документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. Об этом сказано в части 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Перечень таких форм содержится в приказе Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.

Согласно пункту 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, если унифицированные формы первичных документов утверждены, то учреждения вправе признавать только те расходы, которые подтверждены документами, строго соответствующими этим формам.

Если унифицированные формы первичных документов не утверждены, документы, подтверждающие расходы, можно принять к учету, если они содержат следующие обязательные реквизиты:

наименование документа;

дату составления документа;

наименование субъекта учета, от имени которого составлен документ;

содержание хозяйственной операции;

величину натурального и (или) денежного измерения хозяйственной операции с указанием единиц измерения;

наименование должностных лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должностных лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события;

подписи указанных лиц и их расшифровка или иные реквизиты, необходимые для идентификации этих лиц.

Об этом сказано в частях 1–2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункте 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

Если документы, которыми учреждение подтверждает свои расходы, составлены с отступлением от этих требований, то налогооблагаемую прибыль такие расходы не уменьшают.*

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 21 мая 2010 г. № 03-03-06/1/346, от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/1/153, от 5 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/167. Разделяют эту позицию и большинство арбитражных судов (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2010 г. № А05-17414/2009, Северо-Кавказского округа от 9 января 2007 г. № Ф08-6411/2006-2796А, Дальневосточного округа от 4 августа 2006 г. № Ф03-А73/06-2/2540).

В то же время есть примеры судебных решений, из которых следует, что отдельные недостатки в оформлении первичных документов не влекут за собой автоматического отказа в признании расходов (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 2 августа 2010 г. № А12-23001/2009, Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2007 г. № Ф08-721/2007-293А).

Срок хранения документов

По общему правилу документы, подтверждающие расходы, учреждение должно хранить не менее четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ). При этом специальные правила хранения установлены в отношении документов, подтверждающих:

размер убытков, которые учреждение переносит на будущее, их нужно хранить в течение всего срока уменьшения налоговой базы, но не менее четырех лет (п. 4 ст. 283 НК РФ);

расходы в виде амортизационных отчислений четырехлетний срок хранения таких документов нужно отсчитывать с момента окончания начисления амортизации в налоговом учете.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/270.

<…>

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными

Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»

Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.*

Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.

Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:
– наличие прямой взаимосвязи расходов с деятельностью, приносящей доход (см., например, постановления ФАСМосковского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности учреждения, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАСМосковского округа от 11 сентября 2013 г. № А40-115264/12-90-585, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2013 г. № А78-5170/201, Центрального округа от 24 сентября 2012 г. № А14-10351/2011);
– связь расходов с обязанностями учреждения, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2013 г. № А33-16624/2012, Волго-Вятского округа от 18 марта 2011 г. № А82-8294/2008).*

ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.

Во-первых, при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Во-вторых, расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов учреждение должно обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности учреждения. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же учреждение ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.

Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения. Например, при определении обоснованности расходов по совершенствованию управления учреждения налоговая инспекция проанализирует, изменились ли ее экономические показатели. Если после проведенных мероприятий показатели ухудшились, то это будет основанием проверки целесообразности понесенных расходов.

В-третьих, расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.*

Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, учреждение должно четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах учреждения (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).*

Например, приобретение для учреждения легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.

Ситуация: кто должен доказывать экономическую обоснованность расходов при расчете налога на прибыль


Доказать, что расходы экономически необоснованны, должна налоговая инспекция. Это следует из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 10 апреля 2013 г. № 03-03-06/2/11897, от 9 октября 2012 г. № 03-03-06/1/535, определениями Конституционного суда РФ от 25 января 2012 г. № 134-О-О, от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, от 4 июня 2007 г. № 366-О-П, постановлениямиПрезидиума ВАС РФ от 10 июля 2007 г. № 2236/07, Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, а также окружной арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 июля 2013 г. № Ф03-2803/2013, Волго-Вятского округа от 7 августа 2012 г. № А29-5041/2011, Восточно-Сибирского округа от 26 июня 2013 г. № А19-18625/2012).

Внимание: есть примеры арбитражных решений, которые свидетельствуют о том, что учреждение должно доказать обоснованность произведенных расходов (факт и размер затрат) (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16 мая 2007 г. № Ф04-2797/2007(34036-А67-40), от 17 октября 2007 г. № Ф04-7307/2007(39383-А46-26), Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2007 г. № А19-1558/06-52-Ф02-427/2007-С1, от 16 мая 2007 г. № А19-22298/06-50-04АП-241/07-ФО2-2770/07,Московского округа от 31 января 2007 г. № КА-А40/13706-06, Дальневосточного округа от 31 января 2007 г. № Ф03-А51/06-2/5262, Поволжского округа от 17 мая 2007 г. № А12-16837/06-С36, Северо-Западного округа от 9 апреля 2007 г. № А05-5024/2006-12).

Ситуация: признаются ли экономически оправданными косвенные расходы, связанные с начальным этапом деятельности вновь созданного учреждения. Расходы понесены в периодах, когда доходов у учреждения еще не было

Да, признаются (за исключением расходов, произведенных за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений).

При расчете налога на прибыль учреждение вправе учесть документально подтвержденные косвенные расходы, которые связаны с деятельност

Госфинконтроль. Проверки и штрафы в 2017 году.

Не пропустите 28 апреля семинар со специалистом Минфина России. На семинаре будут рассмотрены все изменения в сфере госфинконтроля. На что нужно обращать внимание при проверках. А также новая функция Федерального казначейства. Первый опыт штрафов.

Все подробности по ссылке




Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...





Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль